Климат-контроль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Топ 50 2019 » Климат-контроль

Климат-контроль

Законодательные изменения в сфере государственно-частного партнерства, уже вступившие в силу и планируемые к внедрению в ближайшее время, положительно влияют на инвестиционный климат в Украине. При этом крайне важными остаются дальнейшие шаги государства к практической реализации инфраструктурных проектов
Тимур БОНДАРЕВ, управляющий партнер, партнер-основатель АО Arzinger

ТИМУР БОНДАРЕВ,

ТИМУР БОНДАРЕВ,
управляющий партнер, партнер-основатель АО Arzinger

 

Глобальные требования к мобильности и комфорту уже имеют свое воплощение в совместных проектах государственно-частого партнерства (Public-Private Partnership, PPP). Ярким примером является совмещение торговых, бизнес-центров с публичными инфраструктурными объектами, такими как метрополитен, аэропорты, вокзалы, транспортные развязки. Реализация успешных проектных решений позволяет клиенту по прибытии быстро воспользоваться услугами в ближайшей локации, в том числе услугами гостиничных комплексов, коворкинга, или осуществить необходимые покупки при выходе из метро. Данный формат партнерства уже широко используется в Европе, Китае и России.

Мы видим тенденции к запуску аналогичных проектов в Киеве, Львове, других крупных городах Украины. Пока это происходит на основании гибридного структурирования их реализации, к примеру, путем аренды земельных участков в радиусе транспортных объектов (аэропортов, метро) либо на основании инвестиционных договоров (инвестирование в строительство транспортной развязки возле крупных ТРЦ).

Реализация инфраструктурных объектов также продолжается путем приватизации, что позволяет принять участие в продаже публичных объектов на электронных торгах в системе ProZorro.

Новые законодательные инициативы в рамках приватизации и аренды государственного и коммунального имущества, электронных торгов, усиления антирейдерских мер защиты права собственности, а также либерализация возможности оборота земель несельскохозяйственного назначения в частной собственности нерезидентов положительно влияют на интерес украинских и иностранных инвесторов в развитии аналогичных инфраструктурных проектов.

 

Концессионные перспективы

В октябре этого года были запущены два концессионных пилотных проекта портов «Ольвия» и «Херсон». Благоприятной основой для такого запуска является Закон Украины «О концессии» (вступивший в силу 20 октября 2019 года, кроме специальных положений об электронной торговой системе, запуск которой для концессионных конкурсов ожидается не позднее 1 октября 2020 года).

Важным аспектом закона является возможность привлечения к организации проектов международных финансовых учреждений с мировым опытом реализации аналогичных проектов, а также советников. На данном этапе мы уже видим огромный вклад Международной финансовой корпорации (IFC), Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в запуск упомянутых портовых проектов, в том числе в подготовку технико-экономического обоснования для указанного концессионного конкурса, условий его проведения, общей презентации для потенциальных инвесторов, которая состоялась 1 октября этого года.

Как следует из заявлений, прозвучавших на Международном инвестиционном форуме, состоявшемся в г. Мариуполе 29 октября 2019 года, сотрудничество в проектах РРР между правительством и IFC на постоянной основе, в частности, в форме концессии, дополнительно подкреплено подписанным меморандумом о поддержке.

 

Условия участия

Закон устанавливает структурирование сделок между участниками концессии на резидентском уровне (посредством юридических лиц, созданных по законодательству Украины). Тем не менее нерезиденты смогут принять участие в тендере на начальной его стадии (преквалификации претендентов) до создания соответствующей дочерней компании в Украине. В связи с этим изначально следует проверить соответствие претендента минимальным требованиям концессионера, в том числе на предмет наличия ресурсов для финансирования, необходимого опыта в реализации аналогичных проектов, другим критериям, установленным по решению конкурсной комиссии, а также отсутствие запретов на такое участие (к примеру, в случае участия юридического лица с резидентностью страны-агрессора).

Интерес представляет также распределение доходов от концессии между государственным и местным бюджетами на этапе формирования условий конкурса, что позволит обеспечить баланс интересов государства и местных органов самоуправления в концессионных проектах.

 

Возможности финансирования

Очень важным в условиях предоставления финансирования является привлекательность проектов для банков (bankability) за счет залога имущественных прав концессионера, возможности автоматической уступки прав требования по договору концессии на основании прямого договора финансирования проекта, заключаемого между банком, концессионером и концессиедателем.

 

Процедурные аспекты, гарантии и риски

Законом расширен перечень способов проведения концессии: кроме конкурсного можно воспользоваться конкурсным диалогом или прямыми переговорами с арендатором объектов будущей концессии. Необходимо отметить и детализацию процедуры проведения концессии и ее временных рамок, упрощение или урегулирование ряда вспомогательных процедур (отвод земли, получение разрешительных документов на строительство, оценка влияния на экологическую среду и пр.), предоставление дополнительных механизмов защиты концессионного объекта на период проведения конкурса (к примеру, запрет на изменение предмета концессии, его деление/объединение, наложение обременений на такой объект). Также в отличие от предыдущей редакции определена возможность запуска процедуры концессии по инициативе субъектов частного партнерства.

Следует отметить включение в предмет концессии, кроме характерных прав на создание/строительство и/или управление объектом концессии, предоставления общественно значимых услуг, что уже можно отслеживать в условиях портового проекта «Ольвии» в части комплексного предоставления услуг относительно зернового терминала, а также прогнозировать дальнейшее развитие проектов концессии в реформировании транспортной инфраструктуры (строительство дорог на платной основе, допуск частных операторов на рынок перевозок).

Вместе с тем законом зафиксирована передача концессионеру преимущественной части операционных рисков, которая охватывает риск спроса и/ или риск предложения. В то же время условиями концессионного конкурса или договора данный риск может быть покрыт концессиедателем в пользу концессионера.

 

Защитные меры

Немаловажной гарантией для крупных инвесторов, готовых привлечь инвестиции в развитие инфраструктурных объектов Украины как в рамках PPP на условиях концессии, так и в процессе приватизации публичных объектов, является возможность защиты своих прав. В частности, бизнес в целом имеет право выбора законодательства, регулирующего правоотношения, а также места разрешения потенциальных споров.

В части концессий, понимая важность защиты прав инвесторов, законодатель предусмотрел право сторон концессионного договора свободно выбрать механизм разрешения споров, включая медиацию, не обязывающую экспертную оценку, международный коммерческий или инвестиционный арбитраж. Также при входе в сделку с государством инвестор не должен забывать о своем праве требовать отказа от государственного иммунитета от вынесения решений международными арбитражами, применения принудительных мер в связи с разбирательством, исполнения арбитражных решений.

Что касается приватизационных контрактов, то по соглашению сторон в договоре купли-продажи объекта приватизации также может предусматриваться возможность разрешения споров между продавцом и покупателем в международном коммерческом арбитражном суде. Но тут следует помнить, что если сторонам не удалось достичь согласия относительно выбора международного коммерческого арбитражного суда, в котором спор подлежит рассмотрению, все споры должны рассматриваться в соответствии с Арбитражным регламентом Арбитражного института Торговой палаты города Стокгольма.

Все вышеперечисленные законодательные механизмы, внедренные и планируемые к внедрению в ближайшее время, положительно влияют на инвестиционный климат в Украине. Вместе с тем важными остаются дальнейшие шаги к практической реализации таких проектов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СПОРЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СДЕЛКИ

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2019 ГОДА

«БРОНЗОВАЯ ЛИГА» ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2019 ГОДА

Защита бизнеса

Закон сброса и предложения

Пик оптимизма

Интеллектуальная собственность

Сетевые настройки

Служат для декларации

Конкурентное право

Бес пределов

Концентрация взимания

Международный арбитраж

Про арбитражный курс

Заключительные положения

Передовые укрепления

Понять и упростить

Методология

Живой комплекс

Налоговая практика

Настроиться на нужную чистоту

Закон и творчество

Отрасли практики

Капитал, капитал, улыбнитесь!

Место силы

Принести изменения

Фондовый рывок

Инвестиционный фон

Морской приз

Отрасли экономики

Смартфронт

Климат-контроль

Аукционный залп

Энергетический заряд

Legal sapiens

Новая почва

Земельные работы

Альтернативное лишение

Региональные рынки

Имя им регион

Разработка стратегии и практики

Повышенное давление

Глубокое погружение

Комплексные упражнения

Реструктуризация и банкротство

Бремя покажет

Эпоха возрождения

Надлежащее и предсказуемое

Сохранить лицо

До и после

Судебная практика

Единство тактики

Не по местам

Точка невозврата

Споры о дискреции

Уголовное право и процесс

Бег знает что

Качественная реакция

По осени читают

Санкционный смотритель

Антикоррупционный труд

По меньшей мере

Запас входа

Юридический рынок

Тень выборов

Бизнес-глас

На трех хитах

Вал ожиданий

Средний класс

Национальный экспресс

Напор ценностей

Рискованное предприятие

Інші новини

PRAVO.UA