Период реформации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Период реформации

В 2021 году грядут большие изменения в юридическом образовании, а подходы к повышению качества подготовки студентов юридических факультетов переосмыслят
С 2021 года прием поступающих на места государственного или регионального заказа для получения степени младшего бакалавра, бакалавра, магистра заочной формы обучения по специальностям 081 «Право» и 293 «Международное право» проводиться не будет

На протяжении 2020 года тема повышения качества образования студентов юридических факультетов не только поднималась представителями мира науки, профильных СМИ, но и обсуждалась в профессиональных кругах юридического сообщества. Ведь в квалифицированных юристах заинтересованы все: от партнеров юридических фирм, которые впоследствии будут принимать молодых специалистов на работу, до простых граждан, которых эти новоиспеченные юристы будут защищать. «Юридическая практика» также не осталась в стороне, посвятив в 2020 году этому вопросу несколько материалов и экспертных дискуссий. И хоть пока универсальный ответ не был найден, конкретные шаги по изменению ситуации к концу года все-таки были сделаны.

Так, рабочей группой был подготовлен проект Концепции развития юридического образования (Концепция), в рамках которого были предложены конкретные шаги по усовершенствованию и оптимизации учебного процесса студентов-юристов, а также вступил в силу приказ Министерства образования и науки от 15 октября 2020 года № 1274, которым утверждаются условия приема на обучение для получения высшего образования в 2021 году. Для специальностей 081 «Право», 293 «Международное право» предусмотрен ряд изменений, которые вступят в силу с 2021 года.

Известно, что проблему переизбытка кадров будут решать следующим способом: с 2021 года прием поступающих на места государственного или регионального заказа для получения степени младшего бакалавра по всем формам обучения, а также для получения степеней бакалавра, магистра заочной формы обучения по специальностям 081 «Право» и 293 «Международное право» проводиться не будет.

Кроме того, под ограничения попадут также студенты других факультетов, желающие окончить правоведческую магистратуру в 2021 году: для получения степени магистра по специальности 081 «Право» принимаются исключительно лица, которые получили степень бакалавра по специальностям 081 «Право» или 293 «Международное право», направлениям 6.030401 «Правоведение», 6.030202 «Международное право». Как и в прошлые несколько лет, зачисление в магистратуру будет осуществляться по результатам единого вступительного экзамена с использованием технологий внешнего независимого тестирования.

Все эти меры являются вынужденными, так как, судя по всему, от огромного количества студентов существенно страдает качество их подготовки.

Под большим вопросом остается уровень подготовки преподавателей университетов, грамотности составления учебных планов дисциплин, а также сам перечень дисциплин, которые будут преподаваться, к примеру, на магистратуре.

Насколько эффективны предложенные меры и смогут ли они стать панацеей от заявленной проблемы, неизвестно. Но что известно точно, так это то, что эту сферу ждут большие перемены, и хочется надеяться, что все шаги и ограничения приведут к желаемому результату и Украина получит по-настоящему квалифицированные кадры с европейским уровнем подготовки.

Алена СТУЛИНА • «Юридическая практика»

 


МНЕНИЯ

Реальные шаги

Анна СТЕПАНОВА, юрист МЮФ Baker McKenzie

Украинское университетское образование в сфере юриспруденции давно нуждается в реформировании. Людей с таким образованием сегодня много, но качество их знаний оставляет желать лучшего. Юридическое образование, предоставляемое большинством вузов, сводится исключительно к заучиванию теории и зарабатыванию баллов студентами вместо формирования аналитического мышления и навыков применения правовых норм к реальным ситуациям. Также используется ограниченный круг устаревших учебников, а лекции в основном сводятся к пересказыванию их содержания. Дополнительные и иностранные источники используются только некоторыми преподавателями (чаще всего практиками или обучавшимися за границей). Крайне негативным фактором является терпимость к плагиату как при подготовке работ студентами, так и при написании диссертаций. В результате у студентов нет стимула к развитию самостоятельного мышления, которое является необходимым профессиональным качеством юриста (т.к. в реальной работе часто требуется мыслить не по шаблону, а искать свое решение для каждой ситуации).

По моему мнению, большая часть шагов, предлагаемых Концепцией, обозначена правильно. Положительными являются введение исключительно очной формы обучения, углубленное изучение иностранных языков, практическая составляющая учебных программ (с фокусом на национальную и международную судебную практику), развитие юридических клиник при университетах, введение учебных судебных заседаний, стажировки, выявление плагиата, лицензионные требования к учебным заведениям (что должно сократить необоснованно большое количество вузов с юридическим факультетом).
Вместе с тем в Концепции есть несколько дискуссионных аспектов. К примеру, отмена степени бакалавра. Концепция предполагает получение степени магистра на основе полного общего среднего образования. Такое решение является достаточно противоречивым, учитывая, что во многих странах степень бакалавра считается полноценным высшим образованием и позволяет работать юристом. Согласно законодательству на магистратуре программа не менее чем на 30 % должна состоять из исследовательского (научного) компонента. Соответственно, возникает вопрос, каким будет процент практической составляющей учебной программы и насколько полезной она в таком случае будет для улучшения подготовки студентов к практической деятельности. В свете этого более целесообразным будет оставить магистратуру для тех, кто склоняется к преподавательской деятельности в будущем или же хочет глубже изучить определенную высокоспециализированную сферу (налоги, интеллектуальную собственность, международное публичное право), как это практикуется во всех странах с развитой правовой культурой.

Полагаю, во введении теста общих учебных компетенций при поступлении на магистратуру нет необходимости. Концепция не раскрывает, что будет включать такой тест и какие компетенции будут проверяться. Если тестирование будет аналогично внешнему тестированию по правоведению (которое, например, проводилось в 2008 году) или нынешним тестированиям для поступления на магистратуру, то такая форма проверки знаний не является объективной и не позволит оценить ни навыков, необходимых для будущего практикующего юриста, ни способности студента успешно выполнить программу магистратуры.

Говоря о введении Единого государственного квалификационного экзамена по окончании обучения на магистратуре, отмечу, что такой экзамен целесообразно проводить только при условии, что он будет состоять, в том числе, из задач, которые помогут оценить способность выпускника анализировать практические ситуации, делать выводы, предлагать решения и т.д.
Вокруг вопроса отмены разделения специальности на «Право» и «Международное право» дискуссии вфедутся уже много лет. Специальность не нужно делить, так как учебная программа для абсолютно всех юристов должна содержать базовый набор обязательных юридических и общих дисциплин, включая предметы международного публичного и частного права. У студента, желающего получить степень по специальности «международное право», должна быть возможность сделать это в рамках обучения на магистратуре в одном из заведений высшего образования, способных дать углубленные знания в этой сфере.

Поскольку Концепция является базовым документом, на основе которого будет проводиться реформа, необходимо предусмотреть в ней реальные шаги для обеспечения качественных изменений в подготовке будущих студентов-юристов.


Правильный тон

Анастасия ГЕВЧУК, юрист ЮКК «Де-Юре»

Шаги, предлагаемые упомянутой Концепцией, по моему мнению, являются необходимыми и формируют правильный вектор развития юридического образования в Украине, которое на сегодняшний день нуждается в реформировании. Особенно хочу отметить предложение отменить заочное обучение в области права, потому что считаю, что изучать и практиковать право надо ежедневно, что и предлагает реформа высшего юридического образования. Конечно, при условии преподавания квалифицированными кадрами — как практикующими юристами, так и теоретиками.

Знания, полученные мной при подготовке по магистерской программе, мне пригодились, поскольку стали более углубленными и специализированными. Однако мне повезло с преподавателями, которые были не только теоретиками, но и практиками, адвокатами, судьями, а потому не было зазубривания и вычитки текстов, а реальные практические задачи и кейсы. Это важно. Хотя так везет не всем, многие из моих коллег считают, что магистратура была для них пустой тратой времени.

LLM-магистратура, по моему мнению, — хорошая идея, особенно специализированная, по исследованиям практики Германии. Когда изучать можно курс по отдельной отрасли права (налоговое, корпоративное и т.д.) уже углубленно и подробно. Например, если после высшего образования ты хочешь изучать что-то одно, а не все обо всем на свете.

Качество подготовки юристов можно поднять, прежде всего, путем первоначального отбора для поступления и отбором профильных университетов для целевого финансирования отрасли юридической науки (а не так, чтобы каждый университет мог иметь юридический факультет).
По моему мнению, у юристов не хватает практики. Хотя закон и не запрещает работать и учиться одновременно, однако часто сами учебные заведения создают такие условия, что студент не может одновременно изучать теорию и практиковаться, работая. А преподаватели часто не могут предоставить студентам практических знаний, и пары сводятся к буквальному заучиванию книг, кодексов и так далее. Однозначно, важным элементом является отбор преподавателей: многие из них не умеют преподавать свой предмет и не имеют практических навыков в праве, а на одной теории научить юристов невозможно. Как известно, практика и теория одновременно и совпадают, и отличаются. Поэтому молодые юристы, не получая практических знаний, не имея возможности одновременно учиться и посещать места практики, не могут стать компетентными.

Заведение высшего образования должно способствовать тому, чтобы студенты получали практические знания: излагать практическую юриспруденцию, направлять в государственные органы и юридические фирмы на бесплатные стажировки, и не один раз в год, а несколько. Необходимо учить составлению основных юридических документов, привлекать к работе в юридических клиниках, которые дают определенный минимум практических юридических знаний, позволяют студентам-юристам увидеть свою профессию изнутри.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA