Предписание прокурорам — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (765) » Предписание прокурорам

Предписание прокурорам

Новый Закон Украины «О прокуратуре» как часть реформы системы уголовной юстиции и правоохранительных органов предполагалось принять одновременно с новым Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Но если последний уже вступил в силу, то с прокурорской реформой далеко не все очевидно, и, похоже, принятию нового прокурорского закона будет предшествовать очередная «малая реформа», в ходе которой прокуроров «избавят» от функций общего надзора и пересмотрят порядок издания актов прокурорского реагирования. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования деятельности органов прокуратуры» (Законопроект) внесен на рассмотрение парламента народными депутатами Владимиром Пилипенко, Валерием Писаренко и Владимиром Олийныком.

В частности, с целью «уменьшения влияния органов прокуратуры на деятельность физических и юридических лиц путем издания обязательных к выполнению актов прокурорского реагирования» они предлагают пересмотреть как количество таких актов, так и их правовую природу.

Из Закона Украины «О прокуратуре» предлагается исключить статьи «протест прокурора» и «предписание прокурора», установив единую форму акта прокурорского реагирования — «представление». При этом представление будет выноситься относительно: устранения нарушений закона, причин и условий, которые этому способствовали; привлечения лиц к предусмотренной законом ответственности; возмещения вреда; отмены нормативно-правового акта, отдельной его части или приведения его в соответствие с законом; прекращения незаконных действий или бездеятельности должностных и служебных лиц.

По сути, такие предписания будут носить рекомендательный характер, и если они будут проигнорированы/отклонены адресатами, прокурору придется обращаться в суд, который и примет окончательное решение.

Для обращения прокурора с соответствующим иском в суд предлагается установить 15-дневный срок, который исчисляется со дня получения сообщения об отклонении представления или, в случае несообщения прокурору о результатах рассмотрения представления, со дня окончания определенного прокурором срока для его рассмотрения.

Вынесению актов прокурорского реагирования, по мнению авторов Законопроекта, должна предшествовать прокурорская проверка, о чем прокурор должен вынести мотивированное постановление, в котором описать предполагаемое нарушение и обосновать необходимость совершения определенных действий. Обязательным условием предлагается установить предоставление копии указанного постановления представителю предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, подчиненности или принадлежности, физическому лицу — предпринимателю, в отношении которого предполагается проводить проверку. Такое постановление прокурора может быть обжаловано у прокурора высшего уровня или в суде.

Что интересно, проверки по заявлениям физических или юридических лиц, по обращениям и запросам депутатов всех уровней, за исключением заявлений и сообщений об уголовно наказуемом деянии, предлагается проводить лишь после рассмотрения вопроса компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или в случае неприятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам. В акте, вынесенном по итогам проверки, обязательно предлагается давать оценку законности деятельности компетентных органов.

Еще одним «практическим» аспектом Законопроекта является норма, обязывающая прокуроров возвращать оригиналы истребованных или полученных ими актов, документов и материалов соответствующим лицам по окончании проверки, за исключением случаев приобщения их к материалам уголовного производства в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. В случае необходимости до окончания проверки могут быть возвращены копии указанных документов. Кто будет изготавливать такие копии, Законопроект не уточняет.

Что касается процессуальных прав прокуроров, то предлагается ограничить перечень обстоятельств, при наличии которых прокурор может осуществлять представительство интересов гражданина. «Участие прокурора в суде для осуществления представительства интересов гражданина должно иметь место лишь при наличии исключительных обстоятельств, которые убедительно свидетельствуют о невозможности гражданина самостоятельно защитить свои права или реализовать процессуальные полномочия. Участие прокурора на стороне одного из участников судебного процесса, учитывая статус и полномочия прокурора, создает риск внепроцессуального влияния на суд, предоставляет другой стороне неоправданные преимущества, а следовательно, нарушает принцип равенства участников судебного разбирательства. Европейский суд по правам человека в своих решениях неоднократно декларировал позицию о том, что уже само присутствие прокурора в судебном процессе на стороне одной из сторон ставит под угрозу принцип равенства, участие прокурора может создавать ощущение неравенства сторон», — утверждают инициаторы Законопроекта в пояснительной записке. Поэтому предлагается установить, что каждый случай вступления прокурора в процесс должен быть мотивирован, а обстоятельства, на которые ссылается прокурор, — подтверждены документально.

Кроме того, уточняются полномочия прокуроров относительно инициирования апелляционного, кассационного пересмотра, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и рассмотрения дела Верховным Судом Украины. Так, подавать апелляционные и кассационные жалобы по гражданским, хозяйственным и административным делам смогут прокуроры, непосредственно принимавшие участие в их рассмотрении, а также вышестоящие прокуроры (от прокурора района и его заместителя до Генерального прокурора Украины). Напомним, что ныне возможность подачи прокурорами апелляций и кассаций фактически не ограничена.

Право подавать заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам предлагается предоставить лишь Генеральному прокурору Украины, его первому заместителю и заместителям, прокурорам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненным к ним прокурорам; а заявления о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины — Генеральному прокурору Украины, его первому заместителю и заместителям.

Что касается уголовного судопроизводства, то всеми процессуальными правами будут наделены прокурор, принимавший участие в судебном заседании, и все вышестоящие прокуроры.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Частная практика

Записаться в полиглоты

Акцент

Аудит доверия

Государство и юристы

Отбор с усложнениями

Предписание прокурорам

Документы и аналитика

Буква в законе

Исполнение по новому месту

Потерпение лопнуло

Книжная полка

Перечитывая Робинзона Крузо…

Неделя права

Новости из-за рубежа

Добровольная дактилоскопия

Неделя права

Съезд на опережение

Скоростное исполнение

Халатное обвинение

Судебный сбой

Неделя права

Новости из-за рубежа

Брендовые сигаретные пачки запрещены

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Саенко Харенко» защитила интересы «ОТП Банка» в споре о взыскании задолженности

Максим Копейчиков принял участие в дискуссии о финансовых пирамидах

МЮФ Integrites представляет интересы BBC Worldwide

ЮК Jurimex провела семинар для специалистов лотерейной отрасли

ЮФ «АНК» выступила юрсоветником ДП «ГПК Украина» при заключении контракта с Liebherr

Отрасли практики

Агенты без влияния

Завтра туриста

Пограничная стоимость

Рассудить в лицах

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

21 год Независимости

Решения недели

Судебная практика

Истец не заплатил за экспертизу

Товар не реализовали

Нет признаков правонарушения

Самое важное

В шаге от финиша

Прецедент к роспуску

Гадание на кадрах

Налоги во все руки

Спецпроект

Правостороннее выдвижение

Судебная практика

Не корысти ради

Физическое преимущество

Судебная практика

Судебные решения

О расчете стоимости доли и прибыли участника, вышедшего из ООО

Судебная практика

Избирательный экспресс

Судебная практика

Судебные решения

Для перевода недостроя из коммунальной собственности в государственную необходимо согласие органа местного самоуправления и КМУ

Тема номера

Сетевая защита

По судебному велению

Частная практика

Выход за границу

Объединяй и властвуй

Інші новини

PRAVO.UA