Кабинет Министров Украины назвал сельское хозяйство и энергетику приоритетными отраслями экономики. Сегодня аграрный сектор действительно обеспечивает существенный приток валюты в страну и имеет огромный потенциал для роста (по мнению экспертов, Украина может увеличить валовой сбор зерна от 60 до 80 млн тонн). Для достижения таких результатов необходимы существенные инвестиции, которые следует направить на закупку высококлассных средств защиты растений и семян, техники, развитие внутренней логистики и экспортных мощностей.
Аграрная отрасль — одна из немногих продолжающих развитие, хотя сегодня она находится под существенным давлением политических рисков, огромной зарегулированности и низких мировых цен на зерно. В это сложное время необходимы четкие и быстрые реформы, которые помогут укрепить доверие внутреннего и внешнего инвестора.
Ниже приведены основные направления реформирования сельского хозяйства Украины.
Украинские производители сельхозпродукции конкурируют с производителями других стран, и вопрос себестоимости на этом рынке стоит особенно остро. В то время как объемы кредитования уменьшаются из-за политических рисков, а украинские фермеры вынуждены брать кредиты под 25 % годовых и выше, их конкуренты из Европы и США финансируются под 3–4 %. Поэтому как никогда нужны новые финансовые инструменты, которые позволят уменьшить риски кредитования и таким образом снизить процентную ставку и расширить общий объем финансирования отрасли.
Одним из таких инструментов могут стать аграрные расписки, закон о которых был принят в 2012 году. К сожалению, сегодня аграрные расписки еще не являются действующим механизмом, поскольку идет кропотливая работа над нормативной базой, отрабатываются практические вопросы функционирования такого инструмента. Очень надеюсь, что в этом году будет запущен пилотный проект в Полтавской области, который положит начало активному использованию расписок при кредитовании.
С одной стороны, зарегулированность отрасли негативно влияет на ее инвестпривлекательность, а с другой — использование старых (еще со времен СССР) стандартов во многих случаях ограничивает доступ украинской продукции на рынки Европейского Союза. Некоторые позитивные изменения в сфере дерегуляции уже произошли (например, была отменена сертификация элеваторов, сертификация зерна при его перемещении, ежегодный осмотр сельскохозяйственной техники). Однако есть еще много вопросов, для решения которых нужны существенные шаги в сфере дерегуляции, к примеру, относительно карантинного контроля, запрета перемещения зерна за пределы региона и многие другие.
Нужно также принимать во внимание, что дерегуляция должна идти в ногу с адаптацией национального законодательства с нормами ЕС. Применение Евросоюзом положений Соглашения о зоне свободной торговли в одностороннем порядке (а в будущем его полноценное действие) увеличивает возможности для поставки в европейские страны украинской сельхозпродукции путем отмены или снижения импортной пошлины. Хотя следует признать, что по некоторым позициям объемы беспошлинного импорта довольно незначительны, так как ЕС защищает своего производителя. Однако для использования в полной мере возможностей, предоставленных Соглашением о зоне свободной торговли с ЕС, нужно провести значительную работу над адаптацией и гармонизацией внутренних механизмов к требованиям Евросоюза. К сожалению, эта работа настолько объемная, что на ее завершение уйдут даже не месяцы, а годы.
За последний год четыре раза менялось налогообложение в сфере сельского хозяйства. Это совсем не добавляет уверенности инвесторам и делает прогнозирование практически невозможным. Основной камень преткновения — режимы фиксированного сельхозналога и аккумуляции НДС. С одной стороны, данные режимы являются единственной реальной поддержкой сельскохозяйственных производителей, в то время как Европа поддерживает своих производителей прямыми дотациями, а с другой — создают нагрузку на государственный бюджет. Кроме того, мошенничество с НДС и огромная нехватка бюджетных ресурсов приводит к хроническим задержкам возмещения НДС экспортерам, не являющимся сельхозпроизводителями.
К тому же вопросы так называемой солидарной ответственности, огромное количество безосновательно открытых уголовных производств и налоговых доначислений в аграрной сфере негативно влияют на инвестиции и требуют скорейшего решения.
Перспективы развития аграрного сектора ставят перед государством задачу привлечь инвестиции не только в производство зерна, но и в сферу логистики, чтобы зерно могло экспортироваться (элеваторы внутренние и портовые, железнодорожные вагоны), производство средств защиты растений, семян, сельхозтехники, строительство перерабатывающих мощностей.
К сожалению, по привлечению инвестиций государство не работает целенаправленно и методично, хотя в настоящее время это должно быть одним из основных приоритетов. Сегодня инвестору приходится долго ходить по многочисленным инстанциям и прокладывать себе дорогу через бюрократию и огромную зарегулированность. Ситуация может улучшиться, если государство будет помогать инвестору при разрешении всевозможных сложностей. Идея создания Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины сама по себе была очень неплохой, хотя миссии своей этот орган не выполнил, а очень жаль. Сегодня Кабинет Министров Украины ставит вопрос о ликвидации этого агентства, однако, возможно, все-таки придет к мнению, что подобный (но более эффективный) орган по работе с инвесторами как потенциальными, так и существующими очень нужен. Еще в мае правительство Украины пообещало создать офис бизнес-омбудсмена. Для инвестиций было бы очень неплохо, чтобы данный офис смог заниматься не только проблемными вопросами существующих инвестиций, но и помогать потенциальным инвесторам осуществлять новые, быть проводником по многочисленным инстанциям и огромному количеству нормативных актов. Хотя перспективы создания и этого офиса пока неясны.
Кроме этого, необходимо закончить реформы портов Украины, железнодорожного хозяйства, что позволит эффективно защитить интересы инвесторов.
Проведение земельной реформы уже давно назрело, однако нужно учитывать, что открытие рынка купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения не принесет немедленного эффекта, так как денежные средства, направленные на покупку земли, потенциально могут уменьшать инвестиции в развитие сельского хозяйства (приобретение средств защиты растений и семян, техники и т.д.).
Однако несомненным позитивом в открытии рынка земли станет возможность передачи земельных участков в залог. Земельные участки, переданные в залог, как один из немногих достаточно ликвидных товаров, снизят риски кредитования, что уменьшит кредитную ставку и как результат увеличит объем кредитования.
Кроме этого, формирование земельных массивов путем объединения нескольких земельных участков уменьшит затраты на проведение различных сделок с земельными участками.
Приоритетный характер аграрной отрасли не сильно повлияет на настроения инвесторов. Практически все предыдущие правительства в той или иной мере определяли важность этой отрасли, однако реальных шагов, направленных на позитивные изменения, было сделано очень мало.
Надеюсь, что сегодня будет осуществлен переход от слов к делам, а именно — проведение быстрых и эффективных реформ, в которые поверят инвесторы.
САМУСЬ Олег — партнер МЮГ AstapovLawyers, сопредседатель аграрного комитета Американской торговой палаты на Украине, г. Киев
Вячеслав КРАГЛЕВИЧ, партнер ЮК FCLEX
О реформах в сфере сельского хозяйства говорят давно, но до настоящего времени реформы заключались в смене руководителей соответствующего министерства, других связанных ведомств.
Однако после ратификации 16 сентября Соглашения об ассоциации с ЕС появилась надежда на то, что реальные реформы этого сектора экономики будут запущены.
Согласно ратифицированному Соглашению, вопросы реформ в сельском хозяйстве урегулированы положениями главы 4 «Санитарные и фитосанитарные меры» и главой 17 «Сельское хозяйство и развитие сельских территорий», которые предусматривают адаптацию национального законода тельства к европейским требованиям, использование единых санитарных и фитосанитарных норм при осуществлении торговли, введение стандартов содержания и обращения с животными, применение методов органического производства и биотехнологий, прозрачность условий инвестирования в отрасль, поощрение производителей высококачественной продукции и т.д.
Надеемся, что скорейшая реализация указанных выше положений приведет к позитивному и реальному реформированию аграрного сектора экономики Украины.
Елена ШТОГРИН, адвокат АО IMG Partners
Для того чтобы уменьшить риски кредитования и таким образом снизить процентную ставку по кредитам, а также расширить общий объем финансирования аграрной отрасли, необходимо менять всю рыночную модель экономики Украины. Но об этом можно говорить лишь в перспективе, поскольку очевидно, что при нынешнем состоянии дел в стране эффективное реформирование экономики невозможно. Поэтому сегодня единственным действенным механизмом может быть только внедрение государственного кредитования под 3–5 % годовых в валюте за счет финансовых ресурсов государственных банков с обязательным привлечением Государственного агентства резерва Украины в качестве гарантированного клиента по выкупу сельскохозяйственной продукции у отечественных производителей и последующей продаже продукции на внешние рынки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…