Военно-техническое сотрудничество Украины с другими государствами является составной частью ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, направленной на обеспечение национальных интересов в области безопасности, в оборонной и экономической сферах.
Правовую основу такого сотрудничества составляют Конституция, законы Украины, акты Президента и Кабинета Министров, а также международные договоры Украины.
Государственный контроль в сфере военно-технического сотрудничества с целью соблюдения требований законов, других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины осуществляется в том числе и в отношении субъектов военно-технического сотрудничества (экспортный контроль).
Экспортный контроль над международной передачей обычных вооружений — одна из основополагающих составляющих военно-технологического сотрудничества Украины с иностранными государствами. Его осуществление невозможно без экономической стабильности, высокого уровня технологического развития и комплексного политического планирования. И хотя международную передачу в сфере обычных вооружений нельзя рассматривать в отрыве от общей торговой политики государства, все же этой сфере присущи определенные особенности правового регулирования.
Особенности регулирования
Согласно Закону Украины «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» от 20 февраля 2003 года (Закон), международная передача охватывает экспорт, импорт, реэкспорт товаров, их временный вывоз за пределы Украины или временный ввоз на ее территорию, транзит товаров по территории Украины, а также любую другую передачу товаров за пределами Украины.
По условиям Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом Украина обязана обеспечить беспошлинный режим для импорта радиолокационных устройств и аппаратуры дистанционного радиоуправления, приборов и аппаратуры для автоматического реагирования и контроля, летательных аппаратов и специально разработанных для них компонентов. По другим группам товаров обязанности Украины предусматривают переходный период для устранения импортных пошлин от трех до десяти лет. Среди таких товаров, например, оптические приборы, наземные транспортные средства оборонного назначения, оружие и боеприпасы.
Кроме того, отдельные группы импортируемой продукции оборонного назначения и индивидуальной защиты освобождаются от уплаты НДС, если они ввозятся на территорию Украины для целей АТО. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины были внесены Законом Украины от 2 сентября 2014 года № 1658-VII и Законом Украины от 1 июля 2014 года № 1561-VII. В частности, не облагаются НДС оружие, боеприпасы и принадлежности к ним (за исключением гладкоствольного спортивного, охотничьего оружия), а также товары оборонного назначения, например, ударные капсулы, детонаторы, осветительные и сигнальные ракеты, оптические, навигационные и топографические приборы и инструменты, наземные и грузовые автомобили и некоторые другие товары, используемые в оборонных целях.
В то же время либерализация тарифного регулирования не означает автоматического открытия соответствующих рынков. Международная передача товаров военного назначения и двойного использования подлежит экспортному контролю, который значительно усложняет процедуру оформления, однако служит торговым барьером нетарифного характера.
Вассенаарская система
Украина является участником Вассенаарской договоренности относительно контроля над экспортом обычных вооружений и товаров и технологий двойного использования от 1 июля 1996 года. Это международное соглашение устанавливает механизм международного сотрудничества с целью предотвращения международной передачи товаров и технологий в страны или регионы, где может возникнуть угроза международному миру и безопасности. Документ утверждает перечни товаров, подлежащих обязательному экспортному контролю, а именно: перечень военного снаряжения и перечень товаров и технологий двойного использования. Последний раз перечни пересматривались в апреле 2016 года.
Соответствующие списки товаров военного назначения и двойного использования, подлежащих экспортному контролю, утверждены постановлениями Кабинета Министров Украины от 20 ноября 2003 года № 1807 и от 28 января 2004 года № 86 соответственно. Однако, согласно оговорке Украины к Вассенаарской договоренности, для Украины контрольный перечень товаров двойного использования носит рекомендательный характер. Такую же оговорку сделали Россия и Франция.
Вассенаарская договоренность определяет форматы обмена информацией между странами-участницами по следующим вопросам:
— «региональные взгляды» по поводу проблемных регионов, где существует угроза наращивания обычных вооружений с использованием товаров двойного использования;
— отказ в выдаче лицензии на международную передачу товаров и технологий двойного использования;
— по другим вопросам вооружений, которые требуют общего обсуждения и координированной политики.
При этом Вассенаарская договоренность оставляет методы экспортного контроля в сфере национального регулирования государств-участников.
Контроль Украины
Национальная система экспортного контроля Украины в сфере обычных вооружений предусматривает два основных документа: разрешение (для экспортных и импортных операций) и заключение (для временного ввоза или вывоза товаров, их транзита, проведения переговоров о заключении внешнеэкономических договоров о международной передаче товаров военного назначения или об экспорте товаров двойного использования и других товаров в государства, в отношении которых установлено частичное эмбарго на поставки таких товаров). Разрешительные документы выдаются Государственной службой экспортного контроля Украины (ГСЭКУ). Как разрешение, так и заключение может быть разовым, генеральным и открытым.
Для Украины характерна довольно жесткая система экспортного контроля, ведь на совершение внешнеэкономических операций по международной передаче товаров военного назначения имеют право только субъекты хозяйствования Украины, уполномоченные Кабинетом Министров Украины и предварительно зарегистрированные в ГСЭКУ.
Такие требования были обоснованными в начале 90-х годов прошлого века, когда стояла острая необходимость контроля над «советским наследством» украинского оборонно-промышленного комплекса и предотвращения его бесконтрольного проникновения на «серый» рынок. Однако сегодня иностранные производители и экспортеры оружия и военной техники, лишенные возможности прямого доступа к рынку Украины, видят в такой системе экспортного контроля существенную преграду для торговли товарами военного назначения.
С товарами двойного использования ситуация несколько иная. Согласно статье 15 Закона, иностранному субъекту хозяйствования может быть предоставлено разовое разрешение или заключение на международную передачу товаров двойного использования или на транзит товаров по территории Украины, временный ввоз на территорию Украины с целью испытаний или демонстрации на международных выставках и ярмарках, если это предусмотрено международными договорами Украины.
Такое же требование разрешительного характера действует в отношении закупок продукции, работ, услуг оборонного назначения по импорту. Согласно части 4 статьи 8 Закона Украины «О государственном оборонном заказе» от 3 марта 1999 года, иностранный поставщик товаров (в том числе работ и услуг) не может самостоятельно выступать стороной государственного контракта. Контракт заключается между государственным заказчиком и предприятием Украины, уполномоченным на осуществление экспорта/импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Стоит отметить, что проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном оборонном заказе» от 16 июня 2015 года № 2090а содержал положение, позволяющее иностранным экспортерам заключать государственный контракт непосредственно с уполномоченным государственным заказчиком. Однако это предложение не нашло поддержки у Президента Украины, поэтому было удалено из текста финальной редакции Закона № 1416-VIII, принятого Верховным Советом Украины 14 июня 2016 года.
Реформирование сотрудничества
Особенности осуществления экспортного контроля необходимо рассматривать в контексте развития и реформирования военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами. Сегодня эта система отличается фрагментарностью и излишней закрытостью. Это связано с отсутствием закона, регулирующего вопросы военно-технического сотрудничества и предусматривающего системный подход к планированию и осуществлению переговоров относительно международной передачи товаров военного назначения и двойного использования, к оценке рисков и преимуществ заключения конкретных внешнеэкономических контрактов, к защите иностранных инвестиций, в том числе осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства в оборонной сфере, а также механизмы парламентского и общественного контроля в допустимых пределах с точки зрения национальной безопасности.
ИСАХАНОВА Наталья — партнер АФ «Сергей Козьяков и Партнеры», г. Киев,
КРИВЕЦКАЯ Олеся — юрист АФ «Сергей Козьяков и Партнеры», г. Киев
Излишняя зарегулированность
Андрей ЛИТВИН,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В 2014 году мы уже были свидетелями ситуации с проблемой обеспечения армии бронежилетами, касками и их компонентами, которые на тот момент не могли оперативно поставить украинским военным. Эта ситуация возникла в связи с тем, что на данные товары распространялось действие Закона Украины «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования», и вследствие зарегулированности и сложности процедуры получения соответствующих разрешений такие товары не могли быть оперативно поставлены нашим войскам. Процедура оказалась настолько сложной, что проще было внести соответствующие изменения в упомянутый закон и включить бронежилеты и каски в список исключений, на которые его действие не распространяется, что, как мы знаем, и было сделано. В связи с этим приходит понимание того, что в этой сфере госконтроля необходимы изменения. Но не стоит забывать и о том, что оружие не терпит халатности, а соответствующие упрощения процедур в данной сфере должны быть умеренными.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…