Кабинет Министров Украины наконец-то разработал давно обещанный пакет нововведений, которые должны упростить жизнь бизнесу и привести к легализации фактических трудовых отношений. Такие задачи ставило не только нынешнее, но и почти все предыдущие правительства, однако решить не могли. В свою очередь депутаты отклонили предложенный комплекс изменений во время голосования 16 сентября с.г., не включив его в повестку дня. Однако не исключено, что они вернутся к этому вопросу или, по крайней мере, позаимствуют часть идей. Поэтому анализ проекта Закона «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (№ 5080) представляется актуальным.
Путем изменений в Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины авторы законопроекта предлагают устранить пробел, обуславливающей массовые нарушения трудовых прав. Работник не может быть допущен к выполнению обязанностей без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника. Альтернативой является уведомление налоговой о приеме работника на работу. При этом исключается норма, которая обязывает регистрировать трудовой договор, заключенный между работником и физическим лицом в центре занятости (статья 241 КЗоТ Украины).
При вынесении решения об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, суд принимает решение о начислении и выплате такому работнику зарплаты в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе без учета фактически выплаченного заработка (статью 235 КЗоТ Украины предлагают дополнить частью 6). Эта норма полезна для работников, ведь сегодня в лучшем случае им удается добиться выплаты минимальной зарплаты. Согласно проекту, за основу будут брать средний заработок в определенной сфере занятости.
Однако таким образом устраняется и гарантия, которая признает наличие трудовых отношений априори заключенными, если работник все же был допущен к работе. Кроме того, профильный комитет в своем заключении указал, что законопроект не содержит обязательства заключать трудовые договоры сугубо в письменной форме.
Исключается обязанность работодателя уведомлять государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда (при этом сохраняется необходимость уведомления, когда сокращение носит массовый характер).
Работодателям не будут компенсировать расходы на оплату единого социального взноса в течение трех лет после создания новых рабочих мест. Такие изменения предлагается внести в Закон Украины «О занятости населения». В то же время работодатели будут лишены обязанности создавать рабочие места для незащищенных категорий работников. Броня для таких лиц устанавливаться не будет — их могут принять «в качестве исключения».
Среди радикальных новаций проекта следует отметить стимулирование выведения реальных зарплат из тени. К части базы начисления единого взноса, превышающей двукратный размер минимальной заработной платы, ставка единого взноса, установленная для соответствующей категории плательщика, применяется с коэффициентом 0,4. Зарплата в размере двух прожиточных минимумов будет облагаться по ставке 41 %, тогда как последующие — по ставке около 15 %.
Впервые непосредственно в КЗоТ Украины хотят предусмотреть конкретные размеры штрафов (финансовых санкций) для работодателей (предлагаемая редакция статьи 265 КЗоТ). Такая ответственность будет существовать наряду с административной и уголовной. Полномочия по наложению штрафов возложат на Государственную инспекцию по вопросам труда (Гоструда) без решения суда. «Расценки» выглядят следующим образом:
— допуск работника к работе без оформления трудовых отношений, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время и выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов предусматривают штраф в размере 30 минимальных зарплат, установленных на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;
— нарушение сроков выплаты зарплат работникам более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме — штраф в размере трех минимальных зарплат;
— нарушение других требований трудового законодательства — штраф в размере одной минимальной заработной платы.
Многократно усиливается административная и уголовная ответственность (до сих пор такая ответственность была просто символической). К примеру, за грубое нарушение законодательства о труде (статья 172 Уголовного кодекса Украины) предусмотрен штраф до 51 тысячи гривен в уголовном порядке (вместо 850 гривен).
Неизвестно, насколько эффективно Гоструда сможет воспользоваться новыми полномочиями, поскольку в последнее время правительство неоднократно урезало инспекции финансирование и обещало провести масштабное сокращение штата.
Следует добавить, что отдельные положения документа ранее содержались в проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно минимальных размеров оплаты труда и ответственности за нарушение законодательства о труде». Однако правительство в поданном законопроекте отказалось от таких новаций, как размер гарантированной заработной платы — установленный Кабинетом Министров Украины с учетом предложений Трехсторонней комиссии размер зарплаты работников соответствующих классификационных групп, который является обязательным для учреждений, не входящих в сферу действия отраслевых соглашений, и физлиц-предпринимателей. Размер устанавливается ежегодно после утверждения минимальной зарплаты.
«Самая высокая» гарантированная зарплата должна превышать «наименьшую» как минимум втрое. Предусмотрена обязанность работодателя осуществить доплату, если начисленная работнику зарплата меньше гарантированной.
Кроме того, авторы законопроекты передумали выводить Гоструда из-под действия Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», на чем давно настаивала Международная организация труда. Это предоставило бы больше полномочий Гоструда и позволило ей, в частности, осуществлять внеплановые проверки предприятий в нерабочее время.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…