В том, что орган, отвечающий за безопасность дорожного движения — Госавтоинспекция или просто ГАИ, справлялся с возложенными на него задачами не так, как следовало бы, сомнений не было и нет не только у рядовых участников этого самого движения, но и у высших должностных лиц страны. Президент Украины Виктор Ющенко даже издал в свое время Указ о ликвидации ГАИ. Однако, поскольку порядок на дорогах нужно кому-то обеспечивать, ГАИ де-факто продолжает существовать. Понятно, что «рубить сплеча» в данном случае нельзя, взамен ликвидированной структуры должна быть создана новая, более эффективная.
«Дорожными» проблемами заинтересовалось и правительство. Кабинет Министров Украины разработал законопроект № 8339 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания службы безопасности дорожного движения)».
Этот законопроект предусматривает не только создание структуры, заменяющей ГАИ, но и усовершенствование законодательства, в частности, относительно административной ответственности за дорожные правонарушения.
Рассмотрим, как этот законопроект может коснуться субъектов дорожного движения — главным образом, водителей, коих среди читателей «ЮП» достаточно много.
Кстати, уместно привести одно определение. Согласно предлагаемой в проекте дефиниции, под «транспортным средством» следует понимать все виды автомобилей, мотоциклов, тракторов и других самоходных машин, трамваев, троллейбусов и иных транспортных средств, оборудованных двигателем с рабочим объемом 50 см3 и более, а также прицепы и полуприцепы.
Что нам предлагают вместо ГАИ?
На базе подразделений ГАИ предлагается создать Государственную службу безопасности дорожного движения (дорожную милицию) и патрульную службу Министерства внутренних дел (МВД) Украины. Между ними должны быть перераспределены функции ГАИ. Оба эти подразделения создаются и действуют в составе МВД Украины.
Однако, исходя из текста законопроекта, сложно понять, чем будут отличаться от полномочий ГАИ полномочия новосозданных служб и как они будут распределены между ними. Принципиальных изменений законопроект не предусматривает. Но все же органам, призванным обеспечивать порядок на дорогах, согласно законопроекту, будут предоставлены некоторые полномочия, которыми они ранее не обладали.
Прежде всего их работники получают право требовать устранения нарушений правил содержания и эксплуатации дорог не только от предприятий и организаций, но и от физических и юридических лиц. Определены поводы для запрета эксплуатации незарегистрированных транспортных средств и средств без номерных знаков, без талона о прохождении техосмотра.
Согласно изменениям, предлагаемым для внесения в Закон Украины «О дорожном движении», вводится механизм реализации судебных решений о лишении права вождения транспортными средствами. Также обеспечивается закрепление полномочий соответствующих органов относительно осуществления мер по организации дорожного движения и устранения преград на дорогах.
Штрафуем больше!
Предлагается также внести некоторые изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
От 4-х до 5-ти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан (нмдг) штрафа грозит водителям за нарушение правил эксплуатации транспортных средств. Такое нарушение заключается в управлении транспортными средствами, имеющими неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, фар, или переоснащенными с нарушением действующих правил, норм и стандартов, или своевременно не прошедшими государственный технический осмотр. От 5-ти до 7-ми нмдг — за управление незарегистрированными или неперерегистрированными транспортными средствами, без номерных знаков, с номерными знаками от других транспортных средств или с умышленно спрятанным номерным знаком. Еще большим штрафом, от 6-ти до 8-ми нмдг, наказываются водители, управляющие машиной без талона о прохождении государственного техосмотра, а также в случае, если идентификационные номера агрегатов не соответствуют записям в регистрационных документах. А уж если на протяжении года с момента совершения любого из вышеупомянутых правонарушений водитель повторит свой проступок — здесь уже не обойтись без штрафа в размере от 9-ти до 11-ти нмдг.
Многие читатели, наверное, сталкивались с ситуацией, когда водитель маршрутного такси нарушает правила дорожного движения, перевозя за один рейс больше пассажиров, чем это позволяет количество имеющихся в наличии мест для сидения. Законопроектом предлагается ввести за это ответственность в виде штрафа. Также ужесточается ответственность за нарушение водителями транспортных средств, работающих в режиме таксомоторов, правил стоянки во время посадки или высадки пассажиров.
Предусмотрена административная ответственность и за нарушение порядка установки и использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств.
Если участники дорожного движения, в том числе и пешеходы, вопреки установленным правилам покинули место дорожно-транспортного происшествия, к которому они оказались причастны, то они рискуют быть оштрафованными на сумму от 14-ти до 16-ти нмдг или быть лишенными права управлять любыми транспортными средствами на срок от одного года до двух лет.
Что такое временное задержание и изъятие?
В случаях, установленных законом, работник милиции временно задерживает транспортное средство и доставляет его для хранения на специальную площадку или стоянку до устранения нарушения или решения вопроса об административном правонарушении по сути.
При наличии предусмотренных законодательством оснований для лишения права на управление транспортным средством или систематического нарушения водителем правил дорожного движения должностные лица Государственной службы безопасности дорожного движения и патрульной службы МВД получат право временно изымать удостоверение водителя и на основании решения суда направлять водителя на проверку знаний Правил дорожного движения. Об изъятии удостоверения делается отметка в протоколе об административном правонарушении. До рассмотрения дела об административном правонарушении по сути лицу выдается временное удостоверение на право управления транспортным средством с указанием срока его действия. Систематическим нарушением признается совершение водителем на протяжении года трех или более нарушений, за которые он привлекался к административной ответственности.
Учиться, учиться, учиться
Чтобы не нарушать Правила дорожного движения, их нужно досконально знать. Причем не только водителям, но и пешеходам. Эффективнее всего ввести изучение Правил дорожного движения в программу для изучения в учебных заведениях. Поэтому законопроект предусматривает возложение на Министерство образования и науки Украины обязанности обеспечить изучение Правил дорожного движения в дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей. Программы для обучения разрабатываются Министерством образования и науки и согласовываются с МВД.
На велосипеде не проехать?
Не обошлось и без казусов. Вызывает как минимум удивление предлагаемое законопроектом изменение в Закон Украины «О дорожном движении», согласно которому движение велосипедистов организовывается «с использованием дублирующих дорог, обочин», а на автомобильных дорогах государственного значения запрещается. Более того, велосипедисты приравнены авторским коллективом законопроекта к гужевому транспорту и животным, прогон которых также запрещается на дорогах общегосударственного значения. Очевидно, что такая норма законопроекта нарушает права велосипедистов. Зарубежный опыт свидетельствует, что для обеспечения безопасности велосипедистов достаточно выделить для движения велосипедного транспорта специальные полосы, но никак не обочины. Еще абсурднее — запрет движения по дорогам общегосударственного значения. В общем, данная норма ничем не оправдана и не должна, если руководствоваться здравым смыслом, сохраниться в процессе принятия законопроекта (если он, конечно, будет принят).
Плюсы и минусы законопроекта
Итак, законопроект, хоть и предусматривает создание альтернативы де-юре ликвидированной, но де-факто существующей ГАИ, не регулирует распределение полномочий между двумя структурными подразделениями МВД, которые предлагается создать. Изменения в КУоАП в плане усовершенствования административной ответственности, безусловно, являются положительной стороной законопроекта. Но не известно, оправдано ли временное изъятие удостоверения водителя и транспортного средства. А дискриминация велосипедистов по сравнению с другими участниками дорожного движения представляется нелогичной.
Но все же принятие законопроекта, хоть и с доработкой некоторых его положений в процессе его прохождения в парламенте, необходимо, учитывая неурегулированность на данный момент осуществления контроля за безопасностью и соблюдением Правил дорожного движения, вызванную ликвидацией ГАИ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…