В 2019 году, по крайней мере до сентября месяца — начала работы парламента нового созыва, бизнес чувствовал себя довольно спокойно в вопросах налогообложения. Долгожданная реформа Государственной фискальной службы Украины (ГФС) все же была запущена, и благодаря принятию подзаконных нормативных актов, разработанных в том числе с привлечением международных экспертов и бизнеса, ГФС разделили на две структуры: Государственную налоговую службу Украины (ГНС) и Государственную таможенную службу Украины. Это ознаменовало завершение очередного этапа реформирования фискальных органов, хотя парламенту еще предстоит решить ряд структурных вопросов.
Законодательная форма
1 января 2019 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23 ноября 2018 года № 2628-VIII. В частности, изменения коснулись некоторых акцизов, рентной платы и экологического налога. Также были уточнены нормы, регулирующие трансфертное ценообразование (ТЦО). Первое, на что обращали внимание эксперты, — это деятельность постоянных представительств. К контролируемым операциям, как известно, относятся операции между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине. Согласно принятым изменениям, к контролируемым операциям стали также относиться и внутрихозяйственные расчеты между главным предприятием и его структурными подразделениями. Закрепили законодатели и принцип превалирования сути над формой. В то же время, напомним, что данный принцип не является чем-то новым для налогоплательщиков, поскольку преобладающее большинство представителей бизнеса уже использовали его при подготовке отчетности о контролируемых операциях и в судебном порядке. Непосредственно в НК уточняется, что контролирующими органами учитываются фактические действия сторон хозяйственной операции, фактические обстоятельства проведения операции в соответствии с ее сутью. Если же фактическое поведение сторон операции отличается от условий договора (или документально операция не оформлена), то для целей ТЦО учитываются именно фактическое поведение сторон, фактически использованные активы, а также фактически принятые сторонами риски.
Инициативный заряд
Инициативы новой власти в налоговой сфере (большинство из них авторства Данила Гетьманцева, возглавившего в парламенте IX созыва комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) оказались достаточно сенситивными для широкого круга налогоплательщиков: как для крупного бизнеса, так и для физлиц-предпринимателей. Работая в «турборежиме», осенью парламент выдал на-гора целый пакет законов, которые существенно повлияют на порядок ведения бизнеса. Одним из них, к примеру, вводится единый счет для уплаты налогов и сборов и единого социального взноса. К слову, подобный законопроект рассматривал парламент прошлого созыва, но документ так и не был одобрен. По мнению представителей ГНС, такой механизм позволит создать максимально комфортные и понятные для плательщиков правила расчетов с бюджетом и целевыми фондами, сократит их финансовые затраты и время на формирование расчетных документов. Эти новшества вступают в силу с 1 января 2021 года.
Немало дискуссий вызвали законы, которыми введены положения о «кешбэке» и программных регистраторах расчетных операций (РРО). Впрочем, надо отдать должное ГНС и Министерству финансов Украины, поскольку они не только широко информируют о ключевых новациях, но и создали рабочую группу с привлечением представителей бизнеса, для подготовки подзаконных нормативных актов. Напомним, что использовать программные РРО можно будет с 19 апреля 2020 года, а с октября 2020 года использование РРО станет обязательным при осуществлении определенных законодательством видов деятельности (кроме плательщиков единого налога первой группы). С 1 января 2021 года применять РРО должны будут физические лица — плательщики единого налога второй, третьей, четвертой групп независимо от видов деятельности.
Международный тренд
С каждым годом Украина приближается к глобальным трендам в налогообложении. В последний день зимы Верховная Рада Украины все-таки ратифицировала Многостороннюю конвенцию MLI, положения которой вступили в силу с 1 декабря текущего года. В то же время вопрос с имплементацией плана BEPS пока еще находится в подвешенном состоянии, так как законопроект, предлагающий внести изменения в НК в этой сфере (к слову, был существенно доработан с учетом рекомендаций международных экспертов), как предполагалось изначально, по сокращенной процедуре не был принят, поскольку в экспертных кругах отдельные его положения вызвали серьезную дискуссию.
Кроме того, в будущем серьезное влияние на ведение бизнеса окажут ратификация Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) и принятие имплементационного законодательства.
Ключевое направление, на которое делается акцент во всем мире, в том числе в Украине, — налогообложение цифровой экономики.
В целом, несмотря на целый ряд позитивных изменений, связанных с администрированием налогообложения и имплементацией международных стандартов, для бизнеса по-прежнему важно понимание предсказуемости и стабильности налогового законодательства.
Бой с тенью
Сергей ВЕРЛАНОВ,
глава Государственной налоговой службы Украины
Мы запустили полноценную работу новой налоговой службы. Нам удалось это сделать, не создав проблем для налогоплательщиков. И, что не менее важно, ГНС с первых же дней работы четко выполняет свои функции по наполнению бюджета без силового давления на бизнес. Например, за десять месяцев этого года налогоплательщики перечислили в бюджет на 69,4 млрд грн больше, чем за этот же период в прошлом году, причем налоговая база осталась практически неизменной.
Что изменилось? Изменился подход налоговой службы к администрированию. Я много лет отдал юридической практике и очень хорошо знаю, как отражается на бизнесе прессование со стороны налоговых органов. Поэтому, возглавив налоговую службу, я поставил четкое задание — прекратить эту практику. Налоговая служба должна работать не кулаками, а головой. Это означает усиление аналитической работы, фокусирование внимания на рисковые операции и субъектов хозяйствования.
Впервые за многие годы мы начали последовательно бороться с налоговыми схемами. Статистика налоговых поступлений в бюджет говорит о том, что нам это удается. Я уверен, что борьба с тенью — единственный правильный путь и возможность увеличивать поступления в бюджет. Кроме того, это позволит сократить число проверок добросовестных налогоплательщиков. Максимальное внимание к рисковым операциям и максимальная свобода для тех, кто честно платит налоги. Это наш сегодняшний принцип работы. И ГНС уже учла его при формировании плана-графика проверок на следующий год.
Также в наших ближайших планах — повысить количество выигранных дел в судах. Если сейчас в нашу пользу принимается 10–15 % решений, то мы хотим довести это количество до 40 %. Это означает, что судиться с налогоплательщиками будем только при наличии сильной доказательственной базы. В результате сократится и количество судебных споров с бизнесом.
Налоговые органы начали кардинально меняться. Главная наша цель — добровольность уплаты налогов. А для этого мы должны из дубинки, занесенной над головами налогоплательщиков, превратиться в сервисную службу. Если говорить проще, налогоплательщик должен вообще забыть дорогу в налоговую инспекцию. Мы обязаны сделать так, чтобы воспользоваться всеми сервисами, получить любую помощь и решить любой возникающий вопрос наш клиент мог в онлайн-режиме, причем максимально простым способом. Для этого мы модернизируем электронный кабинет налогоплательщика, полностью обновим и перезапустим его.
Наш главный вызов в плане повышения уровня сервиса на ближайшую перспективу — подготовка и запуск бесплатного приложения программного РРО. Эта программа будет бесплатна для скачивания и бесплатна в обслуживании. Уже с 1 января все желающие смогут протестировать программный РРО от налоговой службы.
Авторитетные юристы |
---|
Владимир Котенко (EY Ukraine) |
Александр Минин (КМ Партнеры) |
Налоговые споры |
|
---|---|
Ведущие |
|
1 | КМ Партнеры |
2 | Василь Кисиль и Партнеры |
3 | Sayenko Kharenko |
4 | Юридическая группа EUCON |
5 | GOLAW |
Другие известные юридические фирмы* |
|
ADER HABER |
|
ARZINGER |
|
ASTERS |
|
AVELLUM |
|
EQUITY |
|
EY UKRAINE |
|
INTEGRITES |
|
KPMG LAW UKRAINE |
|
Lexwell & Partners |
|
VB PARTNERS |
|
ГРАМАЦКИЙ И ПАРТНЕРЫ |
|
ИЛЬЯШЕВ И ПАРТНЕРЫ |
|
Морис груп |
|
СОКОЛОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ |
Ведущие юристы |
|
---|---|
1 | Ярослав Романчук (Юридическая группа EUCON) |
2 | Геннадий Войцицкий (Baker McKenzie) |
3 | Александр Шемяткин (КМ Партнеры) |
4 | Сергей Попов (KPMG Law Ukraine) |
5 | Илья Свердлов (DLA Piper Ukraine) |
Налоговое консультирование |
|
---|---|
Ведущие |
|
1 | КМ Партнеры |
2 | EY Ukraine |
3 | Baker McKenzie |
4 | DLA Piper Ukraine |
5 | KPMG Law Ukraine |
Другие известные юридические фирмы* |
|
ADER HABER |
|
AEQUO |
|
ARZINGER |
|
ASTERS |
|
AVELLUM |
|
CROWE LF UKRAINE |
|
DENTONS |
|
GOLAW |
|
INTEGRITES |
|
SAYENKO KHARENKO |
|
ИЛЬЯШЕВ И ПАРТНЕРЫ |
|
СОКОЛОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ |
|
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРУППА EUCON |
Другие известные юристы* |
---|
Лариса Антощук (KPMG Law Ukraine) |
Татьяна Бережная (Василь Кисиль и Партнеры) |
Владимир Ващенко (VB PARTNERS) |
Олег Вдовичен (Вдовичен и Партнеры) |
Татьяна Данильцева (ADER HABER) |
Игорь Давиденко (Dentons) |
Екатерина Гупало (Arzinger) |
Валентин Гвоздий (GOLAW) |
Ирина Кальницкая (GOLAW) |
Ирина Калита (EY Ukraine) |
Оксана Кобзар (Axon Partners) |
Наталия Куриленко (Соколовский и Партнеры) |
Денис Лысенко (Aequo) |
Александр Майданик (Asters) |
Вадим Медведев (AVELLUM) |
Дмитрий Михайленко (Crowe LF Ukraine) |
Светлана Мусиенко (Sayenko Kharenko) |
Виталий Оджиковский (Sayenko Kharenko) |
Оксана Олехова (KPMG Law Ukraine) |
Андрей Реун (EVRIS) |
Владислав Соколовский (Соколовский и Партнеры) |
Константин Соляр (Asters) |
Андрей СтЕльмащук (Василь Кисиль и Партнеры) |
Павел Ходаковский (ранее Arzinger) |
Алексей Хомяков (Asters) |
Евгений Шкребец (Шкребец и Партнеры) |
Сергей Чуев (EQUITY) |
Виктория Фоменко (INTEGRITES) |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…