Активный ход — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Активный ход

Рубрика Тема номера
«На фоне восстановления мировой экономики мы ожидаем увеличения M&A-активности в 2021 году», — утверждают партнеры Baker McKenzie Вячеслав Якимчук и Ольга Демьянюк
«В связи с изменениями украинского налогового законодательства сделки в отношении украинских активов потребуют более тщательного планирования, даже если они будут происходить за пределами нашей страны», — отмечают партнеры Baker McKenzie. НА ФОТО: Вячеслав ЯКИМЧУК и Ольга ДЕМЬЯНЮК

Как на рынок слияний и поглощений (M&A) повлияли карантинные ограничения, какие тренды будут определяющими для сферы корпоративного права в этом году и с какими новыми законодательными нормами придется работать юристам — об этом «Юридической практике» рассказали Вячеслав Якимчук, партнер, руководитель практики корпоративного права и M&A, и Ольга Демьянюк, партнер практики корпоративного права и M&A, а также руководитель практики в отрасли здравоохранения киевского офиса МЮФ Baker McKenzie.

— Какие тенденции наблюдались в практике корпоративного права и M&A в 2020 году? Как на деловую активность повлияли карантинные ограничения?

Вячеслав Якимчук (В.Я.): Когда были введены карантинные ограничения, M&A-активность значительно упала. Это было, прежде всего, связано с неопределенностью на рынке — никто не знал, какой ущерб может быть причинен мировой экономике в связи с карантинными ограничениями. Поэтому потенциальным покупателям было тяжело оценить компании (мы сейчас говорим исключительно о сделках M&A), возрастали риски, отсюда — снижение деловой активности. В то же время его нельзя сравнивать со снижением активности во время финансового кризиса 2008 года, потому что, в отличие от тех событий, финансовая система в мире в целом оставалась здоровой, деньги у инвесторов были, просто они решили их придержать. Когда же летом 2020 года стало очевидно, что некоторые сектора экономики не только не потеряли в связи с пандемией, но даже получили преимущество, например TMT-сектор (технологии, медиа, телекоммуникации), включая e-commerce, в этих секторах активность возобновилась очень быстро. Сектор сельского хозяйства также традиционно не был подвержен кризису. И вот, уже начиная с четвертого квартала прошлого года, мы видим очень большую активность по сделкам M&A в Украине. В первую очередь, это TMT-сектор и сельское хозяйство.

Ольга Демьянюк (О.Д.): В секторе здравоохранения (который включает фармацевтику и предоставление медицинских услуг) в конце 2019 года мы закрыли большую сделку по продаже фармацевтического бизнеса «Биофармы» (ООО «Фармацевтический завод «Биофарма») — наша компания в этой сделке представляла акционеров «Биофармы». В результате карантинных ограничений многие украинские фармацевтические производители, в зависимости от их продуктового портфеля, наблюдали негативную динамику в первом и втором кварталах 2020 года. Потом ситуация улучшилась, и многие ведущие фармацевтические компании ожидают, что они закончат 2020 год с прибылью. Это, в свою очередь, повлияло на возобновление M&A-проектов в секторе здравоохранения. При этом мы наблюдаем изменения в структуре таких сделок — вместо компаний покупают перспективные продуктовые портфели.

В.Я.: При этом M&A-активности во всех секторах на самом деле намного больше, чем раскрыто в публичной плоскости, — многие сделки были начаты в 2020 году, и мы ожидаем их успешного завершения в 2021 году.

— Много ли было обращений в связи с Законом Украины № 466-IX? Как этот закон в целом повлиял/повлияет на сделки с украинским элементом и их структурирование?

В.Я.: Закон № 466-IX (Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве») непосредственным образом влияет на все сделки M&A. Такое влияние началось даже на этапе обсуждения его как законопроекта — те сделки, которые планировались в конце 2019 года, уже структурировались с учетом возможного принятия данного закона. Само же его принятие существенно затянулось во времени. Сначала ожидалось, что указанный закон будет принят в январе 2020 года, потом был перенос до лета, а теперь существует неясность, когда и в какой редакции в полную силу заработают отдельные его нормы, к примеру, относительно контролируемых иностранных компаний (КИК). К сожалению, такая неопределенность не добавляет уверенности участникам M&A-процессов. Но в целом нормы этого закона имеют огромное влияние, так как сделки между иностранными компаниями в отношении украинских активов теперь могут облагаться налогами в Украине.

Второй блок вопросов, важный для украинских собственников, — правила, которые будут регулировать налогообложение прибыли на уровне КИК. И сейчас стороны, планирующие сделку, должны учитывать ее налоговые последствия. Позитивная новость относительно данного закона — вступление в силу правил по КИК должно быть перенесено на 2022 год.

О.Д.: Хотела бы дополнить. В связи с принятием Закона № 466-IX поменялся подход к предпродажному структурированию — раньше мы делали реструктуризацию непосредственно перед сделкой или даже во время ее совершения. Теперь же мы увидим много работы по структурированию даже тех активов, продажа которых не планируется в ближайшее время.

— В Украине продолжается реформирование корпоративного законодательства. На какие инициативы (новая редакция закона об АО, изменения по ООО и т.д.) следует обратить внимание бизнесу и его юридическим советникам?

О.Д.: На корпоративную практику и практику сделок слияния и поглощения в 2020 году, во-первых, повлияли новые правила раскрытия конечных бенефициарных собственников, которые вступили в действие в апреле 2020 года (установлены Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-IX). Нормы этого закона значительно усовершенствовали процедуру раскрытия юридическими лицами конечных бенефициарных собственников и структуры собственности. Что касается изменений регулирования на рынке ценных бумаг, то в июне 2020 года был принят новый закон о рынках капитала (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и введения новых финансовых инструментов» № 738-IX, который вступит в силу в июле 2021 года), направленный на имплементацию ключевых правил регулирования европейских рынков капитала.

С точки зрения законодательных инициатив, которые могут повлиять на корпоративную практику, следует также обратить внимание на проект закона № 2493, который Верховная Рада Украины приняла в первом чтении в июне 2020 года. Если он будет принят и вступит в силу, в новой редакции будет изл ожен действующий Закон Украины «Об акционерных обществах», будет внесен ряд изменений в Гражданский кодекс Украины и Хозяйственный кодекс Украины, в Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Среди ключевых положений этого законопроекта можно выделить изменения, касающиеся корпоративного договора, — стороны корпоративного договора смогут выбрать право договора при условии соблюдения положений Закона Украины «О международном частном праве». Ранее такая позиция относительно выбора права часто оспаривалась в судебном порядке и, соответственно, отсутствовал единый подход касательно возможности регулировать корпоративные договоры иностранным правом. Законопроект также может улучшить корпоративное управление акционерных обществ. В любом случае, мы ожидаем позитивного эффекта для нашей практики.

Интересным также является проект Закона «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины относительно устранения правовых коллизий в требованиях к уставам обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 3497 от 18 мая 2020 года (принят за основу Верховной Радой Украины 1 декабря 2020 года). Этот законопроект наконец-то поставит точку в спорах касательно необходимости прописывать доли в уставном капитале участников согласно Хозяйственному кодексу Украины. Такая консервативная позиция нотариусов и государственных регистраторов все еще встречалась на практике, несмотря на то что в Законе Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (вступил в силу 17 июня 2018 года) данное требование не предусмотрено.

— Какие ваши прогнозы на 2021 год в практике корпоративного права и M&A? Какие юридические услуги будут пользоваться спросом?

В.Я.: Отмечая возросшую в четвертом квартале 2020 года M&A-активность и учитывая восстановление мировой экономики (в том числе связанное с началом вакцинации), мы ожидаем, что те проекты, которые планировались ранее, будут реализованы в 2021 году. Соответственно, мы ждем, что высококачественные юридические услуги в сфере M&A будут пользоваться стабильным спросом.

Как мы уже упоминали, мы также ожидаем рост спроса на проекты по корпоративной реструктуризации крупных украинских бизнесов.

О.Д.: С точки зрения M&A в сфере здравоохранения, мы ожидаем увеличение количества сделок на основании укрепления и роста данного сегмента рынка.

Беседовал Александр БИЛЬДИН, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA