Компромисс, который способен сохранить человеческие жизни, в прямом смысле имеет всеобщую выгоду. Преследуя цель скорейшего завершения войны, парламент Украины принял 16 сентября 2014 года два закона, разработанных Президентом. Однако принятые законопроекты вызвали неоднозначную реакцию.
Принятие Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон № 5081) является своего рода неконституционным выходом из сложившейся экстремальной ситуации. И не факт, что это сработает. Украинская власть не сумела произвести конституционную реформу по децентрализации и теперь, как может показаться, производит ее в обход Конституции, и отдельные положения вышеуказанного Закона являются куда более многообещающими, чем предложения, обнародованные Президентом Украины в июне (законопроект № 4178а).
Закон № 5081 вызвал критику, поскольку признает отсутствие контроля центральной власти над данными территориями. Кроме того, жители этих районов получают большие привилегии в отличие от граждан остальной Украины. Следует сказать, что негативная реакция на Закон в основном связана с неверным толкованием его положений.
«Этот Закон определяет временный порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с целью создания условий для скорейшей нормализации обстановки», — говорится в Законе и указывается, что такой порядок вводится временно (на три года).
Территория, на которой вводятся особые порядки, — это не целые области, а отдельные районы Донецкой и Луганской областей в пределах территории, определенной решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины.
Государство гарантирует право языкового самоопределения каждого жителя в общественной и частной жизни. Разумеется, это и уступкой сложно назвать, особенно по сравнению с последующими положениями.
В статье 5 подчеркивается, что самоуправление осуществляется по украинскими законам через органы местного самоуправления. Разница состоит только в том, что их полномочия не могут быть досрочно прекращены до проведения внеочередных местных выборов, запланированных на 7 декабря 2014 года. Органы местного самоуправления могут заключать соглашения о развитии определенных районов, инициируя соответствующий вопрос перед Кабинетом Министров Украины или каким-либо министерством. То есть ни слова о признании самопровозглашенных республик.
Однако далее — более серьезные положения. В отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится «особый порядок» назначения руководителей органов прокуратуры и судов, предусматривающий участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов. Пока Верховный Совет Украины не принял такие законы, неизвестно, в чем будет состоять «участие» местных депутатов в назначении председателей судов и прокуроров районов. Будет ли это консультативное участие или предоставление реальных полномочий, неизвестно. Но говорить о том, что Украина отказалась от контроля данных вопросов, преждевременно. Также предусмотрено создание отрядов «народной милиции» — аналога муниципальной милиции. Неизвестно, будет ли такое формирование вооруженным, но в его состав должны входить исключительно граждане Украины.
Государственная поддержка заключается во введении законом отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление территорий. Не исключено, что от таких уступок выиграет украинский бизнес, получив возможность выполнения определенных работ.
В законе о Государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются расходы на поддержку социально-экономического развития отдельных районов, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений. При этом не говорится, смогут ли представители «особых территорий» влиять на объем таких расходов при формировании проекта Госбюджета.
Отметим, что эксперты рассматривали даже вариант объявления территорий оккупированными российскими войсками, однако нашли более нестандартный подход. Актуальным вопросом является контроль над украинско-российской границей — об этом в Законе не сказано ни слова.
Еще одним резонансным законодательным актом стал Закон Украины «О недопущении преследования и наказания участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» (Закон № 5082). Он распространяется на лиц, которые были в составе вооруженных формирований и участвовали в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях.
Вопрос освобождения от ответственности в общих чертах регулируется и Законом № 5081. Но рамки регулирования чересчур широки: государство гарантирует недопущение преследования во всех формах «лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».
Но Закон № 5082 сужает перспективы освобождения для всех желающих: по ряду преступлений уголовное преследование должно все же продолжиться.
Для освобождения от ответственности необходимо выполнить целый комплекс мер: освободить заложников, сдать оружие, разблокировать органы власти и т.д.
Подытожим: выполнение двух законов зависит от огромного количества политических факторов и их следует рассматривать лишь как пролог к очередному этапу урегулирования конфликта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…