Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №7 (686) » К нам едет ревизор… Что делать?

К нам едет ревизор… Что делать?

Госценинспекция у частного предпринимателя: законны ли ее действия?

Известно, что зачастую у частного предпринимателя нет в штате (или на обслуживании) юриста, а то и бухгалтера. И именно таких неосведомленных лиц проверяющим органам легче напугать, а то и на «бабки раскрутить»! И если уже к проверкам милиции, пожарников, налоговиков более-менее приспособились, то на инспектора из Госценинспекции предприниматель, мягко говоря, будет смот­реть удивленно. Но не будем ходить вокруг проблемы, а перейдем поскорее к ее сути на примере конкретной ситуации.

Итак, у частного предпринимателя была осуществлена проверка инспекцией по ценам. На основе акта проверки вынесено постановление о наложении административного штрафа.

У предпринимателя в связи с данной ситуацией возникли следующие вопросы:

1. Уполномочена ли инспекция по ценам проверять частных предпринимателей? В каком нормативном акте это преду­смотрено?

2. Какие документы должны быть у проверяющих, как они должны быть оформлены, можно ли их не допустить к проверке, если таковых нет?

3. Может ли оспорить действия инспекции по ценам не непосредственно предприниматель, а консультант (тоже ЧП) по доверенности?

4. Как правильно оформить доверенность на представительство?

5. Необходимо ли нотариально удостоверять такую доверенность, ведь она подписывается физическим лицом?

Полномочия на проверку у Госценинспекции

В соответствии с пунктом 4 Положе­ния о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 1819 от 13 декабря 2000 года, Госценинспекция, согласно возложенным на нее задачам, применяет в соответствии с законодательством административно-хозяйственные санкции за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), также предоставляет по результатам проверок органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования обязательные для выполнения предписания относительно устранения нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов. Но может ли она сама приходить с проверками?

В частности, Госценинспекция имеет право:

1) проводить в соответствии с законодательством проверку бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей, отображаемых в расчетных документах независимо от способа подачи информации, связанных с формированием, установлением и применением цен (тарифов); знакомиться с учредительными документами и свидетельством о государственной регистрации; проверять у должностных лиц, ответственных за формирование, установление и применение цен (тарифов), документы, удостоверяющие личность; проводить проверку достоверности данных, приведенных в документах по вопросам порядка формирования, установления и применения государственных фиксированных и регулируемых цен;

2) получать в соответствии с законодательством письменные объяснения, справки, документы, материалы по вопросам, возникающим во время проверки порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), документы (их копии) об уровне и экономической обоснованности цен (тарифов) на товары, работы и услуги, их технико-экономические характеристики, эффективность, потребительские качества и т.п.;

3) обследовать в установленном порядке производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования, используемые для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, организации и предоставления услуг;

4) требовать в соответствии с законодательством устранения выявленных нарушений порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), а также осуществления перерасчета стоимости товаров, работ и услуг, цены (тарифы) на которые сформированы, установлены и/или применены с нарушением законодательства (если фактическая оплата товаров, работ и услуг не произведена) для расчетов с потребителями;

5) принимать в соответствии с законодательством решения о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (­тарифов);

6) в соответствии с требованиями законодательства рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнением требований органов государственного контроля за ценами;

7) привлекать специалистов органов исполнительной власти, а также субъектов хозяйствования (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, принадлежащих к ее компетенции;

8) отменять распорядительные документы своих территориальных органов (предписание, распоряжение, решение о применении административно-хозяйственных санкций), а также вынесенные ими постановления о наложении административных взысканий;

9) проводить проверку правильности расчетов относительно применения цен (тарифов), на которые введено государственное регулирование;

11) получать в соответствии с законодательством копии платежных документов, подтверждающих факт перечисления в бюджет сумм в случае применения соответствующих административно-хозяйственных санкций;

12) обращаться в суд с исками о взыскании в бюджет сумм в случае применения соответствующих административно-хозяйственных санкций, понуждении совершить определенные действия или воздержаться от их совершения;

13) присылать в правоохранительные органы материалы проверок относительно действий, содержащих признаки преступления.

Также скажу несколько слов и о штрафных санкциях.

Начальник Государственной инспекции по контролю за ценами и его заместители, начальники территориальных органов Государственной инспекции по контролю за ценами и их заместители от лица органов государственного контроля за ценами принимают решения об изъятии в соответствующий бюджет сумм всей необоснованно полученной субъектами хозяйствования выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен и штрафа в двукратном ее размере, а также рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания.

Уполномоченные должностные лица органов государственного контроля за ценами в случае выявления на предприятиях, в учреждениях и организациях фактов нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнения требований органов государственного контроля за ценами, кроме актов проверок составляют протоколы об административных правонарушениях и отсылают их соответствующему территориальному органу Государственной инспекции по контролю за ценами для рассмотрения. (Данные изменения внесены согласно постановлению КМУ № 667 от 28 июля 2010 года).

Как видим, кроме акта должен быть еще и протокол. Его отсутствие является основанием для отмены решения о наложении административного штрафа.

Чтобы ответить на вопрос — распространяется ли данное Положение на субъектов предпринимательской деятельности, вчитаемся в него внимательнее. Так, в тексте Положения, согласно постановлению КМУ № 951 от 30 октяб­ря 2008 года, слова «предприятие, учреждение и организация» и «предприятие, учреждение, организация» во всех падежах и формах числа заменены на «субъект хозяйствования» в соответствующем падеже и числе. То есть и на частных предпринимателей!

Как известно, проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Прежде чем допустить проверяющих к проверке, потребуйте, чтобы вам для ознакомления предъявили следующие документы:

1) направление на проверку, которое должно быть подписано руководителем данного органа и скреплено печатью. Галочка и подпись неизвестного лица являются основанием для отказа в допуске к проверке;

2) копию приказа руководителя инспекции, в котором указывается основание для проведения проверки и наименование субъекта хозяйствования, который будет проверяться;

3) служебное удостоверение инспектора.

Попросите инспектора расписаться в журнале проверок, а также ознакомьтесь с данными документами под роспись и оставьте себе по экземпляру (копии с вашими подписями пусть забирают себе).

Основания для проверки должны отвечать перечню, указанному в статье 6 Закона Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года в редакции изменений от 1 июля 2010 года.

Основаниями для осуществления внеплановых мероприятий являются:

1) подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

2) выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, предоставленных субъектом хозяйствования;

3) проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);

4) обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;

5) непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;

6) наступление аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, связанных с деятельностью субъекта хозяйствования.

Во время проведения внепланового мероприятия выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля).

Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям, кроме преду­смотренных этой статьей, запрещается, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховным Советом Украины.

Как видим, таких полномочий КМУ (Положение об инспекции утверждено именно им), как предоставление какому-то органу права осуществлять проверки субъектов хозяйствования, в этом Законе (как и в других) нет. Поэтому считаю, что соответствие данного Положения Закону Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Конституции еще можно оспаривать в суде. Нет в исключительном перечне оснований такого основания, как Положение, утвержденное КМУ! В пункте 2 статьи 19 Конституции указано, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Кроме того, пунктом 22 статьи 92 Конституции Украины установлено, что исключительно законами Украины определяются основы гражданско-правовой ответственности; действия, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них. А Положение предусматривает штраф в двукратном объеме выручки!

Оформление доверенности

Частный предприниматель может поручить другому предпринимателю представлять свои интересы перед третьими лицами — контролирующими органами, если у него есть такой вид ­деятельности, как предоставление консультационных, бухгалтерских или юридических услуг. Конечно, могут быть записаны и другие виды деятельности, но за полученную услугу предприниматель тогда будет платить как за полученный доход — 15 % подоходного налога.

Доверенность на представительство интересов частного предпринимателя должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предусмотренными Гражданским кодексом Украины (ГК). А именно:

— представительство, основанное на договоре, может осуществляться по доверенности. То есть нужно иметь договор, в котором предусмотрены права, обязанности сторон, предмет договора и оплата с указанием, что выдается отдельная доверенность на представительство;

— доверенность, которую подписывает частный предприниматель как хозяйствующий субъект, а не физическое лицо, все равно нуждается в нотариальном удостоверении. Так как в статье 245 ГК есть правило о простой письменной форме лишь для юридических лиц;

— укажите срок доверенности. Если срок доверенности не установлен, она сохраняет силу до прекращения ее действия;

— не забудьте и о дате выдачи доверенности. Ведь доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является ничтожной;

— укажите, возможно ли перепоручение. С прекращением представительства по доверенности теряет силу перепоручение;

— в случае прекращения представительства по доверенности представитель обязан немедленно вернуть доверенность.

В соответствии со статьей 248 ГК представительство по доверенности прекращается в случае:

1) истечения срока доверенности;

2) отмены доверенности лицом, ее выдавшим;

3) отказа представителя от совершения действий, определенных доверенностью;

4) смерти лица, выдавшего доверенность, объявления его умершим, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничения его гражданской дееспособности. В случае смерти лица, выдавшего доверенность, представитель сохраняет свое полномочие по доверенности для ведения неотложных дел или таких действий, невыполнение которых может привести к возникновению убытков;

5) смерти лица, которому выдана доверенность, объявления его умершим, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничения его гражданской дееспособности.

Так как предприниматель является физическим лицом, то это прекращение может быть в случае его смерти. Если же предприниматель просто захотел прекратить свою предпринимательскую деятельность, а жалоба инспекцией по ценам все еще рассматривается, то доверенность может не прекратить свое действие, в том числе когда и второй предприниматель «закрылся», если он потом уплатит налог с полученного дохода.

Не будем забывать и о действиях самого представителя. Как указывалось выше, доверенность выдается на основании договора. Выполненные услуги закрываются актами. Могут писаться отчеты о выполненной работе. Можно закрывать акты ежемесячно и платить стандартную сумму. Или же после выполнения определенной работы. Или же премиальные давать за «переработку». Однако представитель имеет еще и определенные права по выполнению доверенности, о чем следует не забывать и предварительно указать в договоре.

Представитель имеет право отказаться от совершения действий, которые были определены доверенностью. В этом случае он обязан немедленно сообщить лицу, которое он представляет, об отказе от совершения действий, определенных доверенностью.

Представитель не может отказаться от совершения действий, определенных доверенностью, если эти действия были безотлагательными или направлены на предотвращение причинения убытков лицу, которое он представляет, или другим лицам. Представитель отвечает перед лицом, выдавшим доверенность, за причиненные ему убытки в случае несоблюдения им требований.

Тем не менее, лицо, выдавшее доверенность, за исключением безотзывной доверенности, может в любое время отменить доверенность или перепоручение. Отказ от этого права является ничтожным. Не забудьте, что лицо, выдавшее доверенность и со временем отменившее ее, должно немедленно уведомить об этом представителя, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность.

Таким образом, уважаемый предприниматель, выписывайте доверенность на представителя, который уверенно владеет законодательной базой и сможет защитить ваши права, и смело их отстаивайте! Ведь когда цены во время кризиса все время изменяются, и не всегда вы можете их документально обосновать, такая проверка может принести вам много неприятностей. Возможно, они правы, и вы действительно нарушили какой-то нормативный акт, тем не менее, задача вашего представителя — доказать неправомерность как проведения самой проверки, так и документов, составленных на основании проверки, опираясь на вышеупомянутые нормы законодательства и Конституцию Украины!

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации Юридический Дом «Защита», г. Харьков

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Юридический форум

Систематичное «попрание»

Актуальный документ

Документы и аналитика

О восстановлении срока

Акцент

Пятерка с натяжкой

Государство и юристы

Переводная должность

Компенсаторный механизм

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ответственность за нарушение нормы о личном голосовании народных депутатов

Упрощенная регистрация ликвидации юрлица

Досрочная отставка городских председателей

Экспертное обеспечение правосудия

Документы и аналитика

Доступ к экоинформации по-новому

Кадровые новости

Юрисконсульт

В юридических управлениях «Киевоблэнерго» и «Ровноэнерго» введена новая должность

Книжная полка

В противовес заведомо неправосудным решениям

Неделя права

Новости из-за рубежа

Забастовка в ответ на критику

В Австралии появились новые виды правонарушений

Неделя права

Суд открыл Генпрокуратуре доступ к счету ЮФ Magisters

Быть или не быть смертной казни

Прогнозируемое решение

Киевский прокурор

Неделя права

Новости из-за рубежа

Twitter — источник информации для СМИ

Новости из зала суда

Судебная практика

«Лукойл-Украина» заплатит штраф

ВССУ допустил дело для пересмотра ВСУ

Дело о банкротстве «Энергоатома» закрыто

Суд отменил взыскание с «Киевгаза» 92 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Саенко Харенко» — консультант Укрэксимбанка

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник Ferrexpo plc

Партнер Integrites вошел в ТОП-100 ведущих юристов мира

Иван Трофименко — младший партнер ЮФ «OMП»

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

ВСЮ займется Хозяйственным судом Киева

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

О преюдиционных фактах

Состав валовых расходов

О филиалах предприятий общественных организаций инвалидов

Самое важное

КСУ установит факт?

Судебная практика

Трудовая ответственность

Судебная практика

Судебные решения

Об особенностях отстранения от исполнения обязанностей члена исполнительного органа юридического лица

О некоторых нюансах квалификации прогула

Об исчислении сроков обращения в суд о взыскании среднего заработка за время задержки расчета

Тема номера

«Непубличное лицо» госдиректора

«Золотой парашют»

Частная практика

Оригинальная реклама адвокатов

Notary — под защитой

Полтергейст при КМУ

Юридический форум

Разъяснительная работа

Юрисконсульт

К нам едет ревизор... Что делать?

Один должник – два банкротства

О правах нерезидентов-упрощенцев

Переобучение безработного банкира

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: