НИКОЛАЙ СТЕЦЕНКО,
соуправляющий партнер AVELLUM
АНДРЕЙ РОМАНЧУК,
старший юрист AVELLUM
Украина проходит через активный процесс изменения законодательства о фондовом рынке и акционерных обществах (АО). В ближайшие годы регулирование этой сферы кардинально изменится.
Начнем с того, что к концу года ожидается принятие закона, который полностью изменит регулирование фондового рынка в Украине, эмиссию ценных бумаг и функционирование бирж.
Второй важнейший законопроект — о защите инвестиций от злоупотребления на рынках капитала, который направлен на увеличение и расширение инструментария Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), чтобы она могла эффективно наказывать за злоупотребления на рынке. Кроме того, в октябре этого года принят так называемый закон о сплите. В нем предписывается к 1 июля 2020 года ликвидировать Комиссию по регулированию финансовых услуг, а ее полномочия разделить между Национальным банком Украины (НБУ) и НКЦБФР.
Следующий этап — имплементация нескольких направлений, над которыми работает Европейская комиссия совместно с НКЦБФР: введение нового законодательства об институтах совместного инвестирования (ИСИ), о страховых компаниях, о частных пенсионных фондах и о пруденциальном надзоре в отношении инвестиционных фирм.
Можно выделить три основные сферы, на которые повлияет имплементация законодательства ЕС в Украине:
1) создание сильного регулятора с инструментами надзора и возможностью выявлять нарушения участников рынка и применять к ним справедливые санкции;
2) создание новых инструментов инвестирования, в том числе деривативов, а также некоторых институтов (например, собрание держателей облигаций или институт коллективного представителя собственников облигаций);
3) создание настоящих публичных компаний с широкими обязанностями по раскрытию информации для того, чтобы потенциальный инвестор, ознакомившись с ней, смог оценить текущее состояние дел в компании.
К чему это приведет в долгосрочной перспективе? Цель НКЦБФР — создать новое регулирование фондового рынка, чтобы в Украине можно было выпускать разные ценные бумаги, не только акции и облигации, но и деривативы, необходимые для товарных рынков. Примерно год назад НКЦБФР приняла новое положение о выпуске эмиссии ценных бумаг, подготовленное в соответствии со стандартами ЕС. По нашим оценкам, к 2022 году можно ожидать попытки выхода на IPO отечественных компаний на украинской бирже с одновременным листингом на иностранной фондовой бирже.
Важным элементом имплементации законодательства ЕС в Украину является создание института инвестиционных фирм, которые придут на смену сегодняшним торговцам ценными бумагами. Они будут предоставлять расширенный перечень инвестиционных услуг и подлежать более жестким пруденциальным требованиям, которые должны будут выполняться под надзором сильного регулятора — НКЦБФР.
Кроме того, НКЦБФР разработала законопроект, который упрощает деятельность акционерных обществ и предлагает новые инструменты, включая электронное голосование и новую процедуру реорганизации АО, которая будет прозрачной, понятной и порой упрощенной.
И, наконец, НКЦБФР предлагает новшество, очень популярное в Европе. Это возможность создания как двухуровневой системы управления через правление и наблюдательный совет, так и системы одноуровневого совета директоров, в который будут входить как исполнительные директора (менеджмент), так и неисполнительные директора, выполняющие функцию надзора. Эти изменения появятся в новой редакции Закона «Об акционерных обществах», принятие которой ожидают в начале 2020 года.
Следующим направлением, которым опекается НКЦБФР, является улучшение позиций Украины в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Ряд улучшений, которые предлагает Комиссия, должны быть приняты до конца 2019 года.
Что еще стоит изменить? Во-первых, настала пора пересмотреть подход к сделкам с ценными бумагами, в частности — участие брокера в их оформлении. В 90-е эта норма была важна и давала регулятору минимальную отчетность о сделках, проводимых вне бирж. Сегодня все бумаги учитываются в электронной форме, и такой необходимости нет. Функцию ведения статистического учета легко могут выполнять депозитарные учреждения и консолидировать на уровне центрального депозитария. Поэтому, на наш взгляд, обязательное участие торговца — это рудимент прошлого. По крайней мере в тех сделках, которые проводятся вне бирж.
Также нужно обратить внимание на имплементацию директивы ЕС относительно общественно важных предприятий. Еще в прошлом году внесли изменения в закон о бухгалтерском учете, потребовав от банков, страховых компаний, публичных акционерных обществ и даже крупных налогоплательщиков в форме ООО следовать тяжелым процедурам и публиковать свою отчетность. Идея правильная: безусловно, внедрять законодательство ЕС стоит, и такие большие предприятия должны отчитываться о своей деятельности и быть прозрачными. Однако в Украине подобные инициативы иногда приобретают гротескные формы. Полностью частные предприятия, которые не собирают деньги от вкладчиков или страхователей и существуют в форме простых ООО, все равно обязаны создавать наблюдательные советы и комитеты внутри них, нанимать независимых директоров, которые в последующем изберут независимого аудитора для проведения аудита. На наш взгляд, имплементация законодательства ЕС должна проходить с умом, без ограничения свободы предпринимательства.
Делаем вывод, что в ближайшие годы нас ждет глобальная реформа законодательства об акционерных обществах и фондовом рынке, который будет регулироваться правилами ЕС. Это приведет к созданию структуры нового рынка капитала с новым классом финансовых посредников и инструментов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…