Социальная оставляющая — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (1089) » Социальная оставляющая

Социальная оставляющая

Лица, оставшиеся проживать в зоне проведения АТО и не являющиеся внутренне перемещенными, имеют право на получение страховых выплат

Ситуация с возможностью получения страховых выплат пострадавшими на производстве лицами из зоны АТО сегодня претерпела кардинальные изменения. Напомним, что 12 апреля 2017 года Верховный Суд Украины (ВСУ) в постановлении по делу № 6-51цс17 изложил правовую позицию, согласно которой лица из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не исполняют или исполняют не в полном объеме свои полномочия, имеют право на получение страховых выплат при условии перемещения в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти исполняют свои полномочия в полном объеме, и на обращение в структурное подразделение местной государственной администрации по вопросам социальной защиты и постановки на учет, что должно подтверждаться справкой о постановке на учет внутренне перемещенных лиц.

Таким образом, для получения страховых выплат лицо должно выполнить два условия: переехать из зоны проведения АТО и предоставить справку о постановке его на соответствующий учет. Но с такой трактовкой не согласилась Большая Палата Верховного Суда (ВС) и отступила от указанного вывода в своем постановлении от 20 сентября 2018 года по делу № 243/3505/16-ц, указав на то, что отсутствие справки о постановке на учет не может быть основанием для отказа в таких выплатах.

Как следует из материалов дела, иск был подан гр-ном К. к отделению Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в Калининском районе г. Горловки Донецкой области (отделение Фонда) о взыскании невыплаченной единовременной помощи и задолженности по ежемесячным страховым выплатам. Отказывая истцу в таких выплатах, отделение Фонда указало, что истец не является временно перемещенным лицом, поскольку не предоставил справку о постановке его на соответствующий учет.

Славянский горрайонный суд Донецкой области решением от 14 июня 2016 года исковые требования гр-на К. удовлетворил частично — взыскал в его пользу задолженность по невыплаченной единовременной помощи и задолженность по ежемесячным страховым выплатам за период с 13 октября 2014 года по 13 октября 2015 года. Это решение было оставлено без изменений определением Апелляционного суда Донецкой области. Суды отметили, что непредоставление истцом, который не является внутренне перемещенным лицом, справки о постановке его на учет как лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района проведения АТО, не служит основанием для невыплаты истцу страховых выплат. Также суды обратили внимание, что реализация лицом права, связанного с получением бюджетных средств на основании специальных и действующих на момент возникновения спорных правоотношений нормативно-правовых актов национального законодательства, не может ставиться в зависимость от бюджетных ассигнований.

На указанные решения в сентябре 2016 года была подана кассационная жалоба, в которой отделение Фонда указало, что суды ошибочно применили нормы права и не учли, что все пострадавшие на производстве имеют право получать страховые выплаты на неоккупированной территории по месту временного пребывания, а истец относится к лицам, которые не переселились и продолжают проживать по своему постоянному месту жительства на территории, не контролируемой органами государственной власти, то есть истец не имеет статуса внутренне перемещенного лица.

Указанное дело передано на рассмотрение Большой Палаты ВС определением Второй судебной палаты Кассационного гражданского суда, поскольку, по мнению судей, имеются основания для отступления от вывода ВСУ, изложенного по делу № 6-51цс17.

Рассмотрев кассационную жалобу отделения Фонда, Большая палата ВС пришла к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и сочла необходимым отступить от ранее сделанного вывода ВСУ о регулировании спорных правоотношений.

В частности, ВС обратил внимание, что постановлениями Кабинета Министров Украины № 531 «Об особенностях реализации прав некоторых категорий лиц на общеобязательное государственное страхование», № 637 «Об осуществлении социальных выплат лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции» и № 595 «О некоторых вопросах финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставлении финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей, а также других платежей со счетов, открытых в органах Казначейства», а также постановлением правления Фонда № 20 от 1 октября 2014 года установлен специальный порядок осуществления страховых выплат для лиц, которые временно переселились из района проведения АТО.

При этом ВС указал на правильность выводов местного и апелляционного судов, что указанные подзаконные нормативные акты не регулируют вопрос относительно осуществления страховых выплат лицам, которые не переселились из районов проведения АТО и продолжают проживать на территории, не контролируемой органами государственной власти. Эти подзаконные акты не являются законом, поэтому не могут сужать или отменять права граждан, установленные нормативно-правовыми актами высшей юридической силы.

Также, Большая Палата ВС подчеркнула, что согласно статье 64 Конституции Украины отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях военного или чрезвычайного положения с указанием срока их действия. Но ни военное, ни чрезвычайное положение в Украине в целом, как и на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, не введено.

Отступая от правового вывода ВСУ, изложенного в постановлении по делу № 6-51цс17, Большая Палата ВС обратила внимание на следующее: в обоснование такого вывода ВСУ указал, что пунктом 2 Временного порядка финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей, а также других платежей со счетов, открытых в органах Казначейства (утвержденного постановлением КМУ № 595), установлено, что в населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, расходы из государственного бюджета, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования осуществляются лишь после возврата указанной территории под контроль органов государственной власти.

Но этот пункт был признан незаконным и недействительным постановлением Окружного административного суда г. Киева от 11 февраля 2015 года по делу № 826/18826/14, которое в дальнейшем было оставлено без изменений определением Высшего административного суда от 16 октября 2015 года.

Как отмечает Большая Палата ВС, данные судебные решения вступили в законную силу 12 апреля 2017 года — в день принятия ВСУ постановления по делу № 6-51цс17. «Поэтому изложенный в указанном постановлении вывод о том, что «на законодательном уровне определено, что финансирование расходов из бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования на временно не контролируемых украинской властью территориях будет осуществляться только после возврата указанных территорий под контроль органов государственной власти», не соответствует фактическим обстоятельствам», — подчеркнула в своем постановлении Большая Палата ВС.

Таким образом, ВС согласился с выводами судов предыдущих инстанций, что отсутствие справки о постановке на учет истца как лица, которое перемещается с временно оккупированной территории или района АТО, не может быть основанием для отказа в осуществлении страховых выплат.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Приговор дороже денег

Государство и юристы

Название болгарского города Девин сможет стать брендом минеральной воды

Власти Великобритании оштрафовали Facebook за утечку данных

Институт обязательного откомандирования — новация для Совета судей Украины

Закон «маски-шоу стоп № 2» подписан Президентом

Бюджет КСУ предлагают увеличить, урезав финансирование ВС

Сезонная миграция

Через трения к звездам

Управляющая кампания

Книжная полка

Требовалось доказать

Конспект

Научное открытие

Право выбора

Отрасли практики

Упрощение не работает

Умолчание – золото

Дурилка картинная

С иском для жизни

Спектры изучения

Сборный механизм

Репортаж

Задели за жилое

Северный плюс

Самое важное

Плановый ремонт

Разумный поход

Судебная практика

Вторжение в жилище даже после утраты права пользования нарушает право на неприкосновенность частной жизни

Задержание хулиганов — футбольных болельщиков в целях профилактики не нарушает норм Конвенции

ВС отказал в открытии производства по «санкционному» делу, инициированному телеканалами

Решение ВСП о временном отстранении судьи признано правомерным

Социальная оставляющая

Абсолютная ошибка

Тема номера

Выгодные данные

Видать в облаках

Нас не провести

Спорое доказательство

Созыв вне очереди

Направить по ложному следу

Сменная надежда

Пройти от общего к честному

Строим телеMOSS

Частная практика

Оpen space

CMS сопровождала приобретение доли в крупнейшем банке Молдовы

ЮФ Aequo вошла в число самых инновационных юридических фирм Европы по версии FT Innovative Lawyers

«KPMG в Украине» усиливает направление трансфертного ценообразования

Алексей Резников стал партнером ЮФ Asters

Інші новини

PRAVO.UA