С августа в стране объявлен мораторий на проведение любых проверок предприятий, учреждений и организаций, физлиц-предпринимателей контролирующими органами. Исключения составляют лишь проверки Государственной фискальной службы либо проверки, проводимые с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке самого предприятия. Соответствующие изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» были приняты 31 июля с.г.
Следующим не менее важным шагом правительства стало принятие постановления Кабинета Министров Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10 сентября 2014 года № 442.
Документ ликвидирует восемь контролирующих и регулирующих органов. К примеру, ликвидированы такие одиозные органы, как Госсельхозинспекция и Госземагентство, поборы которых стали притчей во языцех. В общем количество контролирующих органов центральной власти сокращается в два раза — с 56 до 27.
На первом этапе оптимизации вдвое снизится и количество контролирующих функций. При этом изменения в системе позволят значительно сократить штат чиновников. Если сейчас в аппаратах центральных органов исполнительной власти работает свыше 2500 человек, то после завершения реформы останется немногим больше 1400.
Украинский бизнес на протяжении всей своей истории развивался по принципу «через тернии к звездам». Только «терниями» были не столько маркетинговые и технологические войны, сколько необходимость «решать» вопросы, возникающие у всякого рода чиновников.
При желании «контролеры» могли приходить на предприятие каждый день, причем проверок без повторений у системы могло хватить на несколько месяцев.
Мы все прекрасно знаем цель этих проверок. Контроль законности бизнеса и его соответствия всем нормативным требованиям был далеко не приоритетной задачей. Цель визитов заключалась в создании «проблемы» и ее последующем «решении».
К сожалению, такого рода практика выработала у украинского общества своеобразную коррупционную культуру. Соглашаться с предложениями «дать» приходилось не только тем, кто намеренно нарушал всевозможные нормы, но и тем, кто старался работать честно.
Наше законодательство годами прописывалось таким образом, что исполнить все требования законов и подзаконных актов практически невозможно. Так создавались коррупционные схемы, способствовавшие перетеканию денег из бизнеса в карманы нечистых на руку проверяющих.
По самым скромным подсчетам, представители малого бизнеса ежегодно отдают в виде дани не менее 30 тыс. грн каждый. Эти цифры подтверждают и международные эксперты, констатирующие: отечественный бизнес тратит на взятки каждую десятую гривну от своего дохода.
Об уровне взяток, которые приходится отдавать при проверках, может рассказать любой бизнесмен. Общие затраты на содержание коррупционеров по всей стране по разным оценкам составляют от 100 до 160 млрд грн. И это только прямые финансовые траты. Как уверяют эксперты, из-за простоя при проверках украинские предприятия теряют дополнительно до 27 млрд грн в год.
Любые новации по сокращению армии проверяющих всегда наталкивались на контраргумент — отсутствие контроля приведет к катастрофе. Будут рушиться здания, травиться люди, гореть кофейни, весь урожай будет заражен паразитами, а на рынках воцарится хаос. А сейчас к этой апокалиптической картине добавляются страшилки военного времени.
Все эти аргументы разбиваются о практический опыт наших грузинских коллег. В условиях экономической войны и внешней агрессии, при чрезвычайно высоком уровне коррупции внутри страны они не побоялись полностью разрушить привычную систему и построить достойное государство без коррупции. Примечательно, что первый месяц без проверок на Украине демонстрирует точно такую же картину, как и в Грузии. Дома стоят, бизнес работает, потребители живы и здоровы.
Много лет подряд украинский бизнес был дойной коровой для огромного чиновничьего аппарата. Отмена механизмов надзора — это уничтожение источников коррупции, а не шаг к анархии, которой нас пугают. Открытый и свободный рынок, высокая конкуренция намного эффективнее всевозможных псевдораспоряжений, предписаний, норм и правил.
Мы прекрасно понимаем все сложности работы отечественных предпринимателей в это непростое время. Любой мораторий, в том числе и на проверки, всегда является временным. Главный вызов правительства — это создание условий, изменение правил игры, при которых дача взятки не будет иметь смысла. А проверки и швондеры должны уйти в прошлое.
ГРЕЧКОВСКИЙ Павел — руководитель «Адвокатского бюро Гречковского», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…