Компромиссная сцена — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (874) » Компромиссная сцена

Компромиссная сцена

Компромисс, который способен сохранить человеческие жизни, в прямом смысле имеет всеобщую выгоду. Преследуя цель скорейшего завершения войны, парламент Украины принял 16 сентября 2014 года два закона, разработанных Президентом. Однако принятые законопроекты вызвали неоднозначную реакцию.

Особый статус

Принятие Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон № 5081) является своего рода неконституционным выходом из сложившейся экстремальной ситуации. И не факт, что это сработает. Украинская власть не сумела произвести конституционную реформу по децентрализации и теперь, как может показаться, производит ее в обход Конституции, и отдельные положения вышеуказанного Закона являются куда более многообещающими, чем предложения, обнародованные Президентом Украины в июне (законопроект № 4178а).

Закон № 5081 вызвал критику, поскольку признает отсутствие контроля центральной власти над данными территориями. Кроме того, жители этих районов получают большие привилегии в отличие от граждан остальной Украины. Следует сказать, что негативная реакция на Закон в основном связана с неверным толкованием его положений.

«Этот Закон определяет временный порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с целью создания условий для скорейшей нормализации обстановки», — говорится в Законе и указывается, что такой порядок вводится временно (на три года).

Территория, на которой вводятся особые порядки, — это не целые области, а отдельные районы Донецкой и Луганской областей в пределах территории, определенной решением руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины.

Государство гарантирует право языкового самоопределения каждого жителя в общественной и частной жизни. Разумеется, это и уступкой сложно назвать, особенно по сравнению с последующими положениями.

В статье 5 подчеркивается, что самоуправление осуществляется по украинскими законам через органы местного самоуправления. Разница состоит только в том, что их полномочия не могут быть досрочно прекращены до проведения внеочередных местных выборов, запланированных на 7 декабря 2014 года. Органы местного самоуправления могут заключать соглашения о развитии определенных районов, инициируя соответствующий вопрос перед Кабинетом Министров Украины или каким-либо министерством. То есть ни слова о признании самопровозглашенных республик.

Однако далее — более серьезные положения. В отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится «особый порядок» назначения руководителей органов прокуратуры и судов, предусматривающий участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов. Пока Верховный Совет Украины не принял такие законы, неизвестно, в чем будет состоять «участие» местных депутатов в назначении председателей судов и прокуроров районов. Будет ли это консультативное участие или предоставление реальных полномочий, неизвестно. Но говорить о том, что Украина отказалась от контроля данных вопросов, преждевременно. Также предусмотрено создание отрядов «народной милиции» — аналога муниципальной милиции. Неизвестно, будет ли такое формирование вооруженным, но в его состав должны входить исключительно граждане Украины.

Государственная поддержка заключается во введении законом отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление территорий. Не исключено, что от таких уступок выиграет украинский бизнес, получив возможность выполнения определенных работ.

В законе о Государственном бюджете Украины ежегодно предусматриваются расходы на поддержку социально-экономического развития отдельных районов, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений. При этом не говорится, смогут ли представители «особых территорий» влиять на объем таких расходов при формировании проекта Госбюджета.

Отметим, что эксперты рассматривали даже вариант объявления территорий оккупированными российскими войсками, однако нашли более нестандартный подход. Актуальным вопросом является контроль над украинско-российской границей — об этом в Законе не сказано ни слова.

«Особая» амнистия

Еще одним резонансным законодательным актом стал Закон Украины «О недопущении преследования и наказания участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» (Закон № 5082). Он распространяется на лиц, которые были в составе вооруженных формирований и участвовали в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях.

Вопрос освобождения от ответственности в общих чертах регулируется и Законом № 5081. Но рамки регулирования чересчур широки: государство гарантирует недопущение преследования во всех формах «лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».

Но Закон № 5082 сужает перспективы освобождения для всех желающих: по ряду преступлений уголовное преследование должно все же продолжиться.

Для освобождения от ответственности необходимо выполнить целый комплекс мер: освободить заложников, сдать оружие, разблокировать органы власти и т.д.

Подытожим: выполнение двух законов зависит от огромного количества политических факторов и их следует рассматривать лишь как пролог к очередному этапу урегулирования конфликта.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Синхронный привод

В фокусе: адвокатура

Спор-комплекс

В фокусе: пиратство

Защитное обустройство

В фокусе: съезд судей

Начать ВСЮ сначала

Государство и юристы

Новости законотворчества

Конкретизируется содержание ответа на жалобу

Предложен закон о госрегулировании в сфере жилкомуслуг

Государство и юристы

Трудотень

То что НАТО

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ разработал проект о бюджетной децентрализации

Документы и аналитика

Третьему не дано

Книжная полка

Таблица изложения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Туроператоры несут ответственность за турагентов

Неделя права

Антикоррупционный провал

Поэтапная подготовка

Гарант по праву

Новости из зала суда

Судебная практика

Апелляционный суд занял сторону ООО «Савик Шустер Студия»

Один из подозреваемых по «делу Майдана» освобожден из-под стражи

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko защитила интересы корейской страховой компании в деле о признании иностранного арбитражного решения на Украине

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ДПД Украина»

МЮФ Integrites выступает юридическим советником по привлечению проектного финансирования для рынка «Шувар»

ЮФ FCLEX защитила интересы украинского кинопроизводителя

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» получила разрешение АМКУ на концентрацию для «ПЗУ»

Ю. Крайняк принял участие в конференции PayTV in Ukraine-2014

Отрасли практики

Курс ИСследования

Корпоративный сбор

Зона АКО

С вящего позволения

Взаимное увеличение

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Интеграционный прогресс

Самое важное

Системная защита

Компромиссная сцена

Не допустить ошибку

Очередная налоговая реформа

Судебная практика

Валютная реструктуризация

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за предоставление неполной информации на запросы налогоплательщика

Налоговые обязательства, возникшие в период после открытия ликвидационной процедуры банка, не могут быть включены в реестр требований кредиторов

Судебная практика

Цепная редакция

Неправомерный отказ

Точка в деле

Отвратимое возмездие

Свобода мнений

Тема номера

Органическое одобрение

Расписать поле

Вера воздействия

Частная практика

Военная норма

Налоговая декларация

Інші новини

PRAVO.UA