Конкурентное законодательство Украины гармонизировано с европейским в отношении десятипроцентного верхнего порога штрафов за картели и злоупотребление доминирующим положением.
Однако бизнес справедливо апеллирует к АМКУ с вопросами о прозрачности наложения штрафов. Обязательство о принятии документа, предусматривающего транспарентный порядок расчета штрафов, содержится в тексте Соглашения об ассоциации Украины с ЕС (статья 255 части I главы 10).
В отсутствие четких правовых критериев этого процесса штрафные санкции в значительной степени могут утратить свою превентивную функцию в сфере защиты конкуренции.
С учетом актуальности вопроса необходим авторитетный для регулятора и бизнеса ориентир. Им может стать Руководство Еврокомиссии по методу начисления штрафов, налагаемых в соответствии со статьей 23(2)(а) Регламента Совета ЕС № 1/2003 (Руководство). Представляем ключевые элементы Руководства по расчету базового штрафа.
Базовый штраф, как правило, рассчитывается на основе процента от реализации товаров/услуг, имеющих отношение к правонарушению за последний финансовый год участия в нем нарушителя (пункт 13 Руководства). Зависит от тяжести нарушения, его географии, рыночной власти нарушителя и обычно ограничивается не более чем 30 % (пункты 21, 22 Руководства). Рассчитанная сумма умножается на количество лет участия в правонарушении (пункты 19, 24 Руководства).
При этом наиболее жесткие санкции применяются к горизонтальным картелям, разделу рынков, ограничению производства. В таких случаях штрафы приближаются к своей верхней границе. С целью предотвращения аналогичных действий на рынках к базовому размеру санкции, независимо от длительности нарушения, добавляется сумма 15–25 %объема от реализации товаров/услуг. Такой же порядок может применяться и к другим видам нарушений (пункт 25 Руководства).
Штраф может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств: добровольное прекращение нарушения, активное содействие расследованию, невысокая степень вовлеченности. В исключительных случаях, а именно — при угрозе экономической жизнеспособности нарушителя, когда применение санкции может привести к полной потере стоимости активов, возможно уменьшение размера штрафа. В то же время продолжение нарушения после вмешательства регулятора, создание ему препятствий в расследовании и другие отягчающие обстоятельства могут привести к увеличению штрафа.
Применение вышеуказанных принципов и правил существенно повысит прозрачность антимонопольного процесса, обоснованность и убедительность решений АМКУ.
ЮФ MT Partners
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…