Структурные обязательства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №24-25 (1173-1174) » Структурные обязательства

Структурные обязательства

Какие реформы в правовой сфере обязалась провести Украина в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил новую программу сотрудничества с Украиной. Обнародованный Меморандум об экономической и финансовой политике (Меморандум) наряду с обязательствами в бюджетной сфере, денежно-кредитной и валютно-курсовой политике, реформировании энергетического сектора, земельной реформе и приватизации содержит также отдельный блок о борьбе с коррупцией и обеспечении верховенства права.

Среди прочего Украина обязалась усиливать верховенство права путем обеспечения независимости, добропорядочности и подотчетности судебных органов. Для достижения этой цели, в частности, отмечается, что управление и внедрение процесса отбора судей и дисциплинарных механизмов (в том числе в Верховном Суде) будет осуществляться лицами с высоким уровнем компетентности, доверия и добропорядочности. Запланировано усиление административных процедур для того, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень судейского рассмотрения в тех делах, где обжалуются решения национальных государственных органов, а также установить защитные механизмы против осуществления ненадлежащего влияния на принятие решений.

До конца октября 2020 года должны быть внесены изменения в Закон Украины «О Высшем совете правосудия» (Закон) с целью усиления качества отбора для того, чтобы членами Высшего совета правосудия (ВСП) были добропорядочные люди с безупречной репутацией. «Посредством внесения поправок в Закон и в соответствии с решением Конституционного Суда Украины, принятым в марте 2020 года, будет создана комиссия для предварительной проверки потенциальных кандидатов в ВСП и оценки их добропорядочности. Эта комиссия проведет аналогичную одноразовую проверку действующих членов ВСП. По крайней мере половина членов комиссии будут уважаемыми экспертами с признанными этическими стандартами и судебным опытом, в том числе с соответствующим опытом других стран. Комиссия предоставит указанным экспертам решающую роль и решающий голос. Кроме того, поправками будут определены процедуры и критерии процесса предварительного отбора кандидатов в ВСП, включая объявление комиссией о подаче заявок. Далее комиссия будет номинировать не менее двух кандидатов на каждую вакансию, которые будут направлены в соответствующие определенные Конституцией Украины органы, к полномочиям которых отнесено назначение, для окончательного отбора и утверждения. В случае отрицательной оценки комиссией действующего члена ВСП комиссия направит рекомендацию об увольнении соответствующему органу по назначению», — сказано в Меморандуме.

Еще одними декларированными изменениями в Закон (должны быть приняты до конца ноября 2020 года) в ВСП должно быть создано постоянное инспекционное подразделение, которое будет отвечать за проведение расследований дисциплинарных дел против судей и предоставление ВСП рекомендаций по дисциплинарным действиям и санкциям в отношении судей.

Напоминая, что Законом Украины № 460-IX уже оптимизированы судебные процедуры с целью уменьшения высокого уровня загруженности делами в судах и рационализирована способность административных судов приостанавливать действие решений государственных органов национального уровня, правительство Украины также обязалось внести изменения в процессуальные кодексы с целью передачи для судебного пересмотра образцовых административных дел против общегосударственных органов в Верховный Суд как суд первой инстанции и в Большую Палату Верховного Суда как апелляционный суд. Отмечается, что после дальнейших консультаций с заинтересованными сторонами и согласования со специалистами МВФ критерии определения образцовых административных дел, которые должны быть переданы в Верховный Суд, будут сформированы до конца августа 2020 года. Эти критерии будут включать такие факторы, как дела общегосударственного значения, дела, превышающие установленные пороги либо имеющие значительное влияние или вред для страны и касающиеся решений, действий или бездействия конкретных общегосударственных органов (например, Кабинета Министров Украины, министерств, Национального банка Украины, Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), ВСП, Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), Высшего антикоррупционного суда (ВАКС).

В сфере борьбы с коррупцией отметим обязательства обеспечить институциональную независимость новых антикоррупционных органов — НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), ВАКС, усиление системы декларирования активов, борьбу с отмыванием средств и финансированием терроризма.

В рамках противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем, Меморандум содержит обязательство до конца декабря 2020 года «улучшить информацию о бенефициарных собственниках, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, механизмами, которые позволят применять санкции в отношении юридических лиц за несоблюдение законодательных норм, обеспечат открытый и публичный доступ к информации реестра, а также будут предусматривать предоставление финансовыми институтами отчетов о любых несоответствиях».

В части обеспечения функционирования ВАКС обязательства сводятся к предоставлению достаточных финансовых ресурсов для его деятельности (в том числе речь идет об обеспечении комплектации штата, соблюдении требований относительно IT-ресурсов и конкурентном вознаграждении для компетентных работников) и надлежащего помещения для размещения суда (отметим, что 18 июня с.г. парламентом был принят закон, создающий условия для предоставления ВАКС такого помещения). Также отмечается, что ВАКС будет публиковать отчеты о результатах своей деятельности относительно количества и типов «коррупционных» дел, решений об осуждении или оправдании и наложенных штрафах.

Среди обязательств, связанных с деятельностью НАБУ, отметим намерение усилить следственные полномочия этого органа «путем использования широкого диапазона приемов и техник проведения расследований, в том числе осуществления операций под прикрытием, снятия информации с каналов связи, доступа к компьютерным системам и системам контролируемой доставки, без необходимости использования инфраструктуры других агентств». До конца июля 2020 года должны быть принять все необходимые нормативно-правовые акты, а НАБУ — обеспечено надлежащими ресурсами и оборудованием, которые позволят ему эффективно и независимо осуществлять перехват коммуникаций для стационарных линий до конца сентября 2020 года.

Для обеспечения автономности САП предполагается пересмотреть нормативно-правовую базу для того, чтобы улучшить процедуры отбора должностных лиц для САП, а также усилить ее способность осуществлять свою организационную деятельность по аналогии с офисом региональной прокуратуры.

Еще один госорган, который затронут реформы, обещанные МВФ, — Антимонопольный комитет Украины. В Меморандуме сказано об обязательстве принять закон (без конкретизации сроков), который обеспечит финансовую и операционную независимость АМКУ; прозрачность, конкурентность и защищенность от политического вмешательства процессов назначения и снятия с должности председателя АМКУ и государственных уполномоченных; усиление полномочия АМКУ относительно проведения физических обысков и конфискации документов и обеспечение обмена информацией с другими правоохранительными органами. Кроме того, решения АМКУ получат статус правоприменительных исполнительных документов, что в свою очередь позволит избежать обращений в суд для обеспечения исполнения решений Комитета.

Алексей НАСАДЮК

«Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Открытые данные

Акцент

Настроить на чистоту

В фокусе: арбитраж

Арбитражные направляющие

В фокусе: банкротство

Деавтоматизация процесса

Вернуться в круги своя

Пошаговая деструкция

Государство и юристы

В ВРУ подали законопроект о народовластии через всеукраинский референдум

Переворот в осознании

Правовая резолюция

Дайджест

Он уважать себя заставил: ответственность за неуважение к суду

Новости

Новости законодательства

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Национальная полиция вправе расследовать уголовные дела относительно народных депутатов Украины предыдущего созыва

Обработка и защита персональных данных

Про активное поведение

Самое важное

Структурные обязательства

Падение вверх

Судебная практика

Запрос налоговой без печати — не документ — КАС ВС

Регистрация налоговых накладных: освобождение от ответственности

Судебные решения

Наличие или отсутствие волеизъявления кредитора на удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки не нарушает права ипотекодателя

Тема номера

Закон №466-IX во многом имплементирует нормы плана BEPS в Налоговый кодекс Украины

Актуальная судебная практика в спорах по трансфертному ценообразованию

Налоговые органы уже давно используют отсутствие деловой цели как причину для доначислений

Налоговые долги наследуются наравне с другими обязательствами

Борьба с низконалоговыми юрисдикциями – фискалы и налогоплательщики совместно

Частная практика

Уголовно-правовая защита бизнеса в Украине — Денис Бугай рассказал о тенденциях

Інші новини

PRAVO.UA