Ответственное PRоведение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 1-2 (1202-1203) » Ответственное PRоведение

Ответственное PRоведение

Рубрика Продвижение
Несмотря на все трудности и перипетии коронакризисного года, вести ответственный и сознательный юрбизнес вполне реально, уверены спикеры PLS 2020
Эксперты профильной сессии анализировали, как юрфирмам повысить эффективность своих КСО-инициатив

VIII Международный форум продвижения юридических услуг (PLS 2020) состоялся 17–18 декабря 2020 года в Киеве. Организатором мероприятия выступила «Юридическая практика». В ходе второго дня форума эксперты делились наработками по улучшению и усовершенствованию бренда работодателя во время кризиса, нюансами «принудительной» диджитализации, а также рассказывали истории о том, как в столь непростое время все же творить добро в рамках благотворительных проектов.

Подготовиться к выступлениям докдадчикам помогла Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, ведущая «Киев 98 ФМ» и телеканала «Киев», которая провела мастер-класс по ораторскому мастерству. Все, что так или иначе связано с публичным выступлением, касается не только выступления в классическом понимании, а может быть использовано во время собеседования, встречи с партнером, переговоров, интервью. При подготовке же публичного выступления следует обращать внимание на четыре аспекта: Voice, Mind, Body, Speech (голос, мысли, тело, речь). Необходимо работать с гортанью, полезно ее расслаблять при помощи специальных упражнений. Светлана Василенко обращает внимание, что артикуляцию нужно прокачивать, и работа с ней занимает не менее трех месяцев. Обычно задействованы три группы мышц — губ, языка, челюсти.

В свою очередь, дыхание — это фундамент речи, и дышать нужно диафрагмой. Верхняя часть тела должна быть расслаблена. Из упражнений — выброс воздуха из живота резким движением. Светлана Василенко отмечает, что именно правильное дыхание помогает в случае стрессовых ситуаций.

Для лучшего запоминания информации можно трансформировать ее и ассоциировать, скажем, с цветами. Словарный запас спикера имеет большое значение, ведь для разной аудитории нужен разный его уровень. Если человек говорит слишком быстро, аудитория очень скоро устает, если медленно — может стать скучно. Теорию спикер подкрепила практическими примерами упражнений для голоса (расслабление, артикуляция, дыхание), для ума (активный словарный запас, паузы, фокус и контроль).

Докладчица рекомендует в процессе публичного выступления выбирать комфортные одежду и обувь, украшения не должны создавать шум. Необходимо отрабатывать мимику на камеру или перед зеркалом, для выступления выбирать удобные позы. Не стоит забывать о работе с жестами, нужно оценивать публику, для которой они предназначаются. Искусству работы с публикой нельзя научиться за несколько дней, необходима мощная ментальная работа, а также работа физическая, в частности, соответствующих мышц.

Тренды бренда

Работа VIII Международного форума продвижения юридических услуг продолжилась дискуссией «Бренд работодателя во время кризиса», модератором которой выступил Виталий Жадобин, основатель АО SENSUM. Он отметил, что, начиная с 2020 года, все мы находимся в состоянии борьбы с пандемией, некоторые аспекты которой, к примеру карантинные ограничения, стали настоящим вызовом для бизнеса и юристов, которые его сопровождают. По мнению спикера, при оценке бренда работодателя с точки зрения специалиста учитываются такие маркеры, как зарплата, качество рабочего места, микроклимат в команде, а также значимость его работы для компании.

По словам Юлии Фурмановой, операционного директора Юридической группы LCF, негативные события 2020 года совпали со структурными изменениями в компании, тем не менее им удалось успешно противостоять вызовам и даже расширить свою деятельность. Так, в марте прошлого года к Юридической группе LCF присоединились пять новых команд, вследствие чего количество практик увеличилось до девяти, а число юристов возросло практически вдвое.

Процессы интеграции коллективов совпали с действием карантинных ограничений, что создавало дополнительные сложности. Но г-жа Фурманова считает, что правильная организация процесса и детальное планирование позволили использовать внешние сложности для объединения команд. По ее словам, синергетический эффект объединения дал возможность взять лучшее от каждой из команд. Приход такого большого числа новых сотрудников со своими культурными кодами неизбежно влияет на весь коллектив. Залогом успеха стала работа с людьми, которая, впрочем, была осложнена необходимостью дистанционного сотрудничества. Но наличие технических решений позволило внедрить ІТ-платформы, чтобы всегда была возможность оставаться на связи и организовывать общение в командном формате.

«Важным фактором успеха стала максимально оперативная и качественная поддержка, которую смог оказать юристам технический персонал компании, что, без сомнения, положительно влияло на лояльность новых игроков», — уверена Юлия Фурманова.

Результатом интеграционных процессов стало создание единой команды, успехи которой проявляются как в проектных, так и в финансовых показателях.

Татьяна Бугасова, исполнительный директор CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, подчеркнула, что за месяц до коронавирусного карантина компания вдвое расширила площади офиса для реализации стратегии роста. По ее словам, важно в любом кризисе видеть новые возможности, поэтому, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, они продолжили процессы расширения, следствием чего стало присоединение в ноябре 2020 года команды из пяти юристов под руководством Бориса Даневича, расширившей практику life science. Работа над усилением команд продолжается.

«Кризис, связанный с пандемией коронавируса, привел к технологической революции, в результате которой мы становимся более эффективными, более гибкими», — убеждена Татьяна Бугасова.

Начиная с 13 марта 2020 года, возможности ІТ позволили моментально отправить весь коллектив на удаленную работу, при этом никакой особой разницы в результатах не наблюдалось. Она связывает это с тем, что уже в течение нескольких лет отрабатывалась гибкая система работы юристов вне офиса, при этом ответственность за результат возлагалась на самого юриста. И 70 % сотрудников офиса имели опыт дистанционной работы, поэтому в марте сложностей с адаптацией к новым условиям у них не возникло. Минусами работы на удаленке она назвала сложность в реализации программы благополучия для сотрудников (в частности, амбассадоров благополучия), которая разработана и осуществляется в CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.

Во время онлайн-включения Наталья Хомышина, советник по развитию бизнеса DMK Abogados (Доминиканская Республика), рассказала о повышении лояльности к юрфирме-работодателю. Она отметила, что, в отличие от других юридических рынков, в Доминиканской Республике от кризиса больше пострадали именно крупные фирмы — как финансово, так и в плане коммуникаций. По ее мнению, и сейчас наблюдается высокий уровень миграции юристов, которые сами уходят в поиске новых возможностей в других юрфирмах.

Такая же ситуация, по наблюдениям г-жи Хомышиной, происходит и на юридическом рынке США. Но главная проблема, которую она видит в юрфирмах, — это проблема с внутренней коммуникацией. Речь, в частности, идет о честности партнеров, которым не всегда легко было говорить рядовым сотрудникам о реальном положении вещей в компании. Даже если были какие-то негативные моменты (а все фирмы ощутили влияние кризиса), партнеры не находили в себе смелости говорить правду. По ее мнению, это является одной из главных причин массового ухода юристов из компаний.

«Дефицит информации хуже, чем полная, пусть даже негативная картина происходящего», — считает Наталья Хомышина.

В своем выступлении Мария Ильясова, HR-менеджер GOLAW, говорила о корпоративной культуре на удаленной работе. По ее мнению, вопросы корпоративной культуры в период карантинных ограничений остались вне зоны внимания, и спикер указала на те аспекты, которые важно не упустить. В частности, было отмечено, что работа из дома накладывает определенные ограничения, и вполне нормальным будет сдвиг рабочего графика на час вперед или назад, чтобы согласовать работу и общение с семьей.

Г-жа Ильясова поделилась опытом GOLAW в этих вопросах и подчеркнула, что способность компании адаптировать корпоративную культуру — это то, что отражает способность организации внед­рять инновации, экспериментировать и быстро использовать новые возможности. В частности, необходимо:

— адаптировать культурные ценности под новые методы работы;

— обеспечивать стабильность и формировать уверенность в завтрашнем дне;

— соблюдать баланс работы и личной жизни — важнейший принцип, который как никогда важен в условиях удаленной работы.

Для иллюстрации своих тезисов она предложила вниманию присутствующих видеоролик, в котором юристы компании на практике продемонстрировали соблюдение этого принципа.

«Адаптивность является одним из важнейших факторов успеха в эпоху перемен», — резюмировала Мария Ильясова.

Катерина Исаева, PR-директор АО «Шкребец и Партнеры», адвокат, поделилась региональным опытом работы в условиях карантина. Учитывая, что ранее опыта дистанционной работы у них не было, специалистам пришлось решать ряд технических вопросов для обеспечения удаленки. Такой вид работы был жизненно необходим в период полной остановки общественного транспорта, однако спикер сделала вывод, что полноценная дистанционная работа для их адвокатского объединения невозможна. Причиной этого она назвала специализацию на судебной практике, которая предполагает работу с документами на бумажных носителях. Поэтому было решено оставить компанию на офлайн-работе, обеспечив при этом максимальную безопасность персонала, который находился в офисе. После окончания жесткого карантина офис компании был закрыт для клиентов, хотя это и вызвало неоднозначные оценки. Для встреч с клиентами теперь используется отдельно стоящее здание, что позволило чувствовать себя в безопасности как клиентам, так и сотрудникам офиса. Чтобы исключить пользование общественным транспортом, те сотрудники офиса, которые не водят автомобиль, были обеспечены трансфером.

«Принятые меры показали свою эффективность — ни один сотрудник компании не заразился коронавирусом в офисе», — подчеркнула Катерина Исаева.

Не запутаться в сети

Принудительная диджитализация стала темой обсуждения второй сессии PLS 2020, модератором которой выступила Юлия Червоноокая, директор по маркетингу и PR ЮФ Aequo. По ее мнению, диджитализация расширила культурные горизонты, ведь сегодня можно, не выходя из дома, посетить премьеру в Метрополитен-опера или совершить виртуальный тур по картинной галерее. Спикер отметила, что диджитализация стала главным трендом этого года, и в ходе дискуссии на примере реальных кейсов будет продемонстрировано, как этот процесс происходил в разных условиях.

«Внедрение хотя бы трех инсайдов, полученных во время этой сессии, сделает нашу работу успешнее», — подчеркнула она.

Пользуясь случаем, Юлия Червоноокая провела среди участников форума небольшой социологический опрос, посвященный текущему состоянию и перспективам диджитализации юридического рынка.

Говоря о диджитализации, Оксана Сосиденко, директор по маркетингу «Дубинский и Ошарова», отметила, что 2020 год показал безальтернативность этого пути, а в 2021 году участники юридического рынка сделают все возможное, чтобы стать еще более диджитализированными. Для юридической компании это означает выход за существующие рамки в интернет-пространство. Поскольку основной практикой их компании является интеллектуальная собственность (ИС), она, как никакая другая, должна быть диджитализована.

Оксана Сосиденко считает, что в будущем встреча с клиентом будет происходить преимущественно в Интернете, а не на конференциях, как это было раньше. Говоря об особенностях продвижения бутика в создавшихся условиях, она отметила, что основной поток клиентов у них формировался в ходе различного рода конференций, которые с началом карантина перестали проводиться. Вследствие этого пришлось переориентировать продвижение компании на другие виды коммуникации, говорить о защите ИС в ходе мастер-классов онлайн и т.п. Период локдауна усилил понимание того, что ИС является огромным активом бизнеса, и нужно продвигать идею о том, что любой бизнес еще до начала своего существования должен позаботиться о ее защите. В качестве примера спикер привела legaltech-решение для регистрации торговой марки — чат-бот PatentBot, в развитие функционала которого «Дубинский и Ошарова» инвестировало накануне полного локдауна весной 2020 года. Бот позволяет упростить процесс подачи торговой марки на регистрацию, снизив роль человеческого фактора, а также сэкономить время и средства заявителя.

«Для преодоления кризисных явлений и выхода на новый уровень мы должны иметь сильную команду, объединенную вокруг идеи развития компании», — подчеркнула Оксана Сосиденко.

Лариса Сивак-Анина, менеджер по маркетингу и связям с общественностью МЮФ Baker McKenzie, уверена, что, несмотря на все сложности и проблемы, которые принесла пандемия, позитивным фактором стало наличие технического и технологического базиса для перехода в онлайн-формат. Если бы такого базиса не было, и состояние экономики, и психологическое состояние людей было бы куда более депрессивным.

«Фактически диджитализация — это то, что держит нас на плаву уже не один месяц», — подчеркнула Лариса Сивак-Анина.

Это позволило безболезненно перевести работу из офиса домой, найти технологические решения для коммуникации внутри компании. Говоря о коммуникации с клиентом, спикер отметила, что в МЮФ Baker McKenzie и раньше старалась не просто использовать разработанные другими приложения, чтобы идти в ногу со временем, но и создавать локальные и глобальные приложения и программы, которые бы облегчали работу юристов и общение с клиентом. По ее словам, сейчас над данными направлениями работают целые команды специалистов и на это выделяются серьезные средства. В качестве примера Лариса Сивак-Анина рассказала о преобразовании сайта компании и создании новой платформы исходя из новых запросов. В качестве преимуществ диджитализации она также отметила возросшую роль интернет-платформ в образовании и личностном развитии, в частности обилие вебинаров, тренингов и мастер-классов на любой вкус.

Дария Кравец, менеджер по маркетингу и PR EVERLEGAL, считает диджитализацию окном в мир и дополнительной возможностью для коммуникации с клиентом, продвижения своей фирмы и услуг на более высоком уровне. По ее мнению, коронакризис заставил всех искать новые пути развития и общения с клиентом.

«Нельзя сказать, что кризис вещь позитивная, но он сделал нас сильнее, стимулировал двигаться быстрее. Я надеюсь, что эта тенденция сохранится», — отметила г-жа Кравец.

Она рассказала о практике использования видеоконтента в процессе продвижения юридической фирмы, а также в качестве способа коммуникации с аудиторией. Приводя статистические данные за 2019 год, спикер заметила, что 72 % клиентов предпочитают получать новые знания в видеоформате, причем шесть из десяти выбирают при этом не телевидение, а Интернет. 65 % людей используют сервис YouTube для поиска решения своих проблем. Опираясь на эти данные, Дария Кравец обосновала необходимость использования видео в продвижении юридических услуг и описала историю создания и использования видеоконтента EVERLEGAL, а также порекомендовала наиболее эффективные каналы коммуникации для такого контента.

«Коронакризис разделил нашу жизнь на до и после, и мы уже никогда не будем прежними», — считает Юлия Салей, старший специалист по связям с общественностью «KPMG в Украине».

Он ускорил диджитализацию, в частности, возникли новые направления работы с клиентами в форме вебинаров. Локдаун также повлиял на эти процессы, и «KPMG в Украине» одной из первых вышла на рынок с новым продуктом. Спикер рассказала, что они в числе первых начали практиковать развитие направления видеоконтента (видеоинтервью, рекламные ролики, ответы на точечные запросы клиентов и т.п.).

Г-жа Салей также отметила, что ивенты всегда были одним из основных инструментов продвижения их компании, а локдаун стимулировал перевод таких активностей в формат вебинаров. Юлия Салей обосновала необходимость проведения вебинаров и привела примеры и статистику использования такого метода продвижения KPMG. Она детально описала алгоритм подготовки и проведения вебинара и методы дальнейшей работы с аудиторией.

А вот Лариса Шустенко, PR-директор TEFFI Law Firm, не разделяла восторга коллег. Она уверена, что диджитализация является всего лишь одним из инструментов, который можно как использовать, так и игнорировать в зависимости от целей и задач. Говоря о репутации и социальных сетях, она ­проанализировала типы бизнес-аккаунтов, указав на их преимущества и недостатки.

«Социальные сети — это самый опасный канал коммуникации из тех, что мы имеем сейчас», — подчеркнула г-жа Шустенко. Ведь доверие им превышает 30 %, а анонимность размещения контента провоцирует излишнюю откровенность.

Говоря о роли социальных сетей в построении репутации, спикер указала, что эта роль может быть как созидательной, так и разрушительной (если повезет — оттеночной), а также привела примеры соответствующих кейсов. Она перечислила репутационные драйверы и посоветовала прописать внутреннюю инструкцию для сотрудников компании о том, какие темы в социальных сетях лучше не затрагивать, объяснить, насколько разрушительными для репутации могут быть на первый взгляд невинные посты.

Ирина Лукьянец, специалист по маркетингу и PR-продвижению юридических услуг ЮК L.I.Group, считает, что с приходом коронакризиса мы стали более мобильными. Наличие онлайн-платформ и облачных сервисов для хранения документов сделало доступ к ним быстрым из любой точки мира. Поэтому решать многие вопросы теперь можно дистанционно, к такой коммуникации просто необходимо приспособиться. При этом спикер отметила тенденцию на уменьшение количества документов, пересылаемых по почте.

«Хотя еще остаются вопросы по обеспечению кибербезопасности, увеличение мобильности я считаю трендом № 1», — подчеркнула Ирина Лукьянец.

Она проанализировала эффективность публикаций статей онлайн для продвижения юридического бизнеса, указав на главные ошибки подобного контента. Отвечая на вопрос, можно ли с помощью публикаций привлечь нового клиента, спикер отметила, что не стоит рассчитывать на молниеносный результат и ждать его уже после третьей публикации. Для себя нужно очертить тематики, по которым клиент будет узнавать своего юриста, и бить точечно и регулярно.

«Работа с онлайн-публикациями — это работа на долгосрочную перспективу, и делать ее нужно регулярно», — подытожила Ирина Лукьянец.

Творить добро

Завершающая сессия VIII Международного форума продвижения юридических услуг была посвящена особенностям ведения ответственного и сознательного бизнеса. Модератором дискуссии выступила Евгения Руженцева, заместитель генерального директора издательства «Юридическая практика», СЕО Legal High School. Она отметила, что очень много юридических фирм, несмотря на сложности 2020 года, решили уделить внимание, потратить силы и средства на добрые дела. Ведь одно дело — совершать их от своего имени, и совершенно другое — от имени компании.

Олег Киричук, PR-менеджер Asters, рассказал, что компания на собственном примере показывает социально ответственный подход к ведению бизнеса, будучи при этом трендсеттером на рынке. Это реализовывается в трех сферах: образовании, искусстве и благотворительных проектах.

В 2020 году Asters передала 1,4 млн грн для борьбы с COVID-19, а также был проведен забег DobroRun, позволивший собрать около 1,1 млн грн на закупку лекарств для онкобольных. Олег Киричук отметил, что согласно статистике около 83 % респондентов рассматривают социально ответственные компании в качестве более приоритетных работодателей. Однако г-н Киричук уверен, что от проведения подобных акций можно получить то, чего не купишь за деньги, — счастье и много положительных эмоций.

Алена Онищенко, директор по маркетингу и развитию Sayenko Kharenko, рассказала о силе подписи и культурных проектах. Будучи одним из лидеров рынка, компания Sayenko Kharenko приняла решение выйти на широкую аудиторию, объяснив всем понятным языком значение и силу подписи под любым документом. Выставка, организовываемая компанией Sayenko Kharenko, стала горячо обсуждаемой в социальных сетях. Около 8,5 тыс. гостей посетили квест-музей «Сила подписи», а в целом в медиа и социальных сетях было охвачено свыше миллиона контактов. Также выставка была представлена в аэропорту Борисполь, где о силе подписи имели возможность узнать не только жители Украины, а и других стран.

Денис Овчаров, партнер АО Legal House, рассказал об опыте проведения благотворительного офлайн-забега, который позволил собрать 300 тыс. грн при затратах компании в размере 37 тыс. грн. На собранные средства было куплено медицинское оборудование. Особенностью проведения мероприятия стало то, что на диджитал-раскрутку было потрачено небольшое количество средств. Мотивацией к принятию участия стали личные контакты.

Олег Шевцов, управляющий советник ALEXANDROV&PARTNERS, говорил о социальной функции бизнеса как доброй воле, миссии и стратегии. Спикер рассказал об опыте работы с детскими домами. В период пандемии компания старалась помогать киевским областным больницам. Также г-н Шевцов поделился нюансами удаленной работы: по его словам, справляться с задачами и не выгорать помогают так называемые дни тишины без использования гаджетов. Эмоциональная вовлеченность наряду с раскрытием внутреннего потенциала сотрудников — одни из важнейших факторов социальной функции компании. Сейчас ею взят курс на запуск YouTube-канала для IT и бизнеса.

Вероника Березанская, начальник отдела рекламы и связей с общественностью ППФ «Пахаренко и партнеры», рассказала о просветительской кампании «Дни борьбы с подделками и пиратством в Украине» как результате активной социальной позиции. Г-жа Березанская уверена, что одна из насущных и самых актуальных проблем человечества текущего времени — это изготовление и распространение подделок.

Компания приняла решение в игровой форме показать, что такое контрафакт и почему важно его не покупать. Знаменательным событием года для фирмы стало проведение онлайн-марафона по случаю 22-й годовщины Всемирного дня борьбы с подделками. К участию были приглашены 22 спикера из государственного и частного секторов и специальный гость — фронт­мен украинской группы «Антитела» Тарас Тополя.

Виктория Кулакова, старший PR- и маркетинг-менеджер EQUITY, осветила вопрос организации и проведения экoпроектов. Так, была предложена инициатива Tabacco Free Programme, позволяющая сотрудникам добровольно избавиться от вредной привычки курения.

Еще EQUITY воплотила экоинициативу Clean & Green Ukraine, цель которой — расчистить от мусора природу. EQUITY также не осталась в стороне от борьбы с последствиями, которые сейчас приносит пандемия, и приобрела оборудование для нужд Александровской клинической больницы.

Екатерина Заславская, директор киевского офиса ЮФ ILF, подытожила сессию, рассказав о проектах, меняющих среду. В частности, г-жа Заславская сосредоточилась на публичном проекте «Снег на голову», а также на сопровождении медицинского стартапа Bicovery. Особое внимание спикер уделила вопросу юридических нюансов ревитализации.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA