12 марта с.г. в парламентском комитете по вопросам правовой политики и правосудия состоялся круглый стол «Реформирование законодательства о местных выборах». Судя по озвученным идеям, избирательная система Украины преобразится радикально. Успеют ли за скоростью мыслей экспертов представители избиркомов и избиратели — неизвестно.
Обязательства по усовершенствованию законодательства о выборах нынешний парламент взял еще в конце прошлого года. Коалиционное соглашение предусматривало сохранение мажоритарной системы на уровне сельских и поселковых советов и введение пропорциональной избирательной системы с открытыми списками при проведении местных выборов на других уровнях, введение выборов городских председателей больших городов в два тура и по принципу абсолютного большинства избирателей, уменьшение предельного количества депутатов местных советов.
Ольга Айвазовская, председатель правления общественной сети «ОПОРА», подчеркнула, что сроки обновления избирательного законодательства истекают. Верховный Совет Украины взял на себя обязательство принять новый закон на протяжении первого полугодия 2015 года, а выборы должны пройти в октябре 2015 года. Если допустить, что новый закон будет разработан в ближайшее время и принят в мае, формально обязательство будет выполнено. Но будет ли этот закон совершенным? Круглый стол вскрыл массу проблем, которые не так-то легко решить законодателям. К тому же не исключено, что к концу года появится новая Конституция Украины (это следует из Минских соглашений), изменяющая полномочия местных депутатов и утверждающая новую модель административно-территориального устройства. Не случайно народный депутат Сергей Соболев отметил, что обсуждать такие детали, как вид избирательной системы, можно только после того, как будет решено, под какие полномочия избираются депутаты местных советов.
Проект редакции нового закона о местных выборах представил Мирослав Питцык, исполнительный директор Ассоциации городов Украины. Предлагается следующее: выборы депутатов сельских, поселковых, городских (с населением до 300 тыс. человек) советов проводятся по избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, выборы депутатов городских (с населением более 300 тыс. человек) советов — по открытым избирательным спискам, выборы мэров городов — областных центров и городов с населением более 300 тыс. жителей — на основе абсолютного или значительного большинства (если лидер опередил ближайшего кандидата на 20 % и более), выборы остальных городских, а также сельских, поселковых председателей и сельских старост — на основе относительного большинства в один тур.
Практически не вызвало сомнений намерение уменьшить количество депутатов местных советов. В то же время высказывалась идея вернуть районные советы в столице и больших городах.
В целом идея проводить выборы председателей городов в два тура, дабы обеспечить большую легитимность градоначальников, была поддержана. Дискуссионным остался вопрос проведения второго тура, когда разрыв между фаворитами значителен (20 % и более).
Еще одно нововведение — многомандатные округа. «Мы предлагаем выборы депутатов сельских, поселковых, городских советов проводить по мажоритарной избирательной системе путем голосования в одном или нескольких многомандатных округах, где будут разыгрываться от двух до пяти мандатов», — озвучила свое видение г-жа Айвазовская. Эта система считается менее конфликтной и допускает возможность нескольких победителей. Но чем меньше требуется для победы на выборах, тем выше шансы на подкуп, совершаемый в надежде получить если не первое, то второе «почетное» место.
По мнению экспертов, на Украине должна быть введена пропорциональная система с открытыми списками. Она позволяет избирателям влиять на формирование списка — отдельные лица, выдвинутые партией, получившие больше голосов, «перемещаются» в проходную часть списка, и тем самым их шансы на прохождение в парламент повышаются. Стоит ли протестировать ее на ближайших местных выборах — большой вопрос. Как заявил зампредседателя ЦИК Андрей Магера, несовершенство системы сможет дискредитировать идею переизбрания следующего парламента по такой системе. Новый закон должен пройти три чтения в парламентских стенах.
Однако такая система способна усложнить избирательный процесс, особенно на этапе подсчета. Для того чтобы она работала эффективно, следует обучить избирательные комиссии (для этого нужны время, средства, а также система подготовки). Другая сторона проблемы — обучить самих избирателей. По мнению некоторых депутатов, далеко не просто объяснить рядовым пенсионерам, что они голосуют не только за партию, но и за конкретное лицо. По одной из предложенных систем нужно будет голосовать за номер кандидата, по другой — у избирателя может быть несколько голосов… Риск признал и эксперт по выборам, а ныне народный депутат Украины Александр Черненко (он предложил учесть, что реформы проводятся «не для бабушек, а для будущих поколений»). Претензии к системе имеют и сторонницы гендерных квот: по их мнению, представительство женщин может уменьшиться.
Словом, трудностей было вскрыто немало. Поэтому неслучайно на круглом столе, посвященном реформированию законодательства о местных выборах, прозвучала идея сохранить нынешний закон, внеся в него некоторые правки… Тем не менее председатель комитета Руслан Князевич уверил, что все высказанные идеи будут обработаны и переданы экспертной группе по подготовке нового закона о местных выборах.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…