В связи с драматическими событиями 2014 года возникли новые вызовы для Украины — огромное количество людей выехали с территории Донецкой, Луганской областей и Крыма в другие регионы Украины. Вначале государственные органы принимали временные акты, регулирующие отношения, связанные с территориями, на которых проводится АТО, создавая определенные льготы для переселенцев с таких территорий. Но уже в конце 2014 года — начале 2015-го стало появляться постоянное законодательство в сфере прав внутренне перемещенных лиц, многие из положений которого являются дискриминационными.
Нарушение прав
Статья 24 Конституции Украины гласит, что граждане имеют равные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, имущественному состоянию, месту проживания, по языковым и другим признакам.
Это правило применяется судами Украины при рассмотрении дел, касающихся переселенцев. Так, определением Высшего административного суда Украины от 16 октября 2015 года по делу № 826/18826/14 (К/800/19498/15) признан незаконным запрет на осуществление расходов государственного бюджета Украины, бюджета Пенсионного фонда Украины и других бюджетов на неподконтрольных территориях. Однако эти решения суда не были исполнены фактически.
Одним из основополагающих прав гражданина является право избирать и быть избранным, которое гарантируется статьей 38 Конституции Украины. На выборах народных депутатов Украины 26 октября 2014 года переселенцам было разрешено изменять место голосования без изменения избирательного адреса в льготном порядке, однако при этом можно было проголосовать только в общегосударственном округе (за партийный список). Но уже на местных выборах 25 октября 2015 года переселенцы были лишены права голоса. Статья 3 Закона Украины «О местных выборах» устанавливает привязку гражданина к территориальной общине исключительно в зависимости от места его постоянной регистрации, указанного в паспорте. На основании этого переселенцы не признаются членами территориальных общин и не имеют права избирать в них представителей до момента смены места постоянной регистрации (прописки).
Без сомнения, одним из самых серьезных и в то же время замалчиваемых ограничений является запрет на вывоз переселенцами личных вещей с территории Крыма. Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 16 декабря 2015 года № 1035 запрещена поставка любых товаров с территории Крыма, за исключением небольшого перечня личных вещей, установленного пунктом 123 части 1 статьи 370 Таможенного кодекса Украины, то есть вывезти из Крыма мебель или оборудование для продолжения предпринимательской деятельности переселенец не имеет права.
Экономия на соцвыплатах
В то же время самыми известными являются нарушения прав переселенцев в сфере социальной защиты.
Так, постановлением КМУ от 8 июня 2016 года № 365 введен особый, значительно усложненный порядок назначения пенсий, субсидий, а также всех видов социальной помощи и компенсаций (социальных выплат) для переселенцев. Сам факт существования акта с подобным предметом регулирования свидетельствует о наличии ограничений для граждан по постоянной регистрации, не говоря уже о негативных последствиях принятия и исполнения этого акта, описание которых выходит за рамки данной статьи.
Кроме того, постановлением КМУ от 5 ноября 2014 года № 637 с изменениями к нему установлена монополия ПАО «Государственный ощадный банк Украины» (Ощадбанк) на обслуживание социальных выплат переселенцев. Причем платежные карты, которые выдает переселенцам Ощадбанк, содержат ряд совершенно нелогичных ограничений. Такие карты нельзя использовать для расчетов в розничной сети, для расчетов в сети Интернет, запрещено снятие наличных средств из банкоматов других банков.
На заседании КМУ 19 августа 2015 года премьер-министр Украины заявил, что платежные карты переселенцев обслуживаются в 2–3 часа ночи, с них оплачиваются счета в клубах и ресторанах. Каким образом он мог получить эту информацию без нарушения банковской тайны?
Одним из последних способов сэкономить на социальных выплатах переселенцам стало проведение их телефонной и физической верификации. В октябре 2016 года ГП «Главфинтех» Министерства финансов Украины провел в системе ProZorro закупки услуг телефонной и физической верификации получателей социальных выплат. Победителем торгов стала известная компания, оказывающая услуги в сфере управления задолженностью. В ходе верификации проверяется следующая информация о переселенце: фамилия, имя, отчество, номер телефона, данные документов, подтверждающих личность, информация о трудоустройстве с контактными данными работодателя, гражданское состояние. То есть государство не просто передало коллекторскому агентству бесценную базу данных со всей информацией о переселенцах, но еще и само за это заплатило!
Паспортный порядок
Многим известно, что с 1 ноября 2016 года прекращена выдача и внесение изменений в паспорт гражданина Украины в виде книжки. Теперь в случае необходимости обмена или внесения изменений в действующий паспорт гражданин получает паспорт гражданина Украины нового образца (ID-карту). Вместе с тем обновленный порядок выдачи паспорта также содержит негативные для переселенцев положения. В соответствии с положениями пункта 81 Порядка оформления, выдачи, обмена, пересылки, изъятия, возврата государству, признания недействительным и уничтожения паспорта гражданина Украины, утвержденного постановлением КМУ от 25 марта 2015 года № 302, при обмене паспорта старого образца, выданного (пусть и много лет назад) на неподконтрольной сейчас территории, проводится специальная процедура установления личности. Переселенец обязан дополнительно предоставить официальный документ с фотографией, а в случае его отсутствия — привести трех свидетелей, которые подпишут акт о том, что они подтверждают его личность. Вопрос о том, зачем проходить такую процедуру человеку, у которого уже есть настоящий и действительный паспорт гражданина Украины, остается открытым.
Сферы дискриминации
Отдельно стоит отметить случай, в котором положительная норма законодательства просто не исполняется. Так, статья 2 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» запрещает начисление пени и/или штрафов на основную сумму задолженности по обязательствам переселенцев по кредитным договорам и договорам займа. К сожалению, банки, в том числе государственные, эту норму просто игнорируют.
Нельзя сказать, что сложившаяся ситуация в сфере дискриминации переселенцев не встречает сопротивления. Так, 20 декабря 2016 года Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины представило проект изменений законодательства, направленных на усиление защиты внутренне перемещенных лиц. И в то же время постановлением КМУ от 14 декабря 2016 года № 964 было возвращено не несущее никакой смысловой нагрузки требование о наличии печати органа Государственной миграционной службы на справке о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Необходимо отметить, что такой способ экономии государственных средств, как ограничение прав определенной категории граждан в зависимости от места их постоянной регистрации, не может использоваться в цивилизованном государстве.
КОЛЯДИНЦЕВ Михаил — юрист АФ «Династия», г. Днепр
Для всех банков
Ирина ВИДЛОВСКАЯ, юрист ЮК «Пронин и Партнеры»
Согласно статье 2 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», банки не должны начислять пеню и штрафы на основную сумму задолженности по кредитным обязательствам гражданам Украины, место жительства которых находится на территории АТО или которые переселились из нее в период проведения антитеррористических операций. Кроме того, обязаны их отменить.
Для этого банки должны установить место проживания физлица на основании ранее поданных клиентом официальных документов или надлежащим образом заверенных копий. Полученные данные банки должны сопоставить с Перечнем населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО, утвержденным распоряжением КМУ. В разъяснениях Национального банка идет речь о том, что банки не должны требовать дополнительных документов, таких как сертификат о форс-мажорных обстоятельствах Торгово-промышленной палаты, и эта норма должна выполняться абсолютно всеми украинскими банками.
Но нельзя забывать о том, что эта норма касается пени и штрафов на основную сумму задолженности по кредитным обязательствам и никак не освобождает граждан от погашения основной суммы задолженности.
Дискриминация есть
Вольга ШЕЙКО, юрист ЮФ Asters
Конституция Украины провозглашает верховенство права, как и равноправие всех перед законом. Однако дискриминация по статусу и месту проживания все же прослеживается, например, в отношении переселенцев. Урегулирование их прав в большинстве случаев происходит в судебном порядке, потому как урегулировать иным правовым путем все еще не представляется возможным.
Как видно из постановления № 365, свобода перемещения внутренне перемещенных лиц фактически ограничена. Если переселенец уехал на неделю, а к нему в это время пришли с проверкой, то социальные выплаты прекратят практически сразу. Восстановление такой выплаты займет много времени, в течение которого начисления не будут осуществляться. Фактически люди поставлены в такие условия, что они вынуждены добровольно отказываться от денежных средств от государства. Вот только этого не могут сделать пенсионеры. Несмотря на то что уже есть решения Европейского суда по правам человека, каждый раз для пенсионеров придумывают что-то новое.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…