Соглашению не подлежит — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (996) » Соглашению не подлежит

Соглашению не подлежит

Действующий Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины довольно лаконично регламентирует вопросы увольнения работника по соглашению сторон трудовых отношений. Такое основание, как «соглашение сторон», отмечено в пункте 1 статьи 36 КЗоТ Украины в качестве самостоятельного основания для прекращения трудовых отношений, однако других специальных норм, регулирующих данный вопрос, КЗоТ не содержит.

Следовательно, детальные алгоритмы относительно увольнения по соглашению сторон формируются на основе общих принципов и норм трудового законодательства, а также практики украинских судов.

Тем не менее скудность нормативного регулирования не мешает рассматривать увольнение по соглашению сторон как самый простой и гибкий механизм для прекращения трудовых отношений. Во-первых, это обусловлено характерной для такого увольнения возможностью договориться о любой удобной для сторон дате увольнения, как в день достижения согласия об увольнении, так и значительно позже, например, через месяц с момента заключения соглашения.

Во-вторых, важной особенностью увольнения по соглашению сторон можно считать предсказуемость данного процесса, что среди прочего заключается в возможности защиты работника и работодателя от обоюдных злоупотреблений. Речь идет о том, что, договорившись об окончании трудовых отношений и зафиксировав такую договоренность надлежащим образом, стороны могли рассчитывать на то, что изменить такую договоренность никто из них в одностороннем порядке не сможет.

Такая специфика увольнений по соглашению сторон в свое время была подтверждена Верховным Судом Украины (ВСУ) в постановлении Пленума ВСУ «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 (постановление Пленума). Так, в пункте 8 постановления Пленума ВСУ подчеркивает, что при договоренности между работником и работодателем о прекращении трудового договора по соглашению сторон договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование же такого соглашения возможно лишь при наличии обоюдного согласия сторон на такое аннулирование.

Конечно же, и при увольнении по соглашению сторон встречались спорные ситуации, например, когда работник заявлял об оказании на него давления или угрозах с целью заставить подписать документы об увольнении. Однако в подобных делах суды занимали сторону работника избирательно и лишь в случае предоставления последним достаточных доказательств давления или угроз со стороны работодателя.

 

Новое слово ВСУ

Однако в конце 2016 года по одному из рассматриваемых дел об обжаловании увольнения по соглашению сторон ВСУ сформировал позицию, которая может задать несколько новые тенденции в судебной практике. И, как часто бывает в трудовых спорах, такие тенденции могут послужить не в пользу работодателя.

Так, 26 октября 2016 года ВСУ принял постановление по делу № 6-1269цс16, в котором согласился с выводами суда первой инстанции о признании незаконным увольнения работника по соглашению сторон. Выводы ВСУ мотивированы тем, что на работника оказывалось давление со стороны руководства предприятия с целью заставить его написать заявление об увольнении, следовательно, у работника отсутствовало волеизъявление относительно такого увольнения.

Также по итогам рассмотрения указанного дела ВСУ сформировал правовой вывод, в котором, среди прочего, указал, что при рассмотрении дел об обжаловании увольнения по соглашению сторон суды должны выяснять, было ли волеизъявление работника относительно прекращения трудового договора в момент выдачи приказа об увольнении, не заявлял ли работник об аннулировании предварительной договоренности о прекращении трудового договора по соглашению сторон.

Исходя из фактов, описанных в деле № 6-1269цс16, можно предположить, что выводы ВСУ об оказании на работника давления вполне обоснованны. Тем не менее, абстрагировавшись от фактических обстоятельств указанного дела, указанный правовой вывод ВСУ представляется довольно спорным и может негативно повлиять на дальнейшую практику судов в подобных спорах.

 

Не все однозначно

Так, с одной стороны, в своем правовом выводе по делу № 6-1269цс16 ВСУ не утверждает, что в случае если до момента выдачи приказа об увольнении работник передумал увольняться, это автоматически свидетельствует о незаконности увольнения, осуществленного вопреки измененному желанию работника.

Однако призыв ВСУ проверять, желает ли работник прекратить трудовой договор на момент выдачи приказа об увольнении, может неоднозначно трактоваться в ходе рассмотрения подобных дел. В частности, такой подход способен привести к выводу о недопустимости увольнения работника, если он в одностороннем порядке изменил свои намерения в какой-либо момент до выдачи соответствующего приказа.

Например, можно смоделировать ситуацию, когда работник абсолютно добровольно подписал с работодателем письменное соглашение о прекращении трудового договора с датой увольнения через три недели после его подписания. Спустя несколько дней после подписания соглашения работник может изменить свои намерения и попросить об аннулировании ранее достигнутой договоренности об увольнении. Если руководствоваться постановлением Пленума, то в такой ситуации полностью логичным представляется вывод о том, что работодатель не нарушит прав работника, если откажется отменять предыдущую договоренность и выдаст приказ об увольнении. Однако правовой вывод, сформированный в деле № 6-1269цс16, заставляет усомниться в правильности действий работодателя.

Таким образом, работник может получить дополнительные основания для злоупотреблений, ссылаясь на изменение своих намерений относительно прекращения трудовых отношений. В свою очередь механизм результативной проверки работодателем того, не изменилось ли волеизъявление работника на момент выдачи приказа об увольнении, вряд ли осуществим.

 

А было ли «соглашение»?

Тем не менее после тщательного изучения текста постановления ВСУ по делу № 6-1269цс16, а также решений судов предыдущих инстанций по этому же делу позиция ВСУ для данного дела представляется довольно логичной.

Во-первых, в деле № 6-1269цс16 был ряд доказательств того, что на работника действительно оказывалось давление с целью заставить его написать заявление об увольнении по соглашению сторон. Такими доказательствами служили в том числе показания свидетелей, многочисленные жалобы работника на действия работодателя в разные организации, нестыковки в датах важных документов, доказанные факты обмана со стороны работодателя для искажения обстоятельств дела, а также ряд других доказательств.

Во-вторых, как следует из материалов дела, увольнение было осуществлено только на основании заявлении работника о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон, никакие двухсторонние документы, например письменное соглашение, не были оформлены. Как доказал работник, заявление он написал вопреки своей воле, а намерения увольняться у него не было ни на момент написания заявления, ни в дальнейшем, вплоть до момента выдачи приказа об увольнении.

Следовательно, в данном деле стороны фактически не достигли договоренности об увольнении по соглашению сторон. Здесь следует отметить, что действующий КЗоТ Украины, упоминая о «соглашении сторон», не требует оформления отдельного документа и не содержит других требований по поводу фиксации такого соглашения. В связи с этим на практике во многих случаях «соглашение» подразумевает устную договоренность работника и работодателя, что в принципе не противоречит законодательству. Однако даже устная договоренность предполагает волеизъявление каждой из сторон, чего в деле № 6-1269цс16 не было.

В связи с этим представляется, что факт отсутствия желания работника прекратить трудовые отношения в момент выдачи приказа об увольнении является важным фактором далеко не во всех делах об обжаловании увольнения по соглашению сторон.

Но вопрос, было ли «соглашение сторон» в деле № 6-1269цс16, в тексте соответствующего постановления ВСУ не поднимает. Правовой вывод ВСУ по указанному делу тем более не объясняет, в связи с чем судам необходимо изучать, не передумал ли работник увольняться в момент подписания работодателем приказа об увольнении.

Таким образом, остается надеяться, что при дальнейшем рассмотрении дел об обжаловании увольнения по соглашению сторон суды будут взвешенно подходить к принятию решений, и неоднозначная судебная практика в данной категории споров не появится. Хочется рассчитывать на то, что юристы, участвующие в таких спорах, смогут донести до судов тонкости выводов ВСУ в описанном выше деле и не допустят искажения идей, лежащих в основе выводов ВСУ.

 

ЛЕТИЧ Инесса — старший юрист ЮФ Asters, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Равный вывод

Акцент

Кадроцикл

Государство и юристы

Корпоративные соотношения

Гонка на выжидание

Неделя права

Оплата трудна

Процедурное разъяснение

Пенсионное ограничение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет на усыновление незаконен

Новости законотворчества

Судебная практика

Оклад народных депутатов хотят существенно уменьшить

Предлагается ввести плату за пользование автомобильными дорогами

Деятельность больничных касс предлагают урегулировать

Решение об избрании С. Курченко меры пресечения устояло в апелляционном суде

ВХСУ не отменил решения АМКУ по делу ООО «Энергобезопасность-Комплекс» за согласованные действия

Новости юридических фирм

Частная практика

С. Корниенко и М. Корчагин назначены партнерами ЮФ «Антика»

ЮФ Dmitrieva & Partners — юридический советник UB Tower LTD

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала продажу страховой компании «Эйгон Лайф Украина»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы ООО «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Отрасли практики

Взыскательная публика

Соглашению не подлежит

Патрульная позиция

Ближайшие измерения

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

AntiBEPS regulations

Решения недели

Судебная практика

Обязательства остаются

Доминирование права

Сторона сама виновата

Самое важное

Мировой непорядок

Справедливый поход

Контрольные точки

Судебная практика

Судебные решения

Нахождение должника в процедуре банкротства не освобождает его от ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства

Ответственность за предоставление недостоверных пенсионных документов возложена и на предприятие (организацию), и на пенсионера

Судебная практика

Приоритетность в применении

Судебная практика

Судебные решения

Заработная плата работника-иностранца без справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, облагается по ставке в размере 30 %

Судебная практика

Опять в бой

Судебная практика

Судебные решения

Суд должен отказать в принятии заявления о возбуждении производства по делу, если в отношении должника уже возбуждено дело о банкротстве

Судебная практика

В указном порядке

Обеспечительные намерения

Необоснованный актив

Судебная практика

Судебные решения

Определение о признании исполнительного документа не подлежащим исполнению можно обжаловать в кассационном суде

Неполная фиксация оглашения приговора не всегда является нарушением

Установление комиссии за операционные действия банка является несправедливым

Судебная практика

Вручательное движение

Тема номера

Ограниченные возможности

В поисках вклада

Свести расчеты

Частная практика

Ответственное поведение

Сетевой эффект

Інші новини

PRAVO.UA