Решение Конституционного Суда обязательно, но не универсально — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (423) » Решение Конституционного Суда обязательно, но не универсально

Решение Конституционного Суда обязательно, но не универсально

Похоже, желание народных депутатов заработать дополнительные голоса к грядущим парламентским выборам растет не по дням, а по часам. Вот и принимают они законы «сомнительной конституционности». В частности, 19 января с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и потребленные в быту природный газ и электроэнергию, услуги общественного транспорта (кроме такси)» (Закон от 19 января с.г.), которым, соответственно, был установлен мораторий на повышение цен и тарифов на указанные услуги до того времени, пока уровень минимальной заработной платы и пенсии не будет соответствовать размеру минимального прожиточного минимума и пока не будут погашены все задолженности по выплате заработной платы, стипендий и денежного содержания курсантов, студентов и учеников. Согласно Закону, цены и тарифы на указанные услуги должны быть установлены на уровне существующих на 1 января с.г. Политические причины ясны, социальная необходимость — в наличии, но какова его юридическая сила?

Итак, с одной стороны, существует закон, который запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и коммунальным предприятиям, а также юридическим и физическим лицам повышать цены и тарифы на указанные услуги. А с другой стороны, есть два решения Конституционного Суда Украины, которыми подобные нормы были отменены.

В частности, своим решением от 2 марта 1999 года по делу относительно соответствия Конституции Украины Закона Украины «О временном запрете на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, предоставляемые гражданам Украины» от 23 июля 1998 года КСУ признал указанный Закон неконституционным, ссылаясь при этом на то, что, принимая Закон от 23 июля 1998 года, Верховный Совет превысил полномочия, определенные Конституцией Украины, и вмешался в полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, чем были нарушены нормы статей 6 и 19 Конституции Украины.

Спустя две недели после принятия указанного решения КСУ Верховный Совет внес изменения в Закон Украины «О ценах и ценообразовании», дополнив статью 5 нормой о том, что в случае возникновения задолженности по выплате заработной платы, стипендий, пенсий, других социальных выплат, воспрещается повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные ус­луги и услуги общественного транспорта для граждан до погашения такой задолженности. Это положение было признано неконституционным решением КСУ от 10 февраля 2000 года, в котором КСУ указал, что Верховный Совет нарушил принцип разделения власти.

По мнению Андрея Ришелюка, заместителя руководителя Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, несмотря на то что решения КСУ являются обязательными для исполнения на всей территории Украины, они не носят универсального характера. В силу этого КСУ должен выносить специальное решение по каждому отдельному закону, принятому парламентом. При этом КСУ не имеет права самостоятельно инициировать проверку законов и подзаконных актов на предмет конституционности и может рассматривать их только по конституционному представлению компетентного субъекта.

Поэтому наличие двух указанных решений КСУ никоим образом не умаляет силы Закона, принятого 19 января с.г. Оно только позволяет спрогнозировать возможное решение КСУ относительно конституционности этого Закона, если будет подано соответствующее конституционное представление. Но такой «прогноз» будет неофициальным и не может заменить собой решение КСУ. «И нет никаких правовых оснований не исполнять Закон со ссылкой на вынесенные ранее решения КСУ, пусть даже и принятые по аналогичным вопросам», — подчеркнул г-н Ришелюк.

Также стоит отметить, что установленная в Конституции Украины норма об обязательности и неоспоримости решений КСУ не имеет действенного механизма принудительного исполнения или контроля за исполнением решений со стороны КСУ, и поэтому, принимая решение, КСУ стоит уповать только на добросовестность органов власти. А это приводит к тому, что Конституционный Суд по нескольку раз отменяет аналогичные нормы законов.

В условиях временной недееспособности КСУ только Президент Украины, воспользовавшись правом вето в отношении Закона от 19 января с.г., может не допустить вступления в силу неконституционных норм.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Когда же будет порядок на дорогах?

Деловая практика

Компания... и «лапочка-дочка»

Законодательная практика

Государство за всех ответит

Комментарии и аналитика

Права акционеров незыблемы

Неделя права

Честные выборы по Указу?

100 дней у руля... министерства

Новые лица в деле НЗФ

Послания Папы стоят дорого

Окончательное решение примет суд

Реестр событий

Решение Конституционного Суда обязательно, но не универсально

КЗоТ: аналогия увольнений

КМУ оценивает работу судей?

Судебная практика

Солидарность или субсидиарность?

Судебные решения

Последствия отсутствия правопреемника у ответчика

Какие есть юридические основания для расторжения брака?

Неправомерность действий исполнителя должна подтверждаться решением суда

Все кредиторы имеют решающий голос!

Привлеченный в судебное дело оценщик является заинтересованным лицом

Неисполнение требования государственного исполнителя грозит штрафом

Меры по обеспечению иска требуют четкой мотивации

Тема номера

НебезуЧастная исполнительная служба

Не страшен нам берег венгерский

Частная практика

Тест на выносливость

Юридический форум

Ведущие юридические фирмы

Взгляд на конституционную реформу

Інші новини

PRAVO.UA