«Разрешительная» реформа — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (441) » «Разрешительная» реформа

«Разрешительная» реформа

Существенным шагом в процессе реформирования разрешительной системы на Украине стало вступление в силу 6 января с.г. Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Данный Закон определил правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и установил порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов. В то же время разрешение многих вопросов, в частности, определение конкретных механизмов реализации Закона, делегировано другим подзаконным нормативно-правовым актам — некоторые из них были приняты недавно. Об этих документах и пойдет речь в данной статье.

Декларативный принцип станет реальностью?

Закон ввел понятие декларативного принципа, в соответствии с которым субъект хозяйствования приобретает право на проведение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства. Согласно Закону, форму и порядок такого уведомления должен был установить Кабинет Министров Украины по представлению разрешительного органа.

17 мая с.г. КМУ принял постановление «Об утверждении Порядка уведомления администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства».

Прежде чем перейти к характеристике самого Порядка, напомним, что администратором, в соответствии с Законом, является должностное лицо городского совета, районной и районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, которое организовывает выдачу субъекту хозяйствования документов разрешительного характера и обеспечивает взаимодействие местных разрешительных органов по выдаче документов разрешительного характера. Разрешительным органом является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, а также предприятия, учреждения, организации, уполномоченные в соответствии с Законом выдавать документы разрешительного характера.

Порядком установлено, что к материально-технической базе субъекта хозяйствования относятся производственные площади, материальные ресурсы, средства производства, а также документы, используемые субъектом хозяйствования в процессе осуществления определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности.

Субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо подает непосредственно администратору или разрешительному органу в двух экземплярах уведомление (декларацию) о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства. Порядок также предусматривает возможность подачи уведомления рекомендованным письмом. Только в этом случае подпись физического лица-предпринимателя удостоверяется его печатью (а в случае отсутствия печати подлежит нотариальному удостоверению), а подпись руководителя юридического лица — печатью юридического лица.

Порядком предусмотрены довольно сжатые сроки для рассмотрения уведомления. В частности, в случае поступления уведомления администратору, последний на протяжении одного рабочего дня передает уведомление соответствующему разрешительному органу. Разрешительный орган также на протяжении одного рабочего дня после поступления уведомления проверяет соответствие указанной в нем информации требованиям законодательства и в случае отсутствия оснований для отказа регистрирует его в журнале учета субъектов хозяйствования, которые приобрели право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу. В случае же несоответствия указанной в уведомлении информации требованиям законодательства разрешительный орган не позднее следующего рабочего дня после его поступления предоставляет субъекту хозяйствования письменный ответ с обоснованием отказа в регистрации уведомления. В случае отказа в регистрации или при отсутствии у субъекта хозяйствования зарегистрированного разрешительным органом уведомления о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства такой субъект не имеет права осуществлять определенные действия. В то же время отказ разрешительного органа в регистрации уведомления не лишает субъекта хозяйствования права подать уведомление повторно после устранения недостатков, указанных разрешительным органом.

Хотелось бы отметить, что принятием данного Порядка формирование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения функционирования декларативного принципа не завершено. В частности, сама форма уведомления должна также быть разработана Кабинетом Министров Украины. Форму журнала учета субъектов хозяйствования, которые приобрели право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу должен утвердить специально уполномоченный орган по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности.

Временный реестр документов разрешительного характера

Статьей 6 Закона предусмотрено ведение реестра документов разрешительного характера. Порядок формирования, ведения и пользования реестром определяется уполномоченным органом. Приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госпредпринимательства) от 18 апреля с.г. утвержден Временный порядок формирования, ведения и пользования реестром документов разрешительного характера, который 27 мая с.г. вступил в силу.

Реестр документов разрешительного характера (Реестр) представляет собой единую автоматизированную общегосударственную систему сбора, накопления, защиты, учета и предоставления сведений о документах разрешительного характера или об отказе в их выдаче. Согласно приказу, ведение реестра документов разрешительного характера возложено на Госпредпринимательства. Техническим администратором Реестра назначено государственное предприятие «Информационно-ресурсный центр» Госпредпринимательства, которому поручено до 18 сентября с.г. разработать программное обеспечение по ведению Реестра. При этом предусмотрено, что до создания Реестра учет сведений, определенных Порядком, осуществляется администраторами и разрешительными органами, в журнале учета (регистрации) заявлений и документов, поданных субъектами хозяйствования для получения разрешительных документов.

Реестр формируется на основании информации, предоставляемой администраторами и разрешительными органами. Порядком предусмотрены условия формирования и ведения Реестра, в частности, определен перечень сведений, вносимых в Реестр. К ним относятся: сведения о заявителе; дата подачи заявления о выдаче разрешительного документа; объект, на который выдан разрешительный документ; название и срок действия разрешительного документа; номер и дата выдачи такого документа, переоформления.

Характеризуя порядок пользования Реестром, отметим, что информация, содержащаяся в Реестре, является открытой и может использоваться в других общегосударственных реестрах, держателем или распорядителем которых является Госпредпринимательства, в установленном законодательством порядке.

Установлено, что любое физическое или юридическое лицо имеет право получить из Реестра справку. На их запрос (или запрос уполномоченных ими органов) справка выдается на протяжении 5 рабочих дней. Справка представляет собой документ, подтверждающий внесение сведений о документах разрешительного характера в Реестр или отсутствие таких сведений в Реестре. Порядком определен исключительный перечень сведений, которые могут быть внесены в справку: о документе разрешительного характера, о юридическом лице, о физическом лице — предпринимателе. Сведения о документе разрешительного характера включают данные о дате поступления заявления о выдаче документа разрешительного характера; объекте, на который выдан документ; название документа разрешительного характера, который был выдан; разрешительном органе, выдавшем документ разрешительного характера; дате и номере решения о выдаче или отказе в выдаче документа, сроке его действия; сведения об аннулировании документа разрешительного характера. Сведения о юридическом лице включают в себя наименование, местонахождение, идентификационный код в соответствии с выпиской из Единого реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, номер телефона и факса. Справка выдается администратором на специальном бланке. Описание и форма такого бланка должны быть установлены специально уполномоченным органом по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности.

Предусмотрено, что Временный порядок будет действовать до внесения соответствующих изменений в законодательство Украины, регулирующее разрешительную систему в сфере хозяйственной деятельности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Концепции разработают альтернативу

Деловая практика

«Разрешительная» реформа

Законодательная практика

Въезд без залога невозможен?

Зарубежная практика

Украинский инвестиционный саммит

Историческая практика

Товарищ Киров — жертва террора?

Комментарии и аналитика

Преступления в сфере хозяйствования

«Концентрационные» проблемы

Неделя права

Скачал фильм — в тюрьму?

Строим пирамиды законно

Век свободы слова не видать

Кодификация невозможна!

Против монополий — сообща

Реестр событий

Бойкот или формальность?

Открыто новое здание Донецкого апелляционного хозяйственного суда

Все равно председатель. Почетный!

Контакт есть? Есть контакт!

Репортаж

Хозяйственным судам Украины 15 лет!

Судебная практика

Дело об одном злополучном векселе

Судебные решения

О наследовании нетрудоспособными иждивенцами

Земельный раздел при спорах, связанных с наследством

Последствия самовольного занятия земельного участка

О действиях нотариуса и оценке их судом в правоотношениях, связанных с наследованием

Об особенностях решения наследственных споров

О причинах продления срока для принятия наследства

Тема номера

Легализация «иностранной» земли

Ни пяди земли зарубежным инвесторам

Частная практика

Ассоциация интегрируется

Как юристы отмечают переезд

Юридический форум

А ведь юристы тоже футболисты!

Турнир по бильярду среди юристов

Інші новини

PRAVO.UA