Вопрос безработицы становится особенно острым во время экономического кризиса, массовых сокращений и принудительных увольнений. Не все профессии в дальнейшем будут востребованы, поэтому нужно переквалифицироваться, осваивать новые профессии. Для этого существуют специальные программы центра занятости. Но кто должен платить за такое обучение? Безработный? Государство? Будущий работодатель? Уволившая его организация?
В соответствии со статьей 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации застрахованным лицам по направлениям государственной службы занятости выплачивается в размерах, предусмотренных статьями 22 и 23 этого Закона, и не подлежит уменьшению. Порядок предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики по согласованию с правлением Фонда.
Пунктом 29 Порядка предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 308 от 20 ноября 2000 года, предусмотрено, что выплата материальной помощи в период профессионального обучения, компенсация проезда к месту профессионального обучения и обратно, оплата проживания и расходов, связанных с предыдущим медицинским и наркологическим осмотром, осуществляются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (пункт 29 в редакции приказа Министерства труда и социальной политики Украины № 40 от 6 февраля 2009 года).
В постановлении Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 2 июля 2008 года по делу № К-3165/07 рассматривается размер суммы такого возмещения экс-работодателем безработного. Дело рассматривалось в первой, второй и третьей инстанциях, и каждая из них приходила к иному решению. Предлагаю остановиться на рассмотрении событий в судебных инстанциях, ведь каждая из них имеет свой подход к делу, свою позицию, свое толкование терминов, в частности «мероприятия, средства на которые подлежат возмещению».
Исковые требования обоснованы следующим. После увольнения из Управления банка городским центром занятости Лицу был предоставлен статус безработного. Поскольку трудоустройство его по специальности было невозможным, центр занятости провел его профессиональную переподготовку. Расходы на профессиональное обучение составили 310,2 грн. Кроме того, Лицу во время профессионального обучения городским центром занятости была выплачена материальная помощь в сумме 2081,02 грн. На основании статьи 26 Закона Украины «О занятости населения» указанные суммы подлежат возмещению городскому центру занятости, понесшему указанные расходы.
Постановлением хозяйственного суда в удовлетворении иска отказано на основании отсутствия доказательств невозможности устройства Лица в соответствии с его профессиональными специальностями и недоказанности необходимости его профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Производство по делу относительно Управления банка закрыто из-за отсутствия у него юридического лица и административной процессуальной правосубъектности.
Постановлением апелляционного хозяйственного суда постановление суда первой инстанции отменено, заявленный иск удовлетворен, взысканы с Центрального банка в пользу городского центра занятости расходы на профессиональное обучение в размере 310,2 грн и выплаченную материальную помощь в период профессионального обучения в размере 2081,02 грн. В отношении Управления банка в удовлетворении иска отказано на том основании, что оно не является юридическим лицом и не владеет личной административной процессуальной правосубъектностью.
Не соглашаясь с постановлением апелляционного суда, Управление банка обратилось в ВАСУ с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, оставить постановление суда первой инстанции в силе.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора и городской центр занятости просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения, а постановление апелляционного суда без изменений.
За два года до увольнения Лицо не повышало квалификацию и не получило смежной профессии.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя иск в части взыскания с юридического лица — Центрального банка расходов на профессиональное обучение Лица, уволенного Управлением банка, в размере 310,2 грн, правильно сослался на часть 2 пункта 4 статьи 26 Закона Украины «О занятости населения». В соответствии с данной нормой, если на протяжении двух лет, предшествующих увольнению, работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию по предыдущему месту работы и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то расходы на эти мероприятия осуществляются за счет предприятия, учреждения, организации, из которых работник уволен.
Коллегией судей не принимается расширенное толкование судом слов «эти мероприятия» указанной правовой нормы Закона как основание для удовлетворения иска в полном объеме, а именно: выплату материальной помощи, — поскольку под мероприятиями понимается повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Анализируя приведенные правовые нормы, коллегия судей пришла к выводу, что расходы на профессиональную переподготовку осуществляются на основании Закона Украины «О занятости населения» за счет предприятия, а материальная помощь в период профессиональной подготовки выплачивается на основании Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об обоснованности иска и наличии у истца права относительно требований взыскания с Центрального банка расходов на профессиональное обучение Лица, уволенного Управлением, в размере 310,2 грн. Также верны выводы апелляционного суда относительно отказа в удовлетворении иска относительно Управления банка на том основании, что оно не является юридическим лицом и не владеет личной административной процессуальной правосубъектностью.
Учитывая изложенное, коллегия судей ВАСУ считает, что решение суда апелляционной инстанции в части взыскания с Центрального банка расходов на профессиональное обучение Лица, уволенного Управлением Центрального банка , в размере 310,2 грн и относительно первого ответчика принято в соответствии с законом и подлежит оставлению без изменений.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу в отношении наличия права у городского центра занятости взыскивать с Центрального банка материальную помощь в размере 2081,02 грн в период профессиональной подготовки уволенного работника, так как выплаты материальной помощи в период профессиональной подготовки осуществляются на основании Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и Порядка за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, что является нарушением норм материального права.
Следовательно, постановление апелляционного суда подлежит изменению. А именно: постановление в части взыскания с Центрального банка выплаченной материальной помощи в период профессионального обучения в размере 2081,02 грн подлежит отмене, отказу в удовлетворении указанных исковых требований, в остальной части — оставлению без изменений.
Если на протяжении двух лет, предшествующих увольнению, работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию на предыдущем месте работы и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то расходы на эти мероприятия осуществляются за счет предприятия, учреждения, организации, из которых он уволен.
Таким образом, лишь расходы на профессиональную переподготовку осуществляются на основании Закона Украины «О занятости населения» за счет предприятия. А выплаты материальной помощи в период профессиональной подготовки — за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации Юридический Дом «Защита», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…