По меньшей мере — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Топ 50 2019 » По меньшей мере

По меньшей мере

Настойчивое желание законодателя с ходу «облегчить непростую работу правоохранителей» вызывало большие опасения профессионального адвокатского сообщества. Однако лишь немногие предложения нашли свое отображение в итоговом тексте изменений относительно усовершенствования отдельных положений уголовного законодательства
Игорь ГЛУШКО, партнер GOLAW, адвокат
Анжелика МОИСЕЕВА, партнер GOLAW, адвокат

ИГОРЬ ГЛУШКО,

ИГОРЬ ГЛУШКО,
партнер GOLAW, адвокат

АНЖЕЛИКА МОИСЕЕВА,

АНЖЕЛИКА МОИСЕЕВА,
партнер GOLAW, адвокат

Уголовное процессуальное законодательство представляет собой набор инструментов и процедур, с использованием которых государство в лице уполномоченных лиц осуществляет уголовное преследование. Эта формулировка звучит банально, скучно и прозаично, однако в жизни уголовный процесс выглядит именно так.

При этом имеются очень мощные средства процессуального принуждения, способные навсегда искалечить жизнь любого, кто попадет в жернова такого процесса. В связи с этим любые заявления и действия власти, направленные на «усовершенствование» уголовного производства, воспринимаются с особой тревогой и настороженностью.

Последние изменения не стали исключением. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных положений уголовного законодательства» (законопроект № 1009), который был представлен обществу как изменения, «способные облегчить непростую работу правоохранителей».

17 октября 2019 года эти облегчающие работу правоохранителей изменения стали реальностью (Закон № 187-IX) и должны применяться в повседневной работе адвокатов, осуществляющих защиту от уголовного преследования. Поскольку представленный парламентариями список законодательных пожеланий слишком объемный, остановимся на наиболее интересных, на наш взгляд, моментах.

Начнем с борьбы с коррупцией. И хотя изменения касались процессуального кодекса, который по своей сути не направлен на какую-либо борьбу, представленные новшества открыто указывали на то, что с коррупционером нужно быть строже. Так, Закон предлагает к уличенному в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления коррупционеру применять самую строгую меру пресечения — содержание под стражей без права внесения залога. Изюминкой этого предложения стало то, что ответственность за такую излишнюю строгость к лицу, не совершившему насильственного преступления и пребывающему пока в скромном статусе подозреваемого, должны были взять на себя следственные судьи. Ну а как иначе, ведь законопроект задумывался не под них. Выглядеть это должно было так: прокурор инициирует содержание под стражей с альтернативой внесения залога, а суд обязан с такой «лояльностью» не соглашаться и отправлять коррупционера исключительно в тюрьму.

Отрадно, что разум преобладал, и законодатель такую поправку не поддержал. Иначе нас уже нельзя было бы назвать цивилизованным обществом, если бы суд к еще не осужденному лицу применял более суровые меры, чем ходатайствует прокурор.

Далее законодатель предложил расширить основания для наложения ареста на имущество в рамках уголовного процесса. Предполагалось арестовывать имущество на основании подозрения, что его собственник мог знать о «криминальных корнях» происхождения этого имущества. По нашему мнению, «улучшение жизни» для стороны обвинения налицо: никакие доказательства собирать не надо, достаточно заявить, что лицо могло знать, что имущество имеет «криминальную историю», и арест наложен! Просто чудо какое-то, а точнее — волшебство. А права собственника, да ну их…

К счастью, и этого не случилось. Законодатель просто привел действующую норму в читабельное состояние, за что ему спасибо.

Была предпринята попытка облегчить работу прокурора при вручении подозрений отдельным категориям лиц, имеющим дополнительные гарантии в связи с осуществляемой деятельностью. Напомним, что в перечень лиц с такими гарантиями входят депутаты, судьи, прокуроры и, что немаловажно, адвокаты. Также в существующем перечне указаны и другие, не менее важные персоны. По действующему на тот момент законодательству процедура вручения подозрения перечисленным лицам (включая все ее стадии) входила в исключительные обязанности прокуроров определенного уровня, начиная с прокурора уровня региональной прокуратуры. Это было сделано для минимизации рисков противоправного давления на лиц, имеющих гарантии профессиональной деятельности со стороны государства, что является абсолютно правильным. И тут поступило предложение освободить высокопоставленных прокуроров от нелегкой ноши вручения подозрений «гарантированным лицам» путем предоставления им права делегировать свои полномочия в этой части другим прокурорам или же просто следователям. Представлено это было так, что негоже Генеральному прокурору Украины за подозреваемыми по всей Украине бегать.

Думаем, не стоит останавливаться на том, что подобные «улучшения» не были положительно восприняты «гарантированными лицами», однако такое негодование связано не с тщеславием, а лишь с гарантиями профессиональной деятельности. В результате «улучшения» все же были частично приняты. Высокопоставленные прокуроры получили право устраниться от личного вручения подозрений путем возложения этой почетной обязанности на прокурора рангом пониже. А прокуроры рангом пониже не получили права в порядке передоверия поручать вручение подозрения следователям. Такой компромисс сгладил негативное восприятие со стороны «гарантированных лиц». Мнения же районных прокуроров никто особо не спрашивал.

Теперь без сарказма и иронии. Законодатель предлагал вернуть прокурорам право самостоятельно продлевать срок досудебного расследования. Напомним, что сейчас прокуроры могут продлевать досудебное расследование исключительно на срок не более трех месяцев в производствах, в которых лицу сообщено о подозрении. Все, что превышает этот срок, осуществляется лишь с разрешения следственного судьи, который оценивает правомерность ходатайства прокурора о продлении срока досудебного расследования и разумность сроков его проведения. Законодатель же предлагал вернуться в прошлое, когда прокурор фактически произвольно, по формальным причинам, сам продлевал срок досудебного расследования, игнорируя интересы подозреваемого, чье право на скорейшее разрешение дела имеет приоритет. Данные предложения не нашли своего отображения в окончательном тексте Закона.

Из положительных изменений следует отметить отмену обязанности сторон уголовного производства проводить экспертизы только с разрешения следственного судьи. И эти поправки не были в числе облегчающих работу стороны обвинения — отмена таких правил находилась и в орбите интересов стороны защиты. В вопросах назначения экспертиз следственный судья выступал ненужным посредником. Следственный судья не мог знать материалы производства так, как их знают стороны, и тем более не в его полномочиях было определять, в какой экспертизе нуждаются стороны и какой эксперт должен ее проводить.

В целом Закон, несмотря на все наши опасения, был принят в достаточно скромном варианте, в том числе благодаря своевременному вмешательству юридического сообщества. Не получилось у законодателя сделать сторону обвинения «единоличными правителями» уголовного процесса, чему мы все бесконечно рады. В то же время расслабляться не стоит. Всем нам известно, что попытка — не пытка. А сколько таких попыток нас ждет — покажет время.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СПОРЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2019 ГОДА

«БРОНЗОВАЯ ЛИГА» ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2019 ГОДА

Защита бизнеса

Закон сброса и предложения

Пик оптимизма

Интеллектуальная собственность

Сетевые настройки

Служат для декларации

Конкурентное право

Бес пределов

Концентрация взимания

Международный арбитраж

Про арбитражный курс

Заключительные положения

Передовые укрепления

Понять и упростить

Методология

Живой комплекс

Налоговая практика

Настроиться на нужную чистоту

Закон и творчество

Отрасли практики

Капитал, капитал, улыбнитесь!

Место силы

Принести изменения

Фондовый рывок

Инвестиционный фон

Морской приз

Отрасли экономики

Смартфронт

Климат-контроль

Аукционный залп

Энергетический заряд

Legal sapiens

Новая почва

Земельные работы

Альтернативное лишение

Региональные рынки

Имя им регион

Разработка стратегии и практики

Повышенное давление

Глубокое погружение

Комплексные упражнения

Реструктуризация и банкротство

Бремя покажет

Эпоха возрождения

Надлежащее и предсказуемое

Сохранить лицо

До и после

Судебная практика

Единство тактики

Не по местам

Точка невозврата

Споры о дискреции

Уголовное право и процесс

Бег знает что

Качественная реакция

По осени читают

Санкционный смотритель

Антикоррупционный труд

По меньшей мере

Запас входа

Юридический рынок

Тень выборов

Бизнес-глас

На трех хитах

Вал ожиданий

Средний класс

Национальный экспресс

Напор ценностей

Рискованное предприятие

Інші новини

PRAVO.UA