Закон №466-IX во многом имплементирует нормы плана BEPS в Налоговый кодекс Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №24-25 (1173-1174) » Закон №466-IX во многом имплементирует нормы плана BEPS в Налоговый кодекс Украины

Закон №466-IX во многом имплементирует нормы плана BEPS в Налоговый кодекс Украины

Правила КИК вступают в силу с 1 января 2021 года

Рубрика Тема номера
Правила КИК направлены на противодействие перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции с фактической отсрочкой либо неуплатой налогов контролирующим лицом

22 мая 2020 года президент Владимир Зеленский подписал Закон № 466-IX (Закон), во многом имплементирующий положения Плана действий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (план BEPS) в Налоговый кодекс (НК) Украины.

Закон вводит нормы относительно контролируемых иностранных компаний (КИК), которые существенно изменяют правила игры для украинских физических и юридических лиц, владеющих структурами за рубежом. Положения о КИК (правила КИК) вступают в силу с 1 января 2021 года.

В чем суть правил КИК?

Суть правил КИК заключается в том, что государство может облагать налогом прибыль иностранных компаний, которые контролируются его налоговыми резидентами. В частности, если физические и/или юридические лица — налоговые резиденты Украины юридически или фактически контролируют иностранные компании (являются контролирующими лицами), при определенных условиях они могут быть обязаны уплатить налоги с прибыли таких иностранных компаний в Украине. Правила КИК направлены на противодействие перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции с фактической отсрочкой либо неуплатой налогов контролирующим лицом.

На кого распространяются правила КИК?

Правила КИК распространяются на физических и юридических лиц — налоговых резидентов Украины, которые контролируют КИК. Если физическое лицо постоянно проживает в Украине и его центр жизненных интересов (семья, бизнес, дети и т.д.) находится в Украине, вероятнее всего такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Украины. Определение резидентности украинского юридического лица должно осуществляться с учетом новых правил определения места эффективного управления, предусмотренных в новом подпункте 133.1.5 пункта 133.1 статьи 133 НК Украины.

Контролирующее лицо может осуществлять как юридический, так и фактический контроль над КИК.

Юридический контроль предполагает, что контролирующее лицо самостоятельно владеет более чем 50-процентной долей в КИК либо самостоятельно владеет долей в КИК, которая в 2021—2022 годах составляет более чем 25 %, а начиная с 2023 года — более чем 10 %, при условии, что совокупно с другими налоговыми резидентами Украины такое лицо владеет более чем 50 %.

Важно, что если лицо владеет либо контролирует долю в размере 25 % и более в КИК совместно с другими лицами (даже миноритариями), но никто из них не признает себя контролирующим лицом на всю долю, считается, что все такие лица признаются контролирующими лицами в равных долях, даже если доля каждого не достигает 25 %. Это правило предусмотрено для того, чтобы государство могло обложить налогом всю долю в КИК, которая приходится на украинских резидентов.

Фактический контроль предполагает, в частности, что контролирующее лицо самостоятельно либо с другими налоговыми резидентами Украины — связанными лицами дает обязательные к исполнению указания органам управления КИК, либо управляет банковским счетом КИК (в т.ч. имеет возможность его блокировать), либо имеет доверенность от КИК на один год на проведение существенных сделок, либо при открытии счета контролирующее лицо указывается как бенефициар.

Закон предусматривает интересное правило разграничения контроля между украинским физическим лицом и подконтрольным ему юридическим лицом, через которое такое физическое лицо прямо или опосредованно владеет КИК. В таком случае физическое лицо не будет признаваться контролирующим лицом при условии, что такое юридическое лицо признается контролирующим лицом КИК. Каким образом это правило будет реализовано, покажет практика.

Контролирующими лицами не признаются физическое лицо, которое исполняет должностные обязанности директора либо иного должностного лица КИК, специалисты в сфере права, аудита, бухгалтерского учета, которые действуют в пользу и от имени такого КИК, соблюдая профессиональные стандарты.

Что признается КИК?

КИК может признаваться любое юридическое лицо, зарегистрированное за рубежом (не обязательно офшор), которое находится под контролем контролирующего лица. При этом к юридическим лицам могут приравниваться любые корпоративные образования/организации без статуса юридического лица (партнерства, трасты, фонды и т.д., а также нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень Кабинета Министров Украины). Законом предусмотрены определенные условия, когда учредитель траста не будет считаться контролирующим лицом.

Контролирующее лицо могут обязать заплатить следующие налоги:

— 5 % налога на доходы физических лиц (НДФЛ) + 1,5 % военного сбора (применяется, если физическое лицо получает исключительно дивиденды от украинской компании через цепочку подконтрольных лиц);

— 9 % НДФЛ + 1,5 % военного сбора (применяется к прибыли КИК, которая распределяется физическому лицу в виде дивидендов до подачи физическим лицом отчетности о КИК или после подачи отчетности о КИК, но не позже окончания второго календарного года, следующего за отчетным (например, не позже 31 декабря 2023 года, если отчетным периодом является 2021 год);

— 18 % НДФЛ + 1,5 % военного сбора (применяется к нераспределенной прибыли КИК либо иному доходу, полученному от КИК, кроме дивидендов (например, к процентам, роялти);

— 18 % налога на прибыль (применяется, если контролирующим лицом является юридическое лицо — налоговый резидент Украины).

Как рассчитывается прибыль КИК?

Объектом налогообложения НДФЛ/военным сбором или налогом на прибыль контролирующего лица является часть прибыли до налогообложения КИК согласно данным неконсолидированной финансовой отчетности за отчетный календарный год, скорректированной на предусмотренные НК Украины разницы, пропорционально доле, которой владеет либо контролирует это контролирующее лицо. Такая скорректированная прибыль рассчитывается по правилам бухгалтерского учета, которые предусмотрены в соответствующей юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом, и в соответствии со сроками подготовки отчетности данной юрисдикции.

В частности, при расчете налогооблагаемой прибыли КИК необходимо учитывать следующие разницы, которые предусмотрены НК Украины:

— доходы и расходы КИК по операциям с нерезидентами — связанными лицами, которые зарегистрированы в низконалоговом перечне КМУ (например, на Кипре, Британских Виргинских островах, в Объединенных Арабских Эмиратах и др.), или с нерезидентами, которые имеют организационно-правовую форму, включенную в перечень КМУ (например, британские LP или LLP), определяются с учетом правил трансфертного ценообразования (ТЦО);

— проценты могут быть отнесены в состав расходов в размере, который не превышает 30 % EBITDA КИК в периоде, в котором осуществляется начисление процентов;

— расходы КИК от уценки необоротных активов (основных фондов и нематериальных активов) признаются только в момент реализации (отчуждения) таких необоротных активов или в случае проведения дооценки таких необоротных активов в пределах суммы проведенной дооценки;

— не учитываются расходы на формирование резервов сомнительных долгов, прочей дебиторской задолженности, а также доходы от расформирования таких резервов;

— если КИК владеет долей в другом иностранном юридическом лице, которое признается КИК для того же контролирующего лица, скорректированная прибыль первой КИК уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале в другой КИК и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, которые выплачиваются либо подлежат выплате в пользу первой КИК от второй КИК, долей в которой первая КИК владеет.

Указанные разницы при расчете прибыли КИК будут применяться к отчетным периодам, которые начинаются после 1 января 2022 года, т.е. фактически не будут применяться к первому отчетному периоду КИК (к 2021 году).

Однако уже с 1 января 2021 года будут применяться следующие правила, направленные на избежание двойного налогообложения КИК и контролирующего лица:

— скорректированная прибыль КИК, которая была включена в объект налогообложения одного контролирующего лица, не может быть включена в объект налогообложения другого контролирующего лица;

— в случае если КИК прямо или опосредованно владеет долями в юридических лицах, зарегистрированных в Украине, скорректированная прибыль такой КИК уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале таких юридических лиц, зарегистрированных в Украине, и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, которые выплачиваются либо подлежат выплате в пользу данной КИК от юридических лиц, зарегистрированных в Украине.

Что нужно делать, если у тебя КИК?

Вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах физических лиц либо с декларацией по налогу на прибыль юридических лиц контролирующие лица должны будут подавать отчет о КИК, в котором указывать соответствующую информацию, предусмотренную НК Украины. Среди прочего в отчете необходимо будет указать структуру собственности, размер прибыли КИК, количество сотрудников, перечень всех операций между КИК и связанными лицами — контрагентами, а также между КИК и компаниями из низконалоговых юрисдикций согласно соответствующим перечням КМУ, расчет суммы налога.

К отчету о КИК нужно будет приложить надлежащим образом удостоверенную финансовую отчетность КИК, составленную по правилам бухгалтерского учета, которые применяются в соответствующей юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом. Даже если по правилам такой юрисдикции не предусмотрена обязанность готовить финансовую отчетность, контролирующему лицу необходимо будет обеспечить такую подготовку для налоговых целей в Украине. Если предельные сроки подготовки финансовой отчетности в юрисдикции КИК истекают позже предельного срока для подачи декларации контролирующего лица, такие копии финансовой отчетности КИК подаются с соответствующими декларациями контролирующего лица за следующий отчетный (налоговый) период. Если у налоговых органов будут сомнения в отношении достоверности и полноты документов по КИК, они могут требовать предоставления аудиторского заключения. Это говорит о том, что заниматься вопросом КИК нужно заблаговременно до подачи отчетности, т.к. восстановление бухгалтерского учета КИК, если он не велся, может занять определенное время.

Также контролирующее лицо обязано подавать уведомление о приобретении доли в КИК/фактического контроля над КИК, отчуждении доли КИК/потере фактического контроля над КИК.

Как налоговые органы могут узнать о КИК?

  1. Банк или иное финансовое учреждение может узнать о том, что физическое/юридическое лицо — резидент Украины владеет долей в КИК, в результате проведения процедур по идентификации/верификации клиентов. В таком случае банк/финансовое учреждение обязано сообщить о выявленном факте Министерству финансов Украины.
  2. Государственный регистратор может узнать о том, что физическое/юридическое лицо — резидент Украины владеет долей в КИК, в результате получения информации о конечном бенефициарном собственнике, в том числе о структуре собственности. В таком случае государственный регистратор или Министерство юстиции Украины обязано сообщить о выявленном факте Министерству финансов Украины.
  3. Национальные налоговые органы могут получить информацию о КИК по запросу от иностранных налоговых органов, если у налоговых органов Украины будут факты, указывающие на наличие необходимой информации в соответствующей стране.
  4. Налоговые органы Украины могут запросить глобальную документацию ТЦО (мастер-файл), которая включает описание структуры группы, у юридического лица — резидента Украины, которое входит в международную группу компаний, если консолидированный доход такой международной группы компаний превышает 50 млн евро.
  5. После присоединения Украины к автоматическому обмену информацией по единому стандарту ОЭСР (CRS) налоговые органы Украины смогут получить информацию о банковских счетах иностранных юридических лиц, контроль над которыми осуществляют физические/юридические лица — резиденты Украины, в том числе информацию о таких контролирующих лицах (ФИО, дату рождения, адрес проживания, налоговый номер и т.д.). Планируется, что Украина присоединится к CRS в 2022 году.

Какие штрафы предусмотрены за несоблюдение правил КИК?

Контролирующие лица обязаны подавать отчет о КИК, а также сообщать налоговым органам Украины о каждом непосредственном/опосредованном приобретении доли в КИК или установлении фактического контроля над КИК, а также отчуждении доли в КИК/прекращении осуществления фактического контроля над КИК. В случае невыполнения указанных требований применяются следующие штрафы:

— 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 210 тыс. грн) за неподачу отчета о КИК;

— один размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (2102 грн) за каждый день просрочки подачи отчета о КИК, но не более 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 105 тыс. грн);

— 3 % от суммы дохода КИК или 25 % скорректированной прибыли КИК, но не более чем 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 2,1 млн грн) за нераскрытие информации о существующих КИК или частичное раскрытие информации о КИК;

— 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 631 тыс. грн) за каждый факт несообщения налоговым органам Украины о приобретении доли в КИК/установлении фактического контроля над КИК, а также отчуждении доли в КИК/прекращении осуществления фактического контроля над КИК в установленные сроки;

— 3 % от суммы дохода КИК, но не более 1000 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (приблизительно 2,1 млн грн) за неподачу/подачу не в полном объеме документации по ТЦО, копии первичной документации по запросу налоговых органов Украины.

Штрафные санкции и пеня за нарушение правил КИК при определении и расчете прибыли КИК не применяются по результатам отчетных (налоговых) периодов 2021—2022 годов. Административная и уголовная ответственность за какие-либо нарушения, связанные с использованием правил КИК, не применяется к налогоплательщикам и/или их должностным лицам по результатам отчетных (налоговых) периодов 2021—2022 годов.

Какие исключения из правил КИК?

Законом предусмотрены некоторые исключения, когда прибыль КИК будет освобождена от налогообложения в Украине, однако декларировать наличие КИК придется, в частности, если между Украиной и юрисдикцией, налоговым резидентом которой является КИК, подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (соглашение) либо об обмене информацией, а также если выполняется одно из следующих условий:

— КИК фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке, которая составляет 13 % и более. Эффективная ставка рассчитывается посредством деления суммы расходов по уплате налога на прибыль (т.е. фактически уплаченных налогов) на сумму прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности на соответствующий календарный год и умножения на 100 %;

— доля пассивных доходов КИК составляет не более 50 % общей суммы доходов КИК. Если доля пассивных доходов КИК составляет более 50 %, для целей НК Украины доходы считаются активными, если КИК:

— фактически выполняет существенные функции, несет риски и использует активы в операциях, которые приводят к получению соответствующих активных доходов;

— имеет необходимые ресурсы для выполнения указанных функций, управления рисками и использования активов (квалифицированный персонал, основные средства в собственности или пользовании, достаточный собственный капитал и т.д.).

Это значит, что если у контролирующего лица есть торговая компания в юрисдикции, с которой у Украины есть соглашение, например на Мальте, такую компанию необходимо будет декларировать как КИК, однако прибыль такой КИК не будет подлежать налогообложению в Украине. При этом данное исключение будет применяться, даже если у такой торговой компании нет существенного уровня экономического присутствия, т.н. economic substance.

Также если у украинского контролирующего лица есть, например, иностранная финансовая, IP- или холдинговая компания, у которой доля пассивных доходов (проценты, дивиденды, роялти) превышает 50 %, но у такой КИК есть достаточный уровень экономического присутствия, прибыль этой КИК также будет подпадать под освобождение от налогообложения. Критерий достаточности и соразмерности экономического присутствия масштабу бизнеса КИК является субъективным и будет определяться в каждом конкретном случае с учетом специфики конкретного бизнеса. Однако, учитывая субъективность вопроса, на практике у налоговых органов будет широкое поле для оспаривания того или иного уровня экономического присутствия КИК в соответствующей юрисдикции, что всегда будет предполагать наличие риска отказа в праве на применение освобождения от налогообложения.

Также Законом предусмотрены следующие исключения, когда прибыль КИК будет освобождена от налогообложения в Украине:

— если совокупный доход всех КИК не превышает 2 млн евро по данным финансовой отчетности на конец отчетного периода;

— если КИК является публичной компанией, акции которой торгуются на признанной бирже согласно постановлению КМУ;

— если КИК является благотворительной организацией согласно законодательству соответствующей иностранной юрисдикции и не распределяет доходы в пользу ее учредителей.

Не откладывать в долгий ящик

Так как до вступления в силу правил КИК осталось меньше года, украинским собственникам бизнеса необходимо задуматься о том, каким образом правила КИК повлияют на их иностранные структуры, а также о необходимости их пересмотра уже сегодня. Игнорирование этих правил приведет к массовым штрафам и доначислениям, которые могут быть существенными.

В частности, собственники торговых компаний могут рассмотреть возможность применить исключения из правил КИК по тесту «активных доходов». Собственники холдинговых, IP-, финансовых компаний могут рассмотреть варианты создания существенного экономического присутствия на уровне КИК либо вариант объединения «пассивных» КИК с «активными» КИК для возможности применения освобождения от налогообложения. Также те бизнесы, для которых присутствие за рубежом не является критичным, могут и вовсе отказаться от иностранных структур и создать холдинг или иную по функционалу компанию в Украине с использованием особенностей украинского налогового законодательства. Некоторые бизнесы могут рассмотреть возможность признания иностранных компаний налоговыми резидентами Украины (так называемый внутренний офшор). Смена налоговой резидентности также может быть хорошим вариантом для некоторых украинских собственников, модель бизнеса которых предполагает возможность управления украинским бизнесом из-за рубежа. Применение правил, направленных на избежание двойного налогообложения КИК и контролирующего лица, тоже может иметь хороший налоговый эффект для определенных структур.

Анастасия МОСУНОВА ― менеджер «KPMG в Украине», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Открытые данные

Акцент

Настроить на чистоту

В фокусе: арбитраж

Арбитражные направляющие

В фокусе: банкротство

Деавтоматизация процесса

Вернуться в круги своя

Пошаговая деструкция

Государство и юристы

В ВРУ подали законопроект о народовластии через всеукраинский референдум

Переворот в осознании

Правовая резолюция

Дайджест

Он уважать себя заставил: ответственность за неуважение к суду

Новости

Новости законодательства

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Национальная полиция вправе расследовать уголовные дела относительно народных депутатов Украины предыдущего созыва

Обработка и защита персональных данных

Про активное поведение

Самое важное

Структурные обязательства

Падение вверх

Судебная практика

Запрос налоговой без печати — не документ — КАС ВС

Регистрация налоговых накладных: освобождение от ответственности

Судебные решения

Наличие или отсутствие волеизъявления кредитора на удовлетворение своих требований за счет предмета ипотеки не нарушает права ипотекодателя

Тема номера

Закон №466-IX во многом имплементирует нормы плана BEPS в Налоговый кодекс Украины

Актуальная судебная практика в спорах по трансфертному ценообразованию

Налоговые органы уже давно используют отсутствие деловой цели как причину для доначислений

Налоговые долги наследуются наравне с другими обязательствами

Борьба с низконалоговыми юрисдикциями – фискалы и налогоплательщики совместно

Частная практика

Уголовно-правовая защита бизнеса в Украине — Денис Бугай рассказал о тенденциях

Інші новини

PRAVO.UA