Полевые заботы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Полевые заботы

Эксперты юридического рынка сделали прогнозы о первоочередных изменениях в правовом поле, которые будут осуществлены в 2021 году
­

Нелегкий ковидно-кризисный 2020 год приближается к своему завершению. Итоги подведены, награды получены — самое время попытаться спрогнозировать основные тренды 2021 года. Накануне новогодних праздников мы предложили экспертам юридического рынка заглянуть в будущее и рассказать о самых ожидаемых, на их взгляд, изменениях законодательства и реформах, которые должны состояться в 2021 году.

По мнению Петра Билыка, директора по инновациям АО Juscutum, самые ожидаемые изменения законодательства стоит ожидать в сфере ІТ и криптоиндустрии. В частности, это группа законопроектов «Дия. Сити», которые должны создать привлекательные условия для развития ІТ-отрасли и увеличения их валового продукта. Это законопроекты № 3933 и № 3933-1 об изменениях к Налоговому кодексу (НК) Украины, которые должны создать новые условия регулирования налогообложения резидентов «Дия. Сити», и законопроект № 3979 о стимулировании ІТ-индустрии в Украине.

А вот его коллега Марина Томаш, бизнес-партнер практики налогов и бухгалтерского сопровождения АО Juscutum, считает, что главные изменения стоит ожидать в области налогообложения. Она связывает это с принятием законопроекта № 4065 об изменениях Налогового кодекса Украины, который предполагает перенос сроков вступления в силу норм о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК), смягчение теста деловой цели, изменение правил «тонкой капитализации» и др.

В свою очередь, Татьяна Кудрицкая, советник практики интеллектуальной собственности ЮФ Aequo, главное направление грядущих перемен видит в завершении судебной реформы, поскольку в ситуации с кадровым голодом в системе и традиционно высоким спросом общества и бизнеса на поиск справедливости в суде, инвестиционный климат в Украине привлекательным назвать трудно, что в условиях мирового кризиса и пандемии требует со стороны государства принятия гибких и взвешенных решений, а также непрерывной реализации приоритетных реформ.

Александр Нагорный, советник Sayenko Kharenko, убежден, что сегодня в Украине собралась критическая масса вопросов конкурентной сферы, которые должны быть решены, в том числе, и путем реформы конкурентного законодательства. По его мнению, она в первую очередь должна обеспечить усовершенствование институционного дизайна Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и углубление его независимости. Реформа затронет Конституцию Украины и будет касаться порядка выдвижения и назначения членов Комитета, возможно, с привлечением институтов гражданского общества и обеспечением конкуренции кандидатов на каждом этапе вплоть до назначения.

В 2020 году вследствие пандемии четче проявились проблемы в медицинской сфере. Именно поэтому Наталья Ляшенко, юрист ЮКК «Де-Юре», напоминая, что проблема финансирования медицины решена только на І квартал 2021 года, считает, что самым насущным остается вопрос принятия Порядка реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения на 2021 год. Она ожидает, что будут изменены тарифы на предоставление медицинских услуг, а также пересмотрены сами пакеты услуг, исходя из практики 2020 года.


Переход в цифру

Петр БИЛЫК, директор по инновациям АО Juscutum

В 2021 году ІТ-отрасль ожидает сразу несколько законопроектов, которые могут повлиять на работу компаний.

Это группа законопроектов «Дия. Сити», которые должны создать привлекательные условия для развития ІТ-отрасли и увеличения их валового продукта. Это законопроекты № 3933 и № 3933-1 об изменениях Налогового кодекса Украины, которые должны создать новые условия регулирования налогообложения резидентов «Дия. Сити», и проект № 3979 о стимулировании ІТ-индустрии в Украине, который, вероятно, был временным до принятия проекта закона о «Дия. Сити». Собственно, нужно отметить несколько законопроектов о «Дия. Сити» Министерства цифровой трансформации Украины: проект № 4303, альтернативные законопроекты № 4303-1 и № 4303-2. Также следует обратить внимание на законопроект № 4305 о внесении изменений в уголовное законодательство, который направлен на защиту ІТ-бизнеса от незаконных действий силовиков.

Отношение ІТ-отрасли ко всему этому неоднозначное, так как отрасль не понимает, сколько проработает текущая команда Минцифры, надолго ли данный правовой режим, ведь он вводиться на 15 лет, за этот период может многое поменяться. В Украине есть печальный опыт отмены льгот в свободных экономических зонах, неработающих льгот технопарков, индустриальных, научных парков. А ни один закон «маски-шоу стоп» не прекратил давления силовиков на бизнес. И законопроекты в этом плане не предлагают никаких новых инструментов защиты от внесения изменений будущими или сегодняшними политиками.

Несмотря на текущую модель структурирования ІТ-компаний с привлечением физических лиц — предпринимателей как подрядчиков, эта отрасль функционирует и развивается, аутсорсинг-компании растут, продуктовые компании открывают R&D-офисы. А стартапы после создания «Дия. Сити» не перестанут открывать компании в штате Делавэр, ведь нужно присутствовать на тех рынках, где твои клиенты и инвесторы. И это все без элементов «английского права» в Украине.

В то же время отрасль опасается существенного для многих повышения налогов в сравнении с текущей моделью структурирования. Повышение единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), введение пенсионного сбора увеличат нагрузку практически в два раза. Отрасль переживает, что появится дополнительный регулятор, действия которого пока невозможно прогнозировать.

Если они будут заключать «гиг-контракты», вместо договоров подряда, то возникает вопрос: насколько это будут стабильные условия и не поменяются ли они через пару лет, когда отрасль войдет в «Дия. Сити»? Также компании переживают, что, если они не войдут в «Дия. Сити», то потеряют конкурентное преимущество.

Законопроект № 3637 «О виртуальных активах» направлен на развитие криптоиндустрии, он уже принят в первом чтении. О данном проекте стоит говорить в контексте вступления в силу закона о рынках капитала и организованных товарных рынках (Закон Украины № 738-IX от 19 июня 2020 года). Если по какой-то причине законопроект № 3637 не будет принят и не вступит в силу до июля 2021 года, регуляторы смогут виртуальные активы подвести под действие закона о рынках капитала. Опасения у юристов возникают относительно действий налоговых силовых структур в связи со вступлением в силу данного закона, ведь у них появится право облагать налогом, изымать и арестовывать активы.

Также в разработке находится новый законопроект «О защите персональных данных». Данным проектом планируют имплементировать нормы и принципы Общего регламента ЕС о защите данных (GDPR), создать еще одного регулятора, который будет защищать персональные данные лучше, чем омбудсмен, но пока о законопроекте, который можно подать в парламент, говорить рано. Хотя не исключено, что мы сможем его увидеть в 2021 году.

До конца 2021 года парламенту стоит урегулировать действие усовершенствованной подписи с квалифицированным сертификатом (электронные подписи на носителе в виде файла), как это предусмотрено постановлением Кабинета Министров Украины № 193 от 3 марта 2020 года. В связи с этим стоит ожидать внесения изменений в Закон Украины «Об электронных доверительных услугах», который может упростить применение электронных подписей в Украине, в том числе при заключении внешнеэкономических договоров.

Очень надеемся, что в 2021 году у Минцирфы получится заключить договоры со странами Европейского Союза о взаимном признании квалифицированных электронных подписей и бизнес получит защищенный механизм идентификации подписи и подписания внешнеэкономических договоров.

Юристы ждут полноценного запуска Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, ведь сейчас, несмотря на нормы процессуальных кодексов, постановлений Верховного Суда, судьи в четырех из десяти дел отказывают в принятии документов через подсистему «Электронный суд», объясняя тем, что Единая судебная информационно-телекоммуникационная система не работает, хотя документы, подписанные электронной подписью адвоката через эту систему, они получают.


Ожидаются ослабления

Марина ТОМАШ, бизнес-партнер практики налогов и бухгалтерского сопровождения АО Juscutum

Принят законопроект с изменениями к Налоговому кодексу Украины № 4065, в числе которых перенос КИК, смягчение теста деловой цели, изменения правил «тонкой капитализации». Ожидалось его подписание  Президентом Украины в конце года.

Итак, переносится срок вступления в действие норм о КИК, но еще сегодня нормы Закона № 466-IX предусматривают, что правила по КИК начинают действовать с 1 января 2021 года. Принятый законопроект предусматривает их введение уже с 1 января 2022 года, а первая подача отчетности может быть в 2024 году.

Согласно изменениям в части безналоговой ликвидации КИК не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходы, полученные физическими лицами в денежной и/или другой имущественной форме вследствие ликвидации (прекращения) юридического лица или формирования без статуса юридического лица, возникшие за период 2020—2021 годов.

Но эта ликвидация должна быть начата до 1 января 2020 года и завершена не позднее 31 декабря 2021 года. Также описана процедура освобождения от налогообложения таких ликвидационных доходов, если при ликвидации (прекращении) владелец или держатель был номинальным.

Что касается теста деловой цели, необходимость его применения остается, но уже только относительно операций с нерезидентам, которые внесены в два списка Кабинета Министров Украины (низконалоговый или с определенными организационно-правовыми формами) в соответствии со статьей 39 НК Украины, или нерезидентами — связанными лицами. При этом если данные операции признаны контролируемыми, такая корректировка не применяется.

Не стоит забывать правило «тонкой капитализации» — отнесение процентов по долговым обязательствам в состав расходов. Теперь корректировка должна происходить только в отношении операции с нерезидентами, и при расчете долговых обязательств не будут приниматься во внимание операции с резидентами Украины. Данная норма заработает с 1 января 2021 года, если законопроект станет законом. При этом довольно интересным является тот факт, что в 2020 году действовало это правило касательно всех нерезидентов и резидентов, поэтому у налоговых органов может быть дополнительный инструмент для будущих проверок 2020 года, а именно — с 23 мая 2020 по конец года.

Что касается изменений относительно декларирования постоянных представительств, то с 23 мая 2020 года такие представительства обязаны были применять прямой метод расчета налога на прибыль. Необходимо отметить, что до 23 мая 2020 года постоянные представительства имели возможность применять на выбор три метода, и на практике в основном применялся метод, который предусматривал применение коэффициента 0,7 к доходам. Нормами же законопроекта предусмотрено, что единственный прямой метод расчета налога на прибыль применяется с 1 января 2021 года.


Утолить кадровый голод

Татьяна КУДРИЦКАЯ, советник практики интеллектуальной собственности ЮФ Aequo

Исторически так сложилось, что реформы в Украине напоминают скорее бесконечный процесс, а не направленные на результат системные действия. В то же время для инвесторов и бизнеса важны стабильность и предсказуемость — от этого зависит и принятие ряда решений, и построение стратегий ведения дел в целом и защиты своих нарушенных прав в частности. Возможно, поэтому, по данным исследования Глобального инновационного индекса, к числу слабых сторон Украины относят политическую и экономическую среду, а также обеспечение верховенства права.

В этой связи, на мой взгляд, одной из самых приоритетных все еще остается судебная реформа. Начало этому процессу было положено еще в 2016 году с принятием изменений в Конституцию Украины в части правосудия. На институциональном и кадровом уровне состоялся ряд конкурсных процедур, впервые в истории Украины был создан с нуля новый Верховный Суд после проведения открытого и ­прозрачного конкурса. И это тот результат, ­который смело можно отнести к истории успеха.

Вместе с тем уже более года работа органов судейского управления либо полностью заблокирована (к примеру, так произошло с Высшей квалификационной комиссией судей Украины вследствие принятия в октябре 2019 года законопроекта № 1008 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности органов судейского управления» как Закона Украины № 193-ІХ), либо находится в состоянии турбулентности (речь идет о Высшем совете правосудия). Как результат, полностью заблокированы начатые конкурсные процедуры отбора судей и квалификационного оценивания. В качестве примера можно привести наступившую паузу в создании Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, конкурсные процедуры в который были начаты еще в 2018 году и близились к завершению в первом полугодии 2019 года.

В ситуации с кадровым голодом в системе и традиционно высоким спросом общества и бизнеса на поиск справедливости в суде инвестиционный климат в Украине привлекательным назвать сложно, что в условиях мирового кризиса и пандемии требует со стороны государства принятия гибких и взвешенных решений, а также непрерывной реализации приоритетных реформ.


Защитить конкуренцию

Александр НАГОРНЫЙ, советник Sayenko Kharenko, адвокат

11 января 2021 года исполняется двадцать лет со дня принятия Верховной Радой Украины Закона Украины «О защите экономической конкуренции». За это время на уровне соответствующего законодательства как ЕС, так и отдельных стран, в частности Германии, произошел целый ряд реформ, наработаны практика и массив разъяснений, определенную стандартизацию приобрело регулирование частноправовой сферы защиты прав, групповых исков. Кроме того, сформирована практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), которая также имеет ощутимое влияние на правоприменительную деятельность органов по защите конкуренции и судов при рассмотрении соответствующих споров.

Таким образом, на сегодняшний день в Украине собралась критическая масса вопросов конкурентной сферы, которые должны быть решены, в том числе, путем реформы конкурентного законодательства.

Реформа в первую очередь должна обеспечить усовершенствование институционного дизайна Антимонопольного комитета Украины и углубление его независимости. Реформа затронет Конституцию Украины и будет касаться порядка выдвижения и назначения членов Комитета, возможно, с привлечением институтов гражданского общества и обеспечением конкуренции кандидатов на каждом этапе вплоть до назначения. Требует осмысления и балансирования механизм контроля за деятельностью АМКУ без ущерба его независимости при принятии решений. Для достижения этой цели мы предлагаем создать специальный универсальный орган как для АМКУ, так и для других независимых регуляторов (комиссий) субъектов естественных монополий по примеру Высшего совета правосудия. Произойдет также локализация в пределах Комитета или передача другим органам полномочий органа обжалования в сфере публичных закупок. Еще важно возрождение механизма так называемой ротации членов Комитета для максимального дистанцирования членов Комитета от влияния органов, которые участвовали в их назначении.

Реформа затронет сферу контроля за экономическими концентрациями, где будут внедрены более современные принципы и способы контроля с учетом оценки рисков монополизации отдельных рынков (например, рынков высокотехнологичных товаров и услуг), а также системы постконтроля за экономическими концентрациями.

АМКУ будет пробовать получить дополнительные полномочия при проведении расследований, например, право выемки документов в частных владениях физлиц, наложения штрафа за неявку сотрудника субъекта хозяйствования в АМКУ для дачи показаний или отказ от дачи показаний. На практике суды зачастую поддерживают решения АМКУ, основанные на непрямых доказательствах. В таких условиях субъектам, которые уверены, что не нарушают конкурентное законодательство, вероятнее всего, выгоднее согласиться с расширением полномочий АМКУ, чтобы Комитет имел возможность и обязанность искать прямые доказательства, чем быть привлеченными к ответственности на непрямых, в некоторых случаях фактически гипотезах.

Бизнес будет настаивать на сбалансировании прав и обязанностей АМКУ. Например, АМКУ получит полномочия взимать штрафы без обращения в суд, в то же время будет обязан раскрывать в своих решениях подходы к расчету штрафов. В части доступа к информации АМКУ, скорее всего, будет ограничен в праве доступа к материалам внешних юридических консультаций, что позволит бизнесу оценивать свою деятельность на предмет соблюдения конкурентного законодательства, не рискуя, что эта информация станет доступна АМКУ.

Таким образом, реформа в сфере защиты экономической конкуренции затронет много фундаментальных правовых институтов и потребует от гражданского общества сильного «постковидного» интеллектуального иммунитета, дабы отделить зерна от плевел, чтобы обновленное конкурентное законодательство смогло, как и 20 лет назад, обогнать свое время.


Медицинские гарантии

Наталья ЛЯШЕНКО, юрист ЮКК «Де-Юре»

В 2020 году вследствие пандемии четче проявились проблемы в медицинской сфере, в том числе в ее нормативном регулировании. Так, в декабре стало очевидно, что на грани коллапса оказалась программа государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания, поскольку новый порядок реализации программы на 2021 год принят не был, а действующий, на 2020 год, теряет силу 1 января 2021 года. Фактически по состоянию на средину декабря отсутствовало понимание, как будет финансироваться медицина на всех уровнях уже с 1 января. Следовательно, в новом порядке на 2021 год целесообразно предусмотреть возможность продления действия программы на случай, если к декабрю следующего года снова возникнут сложности в принятии соответствующих нормативных актов.

На данный момент проблема с финансированием медицины решена только на І квартал 2021 года, поэтому насущным остается вопрос принятия Порядка реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения на 2021 год. Ожидается, что будут изменены тарифы на предоставление медицинских услуг, а также пересмотрены сами пакеты услуг, исходя из практики 2020 года. При этом вызывает опасения тенденция перекладывания на учреждения первичной медицинской помощи обязанностей, связанных с организацией лабораторной диагностики коронавирусной болезни, поскольку увеличение финансирования первичной медицины не предвидится, а и без того высокая загруженность и расходы значительно возрастут.

Ситуация с отсутствием плана финансирования медицины на уровне государства показала также несостоятельность нормативных требований к медицинским учреждениям касательно составления финансового плана на следующий год до 1 сентября текущего года. Поэтому в данном случае логично предусмотреть либо возможность более гибкого планирования для медицинских учреждений, либо обязательство государства обеспечить наличие вводных данных (в частности, тарифов, по которым будут оплачиваться оказанные услуги) до того, как предприятие начнет планировать свои финансовые показатели.


Кодификация труда

Дарья ТКАЧЕНКО, старший юрист Юридической группы LCF

Кризис 2020 года, вызванный пандемией COVID-19, не препятствует запланированным на 2021 год законодательным реформам. Предлагаем рассмотреть топ-3 реформ и изменений в законодательстве, которые призваны улучшить бизнес-климат в Украине.

В рамках реформы фондового рынка 1 июля 2021 года вступает в силу Закон Украины «О рынках капитала и организованных товарных рынках». Предусматриваются концептуально новый подход к регулированию фондового рынка, значительное расширение возможностей участников, увеличение количества видов ценных бумаг, а также имплементация новых финансовых инструментов.

Если говорить об изменениях законодательства о защите экономической конкуренции, то суть реформы заключается в значительном расширении полномочий Антимонопольного комитета Украины в процессе расследования соответствующих нарушений. Также предусматривается возможность привлечения к ответственности за нарушения в сфере экономической конкуренции не конкретной компании-нарушителя, входящей в группу компаний, а всей группы солидарно. Данное нововведение призвано уменьшить количество случаев уклонения от ответственности путем выведения активов и доведения компаний до банкротства.

Не первый год проблематика реформы трудового законодательства находится на повестке дня Верховной Рады Украины. При этом действующее законодательство хоть и меняется периодически, но все равно не соответствует современной деловой практике в полной мере. Запланированные изменения включают урегулирование дистанционной формы работы на законодательном уровне, обеспечение равных возможностей отца и матери по уходу за ребенком, новые правила прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя, а также кодификацию трудового законодательства в целом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA