Проблемы правового регулирования и практики реализации правоотношений в сфере доступа к экологической информации на Украине существовали всегда. О них кричала общественность, на них сетовали международные институты. В связи с этим на наше государство налагались международные санкции. Даже неоднократные случаи отстаивания открытости такой информации в судебном порядке не изменили сложившуюся практику неправильного правоприменения отечественных госслужащих. Благо за эту фундаментальную ценность демократического общества наконец-то заступился украинский законодатель.
13 января 2011 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О доступе к публичной информации» и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения доступа к публичной информации)».
В целом в сфере доступа к информации, которая создается в процессе деятельности органов власти, кроме, пожалуй, сроков, ничего принципиально не изменилось. Вместе с тем указанные законы наконец-то четко установили прописные истины, которые раньше так часто игнорировались государственными служащими в процессе применения ими несколько запутанного и дырявого информационного законодательства. Согласно заключительным положениям, указанные законы вступят в силу через три месяца после их подписания Президентом Украины и официального опубликования, то есть ориентировочно в начале мая этого года.
Что касается сроков предоставления информации по запросу, то здесь законодатель приятно удивил общественность. Теперь субъект властных полномочий, получивший запрос о предоставлении публичной информации, имеет всего 5 дней, а не месяц, как было раньше, на предоставление ответа на запрос. Более того, Закон устанавливает виды информации, ответ на запрос по которым предоставляется еще быстрее — в течение 48 часов. Это информация, необходимая для защиты жизни или свободы лица, касающаяся состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан.
Более глобальные и прогрессивные изменения вносятся в сферу доступа к экологической информации, о нарушениях в которой так часто сетовали за рубежом. Прежде всего, Закон Украины «Об информации», утвержденный в новой редакции Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения доступа к публичной информации)», среди видов информации по содержанию называет такой вид, как информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация).
Само по себе отождествление терминов «информация о состоянии окружающей среды» и «экологическая информация» дорогого стоит, ведь решается вопрос о соотношении конституционной нормы об открытости информации о состоянии окружающей среды и норм Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», определяющих содержание и правовой режим экологической информации. Дело в том, что Конституция Украины использует слово «довкілля» в словосочетании «інформація про стан довкілля», а Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» — термин «інформація про стан навколишнього природного середовища (екологічна інформація)». И хоть таковые и являются по своему лексическому значению синонимами, отождествление этих терминов систематически отрицалось госслужащими Минприроды, простите, теперь уже Минэкоресурсов.
Знаменательной также является наконец-то удачная попытка украинского законодателя правильно переписать определение экологической информации из Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Украиной в 1999 году. Так, статья 16 Закона Украины «Об информации» в новой редакции слово в слово дублирует определение Конвенции, а также в части 2 устанавливает национальный правовой режим доступа к этой информации, согласно которому информация о состоянии окружающей природной среды, кроме информации о месте расположения военных объектов, не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, то есть является открытой для общественности. Теперь важно не забыть внести изменение в статью 25 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая формулирует несколько иное определение информации о состоянии окружающей природной среды, а то опять неувязочка выйдет.
А теперь самое интересное. Согласно статьям 1 и 13 Закона Украины «О доступе к публичной информации», информация о состоянии окружающей природной среды относится к публичной информации, даже если она была создана и находится во владении частного лица. Закон определяет как распорядителей информации не только субъектов властных полномочий, но и некоторых физических и юридических лиц, финансируемых из государственного или местных бюджетов, выполняющих делегированные полномочия по закону или договору, занимающих доминирующее положение на рынке, являющихся естественными монополиями.
Также к распорядителям информации, которые должны обеспечивать доступ к информации в порядке, предусмотренном этим Законом, приравниваются и субъекты хозяйствования, владеющие в том числе информацией о состоянии окружающей природной среды. Это означает, что со вступлением в силу данного Закона материалы оценки воздействия на окружающую среду, отчеты по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, результаты мониторинга воздействия деятельности на окружающую среду и любая другая экологическая информация, создаваемая субъектами хозяйствования, станет публичной информацией, открытой для общественности.
Очень важными с точки зрения механизма реализации нового порядка являются статьи 14 и 15 Закона Украины «О доступе к публичной информации», предусматривающие обязанность распорядителей информацией обеспечить условия доступа к ней. А именно: публиковать информацию о своей деятельности и принятых решениях, систематически вести учет документов, находящихся в их владении, определять ответственных лиц и специальные места для обеспечения доступа к информации.
Способствуя облегчению доступа к публичной информации общественности, Закон предусматривает целый перечень видов информации, которые должны публиковаться ее распорядителями. Особенно важным является включение в такой перечень актов индивидуального действия, выданных распорядителем, то есть в отношении Минэкоресурсов речь идет обо всех заключениях государственной экологической экспертизы, разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениях на специальное природопользование, разного рода лицензиях, возможность доступа к которым до недавнего времени была крайне затруднительной. Опубликованию подлежат также сведения о видах информации, которой владеет распорядитель, и возможностях доступа к ней, так называемая метаинформация. В случае если у распорядителя информации есть официальный веб-сайт, такая информация публикуется в сети Интернет (тоже существенно в современных условиях).
И в заключение — об ответственности. Согласно Заключительным положениям Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения доступа к публичной информации)», санкции по статье 2123 Кодекса Украины об административных правонарушениях — нарушение права на получение информации — увеличиваются практически вдвое (от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг) и от 50 до 80 — за повторное правонарушение). Вот только в статью 914 того же Кодекса — отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление экологической информации — изменения внести забыли. Тут санкция осталась прежней — всего от 3 до 10 нмдг.
И, тем не менее, с точки зрения обеспечения доступа к экологической информации эти законы — огромный шаг вперед. Не следует, впрочем, забывать, что это лишь полдела, практика покажет, сколько уйдет времени на наладку практических механизмов обеспечения такого доступа. Органам государственной власти придется существенно увеличить объемы информации на своих веб-страницах, не говоря уже о необходимости соблюдать значительно сокращенные Законом сроки. Еще сложнее придется частным структурам, владеющим экологической информацией. Ну, да ничего, до вступления изменений в силу еще есть время во всех отношениях, в том числе и морально, подготовиться к новому порядку, чтобы наконец обеспечить на Украине доступ к экологической информации на уровне, которым уже многие годы пользуются граждане всех цивилизованных стран.
АЛЕКСЕЕВА Елизавета — ведущий юрисконсульт МБО «Экология-Право-Люди», г. Львов
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…