Компания... и «лапочка-дочка» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (423) » Компания… и «лапочка-дочка»

Компания… и «лапочка-дочка»

В современных условиях немало юридических лиц функционируют в форме дочернего предприятия (ДП). Привлекательность именно такого способа организации предпринимательской деятельности обусловлена многочисленными его преимуществами: отсутствием в отечественном законодательстве требований к минимальному размеру уставного капитала ДП; возможностью минимизировать многочисленные риски предпринимательской деятельности (используя при ее осуществлении, например, целую сеть ДП) и оптимизировать налоговую нагрузку; перспективой географически и/или функционально расширить сферу предпринимательской деятельности при минимальных затратах и т.п.

Следует, однако, заметить, что системный анализ ряда норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины (ГК и ХК) порождает сомнения в, так сказать, «легитимности» существования в отечественном правовом пространстве обозначенной организационно-правовой формы юридических лиц. Выяснению этого вопроса и посвящена данная статья.

Законодательные предпосылки возникновения ДП на Украине

Впервые возможность существования ДП в отечественном законодательстве была ­предусмотрена статьей 9 Закона Украины «О хозяй­ственных обществах», ­предоставившей хозяйственным обществам право создавать ДП. Однако данный Закон не установил четкого механизма создания, деятельности, реорганизации и ликвидации ДП.

Как показала практика применения нормы статьи 9 Закона Украины «О хозяйственных обществах», хозяйственные общества все чаще начали основывать свои ДП, несмотря на законодательный вакуум в регулировании деятельности последних. Это, в частности, подчеркивал Высший хозяйственный суд Украины, который в письме № 01-8/23 от 24 января 1997 года «О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства в разрешении споров» констатировал: «Действующее законодательство Украины, в том числе Гражданский кодекс УССР, ­Закон Украины «О предприятиях на Украине», не определяет понятия «дочернее предприятие» и не предусматривает особенностей создания таких предприятий. Ведь создание, реорганизация, ликвидация, а также деятельность дочернего предприятия, то есть основанного другим (материнским) предприятием, регламентируются общими нормами Законов Украины «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях на Украине» и другими».

Непоследовательно подходил законодатель и к определению понятия «дочернее предприятие». Так, в соответствии с Указом Президента Украины от 11 мая 1994 года № 224/94 «О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации», ДП — это субъект хозяйствования, контрольным пакетом акций которого владеет холдинговая компания. Подобное определение предусмотрено и в приказе Министерства финансов Украины от 7 июля 1999 года № 163 «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета», согласно которому ДП — это предприятие, пребывающее под контролем материнского (холдингового) предприятия. Согласно же Государственному классификатору Украины, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28 мая 2004 года № 97 (классификация организационно-правовых форм), ДП — это организационно-правовая форма хозяйствования — предприятие, единственным учредителем которого является другое предприятие (предприятие, зависимое от другого).

В банковском законодательстве (в частности, в постановлении Национального банка Украины «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами в банках Украины» от 3 октября 2005 года № 358) дочерней компанией (предприятием) признается компания, контролируемая другой компанией. Контроль предусматривает, что материнская компания (банк) прямо или через дочерние компании владеет более чем 50 % голосов объекта инвестирования. Контроль есть, если материнская компания (банк) прямо или через дочерние компании владеет менее чем 50 % голосов объекта инвестирования, но имеет: 1) долю управленческих голосов в компании, превышающую 50 % благодаря договорам с другими инвесторами; 2) право определять финансовую и операционную политику предприятия согласно учредительным документам; 3) право назначать или увольнять большинство членов совета директоров или аналогичного руководящего органа компании; 4) право определяющего голоса в совете директоров или аналогичном руководящем органе компании.

Отечественные предприниматели массово создавали ДП, природа которых была недостаточно ­изученной и базировалась на деформированном понимании цивилистического принципа: «Участник (учредитель) не отвечает по обязательствам созданного им юридиче­ского лица».

Правовой статус ДП по действующим ГК и ХК

С принятием ГК и ХК юридическое регулирование деятельности ДП на Украине еще больше усложнилось. Во-первых, Законы Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях на Украине» уже не действуют, а во-вторых, в ГК и ХК заложен иной подход к толкованию понятия ДП.

Так, буквальное толкование нормы части 8 статьи 63 ХК дает основания утверждать, что ДП — это не отдельная (самостоятельная) организационно-правовая форма предприятия, а отдельная его разновидность. То есть любое предприятие, предусмотренное частью 1 статьи 63 ХК (а другими словами — любая организационно-правовая форма), если оно зависит от другого предприятия, признается дочерним. Подобный вывод следует и из толкования нормы части 2 статьи 176 ХК.

Норма статьи 126 ХК, раскрывающая природу и определяющая правовой статус дочерних предприятий, находится в главе 12 ХК и касается объединений предприятий. Позволю себе напомнить, что, согласно этой статье, предприятия, связанные между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и/или управлении, считаются ассоциированными.

Исходя из того, какой является эта зависимость, изменяется и статус (вид) подконтрольного предприятия. Так, если зависимость простая, то есть возникает в случае, когда одно из предприятий имеет возможность блокировать принятие решений другим предприятием, которые должны приниматься в соответствии с законом и/или учредительными документами этого предприятия квалифицированным большинством голосов, то подконтрольное предприятие считается зависимым. Одним из примеров такой зависимости можно считать наличие в уставном капитале зависимого юридического лица у контролирующего юридического лица доли в размере 25 % + 1 (часть 2 статьи 98 ГК).

В случае когда зависимость будет решающей, то есть она возникает, если между предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преобладающего участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общем собрании либо других органах управления подконтрольного предприятия, в частности владения контрольным пакетом акций, то подконтрольное предприятие считается дочерним. Несмотря на оценочность словосочетания «преобладающее участие», думаю, что решающая зависимость возникает в случае, когда контролирующему юридическому лицу принадлежит доля в размере, по крайней мере, 50 % + 1 уставного капитала дочернего юридического лица.

ГК не предусматривает такого вида юридических лиц, как ДП. Однако в статье 118 ГК приводится определение зависимого хозяйственного общества. Зависимым обществом является хозяйственное общество, если:

1) оно создано в форме акционерного общества (АО), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ООО и ОДО);

2) главному хозяйственному обществу принадлежат 20 или более процентов его уставного капитала (если это ООО или ОДО) или же 20 или более процентов простых акций (если это АО).

Иными словами, в ГК заложена идея о том, что зависимое общество — это не самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, а лишь разновидность хозяйственного общества. И хотя ГК в отличие от ХК установил несколько иные критерии признания юридического лица зависимым, необходимо подчеркнуть, что анализ этих двух актов дает основания констатировать, в частности, следующее:

1) ДП — это не самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица;

2) ДП — это разновидность юридического лица, зависимого от другого юридического лица;

3) любое ООО, ОДО или ОАО может считаться дочерним в случае выявления его решающей зависимости от другого юридического лица.

Такие выводы порождают ряд практических проблем, связанных с функционированием ДП, созданных еще до принятия ГК и ХК.

Во-первых, законным ли — учитывая нормы действующего отечественного законодательства — является существование ДП одного юридического лица как самостоятельной организационно-правовой формы (например, ДП «Х» ОАО «В», или же ДП «Z» ООО «K»)? Считаю, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридических лиц, как ДП. Следовательно, учреждение нового ДП в таком варианте после вступления в силу ХК и ГК незаконно, а запись о проведении его регистрации (если таковая и состоится) может быть признана недействительной.

Ныне еще много юридических лиц, созданных до вступления в действие ГК и ХК, продолжают существовать в форме ДП. Преимущества использования такой формы организации собственного бизнеса являются очевидными. Однако с переходом к стабильным рыночным «правилам игры» и с учетом требований ГК и ХК юридические лица, созданные в форме дочерних предприятий, должны стать историей.

Во-вторых, чем отличается ДП одного юридического лица от частного предприятия, основателем которого также является одно юридическое лицо (часть 1 статьи 113 ХК)? Предусмотренная ХК возможность учреждения частного предприятия (ЧП) одним юридическим лицом еще больше усложнила судьбу ДП в правовой системе Украины. В правоприменительной деятельности неоднократно возникали парадоксальные ситуации: предприятие, единственным участником которого является другое юридическое лицо, в одних случаях именуется ДП, в других случаях — ЧП. Не будучи приверженцем сохранения и такой организационно-правовой формы юридических лиц, как ЧП, укажу, однако, что в отличие от ДП эта форма юридических лиц предусмотрена действующим законодательством. Следовательно, для финансовых структур, использующих в своей деятельности целую сеть ДП и стремящихся адаптировать свою корпоративную структуру к требованиям действующего законодательства, можно предложить реорганизовать свои ДП в ЧП.

В-третьих, вправе ли юридическое лицо продать свои корпоративные права на ДП физическому лицу? Поскольку в законодательстве (особе­нно до принятия ГК и ХК) никаких оговорок относительно этого не было, то неоднократно возникали случаи, когда юридическое лицо отчуждало свои корпоративные права на ДП физическому лицу. Для последнего такая сделка порождала немало проблем, связанных с регистрацией изменений в учредительные документы ДП, ведь органы регистрации отказывали ему в этом. Ныне подобных случаев можно избежать лишь путем предварительного преобразования юридическим лицом ДП в ЧП, а уже потом — отчуждения корпоративных прав на такое ЧП физическому лицу.

СЫВЫЙ Роман — юрисконсульт ОАО «Концерн «Галнафтогаз», научный сотрудник НИИ частного права и предпринимательства АПрН Украины, г. Львов

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Когда же будет порядок на дорогах?

Деловая практика

Компания... и «лапочка-дочка»

Законодательная практика

Государство за всех ответит

Комментарии и аналитика

Права акционеров незыблемы

Неделя права

Честные выборы по Указу?

100 дней у руля... министерства

Новые лица в деле НЗФ

Послания Папы стоят дорого

Окончательное решение примет суд

Реестр событий

Решение Конституционного Суда обязательно, но не универсально

КЗоТ: аналогия увольнений

КМУ оценивает работу судей?

Судебная практика

Солидарность или субсидиарность?

Судебные решения

Последствия отсутствия правопреемника у ответчика

Какие есть юридические основания для расторжения брака?

Неправомерность действий исполнителя должна подтверждаться решением суда

Все кредиторы имеют решающий голос!

Привлеченный в судебное дело оценщик является заинтересованным лицом

Неисполнение требования государственного исполнителя грозит штрафом

Меры по обеспечению иска требуют четкой мотивации

Тема номера

НебезуЧастная исполнительная служба

Не страшен нам берег венгерский

Частная практика

Тест на выносливость

Юридический форум

Ведущие юридические фирмы

Взгляд на конституционную реформу

Інші новини

PRAVO.UA