Невзирая на лица — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Невзирая на лица

Рубрика Акцент
Система регулирования земельных отношений должна эффективно функционировать независимо от персоналий, убежден Анатолий Мирошниченко, первый заместитель главы Госгеокадастра
Анатолий МИРОШНИЧЕНКО: «Цивилизованный рынок земель сельскохозяйственного назначения — это то, что может вытянуть нашу страну из затяжных кризисов»

Не так давно Анатолий Мирошниченко принимал участие в решении кадровых вопросов судебной системы, совсем недавно он развивал практику земельного и аграрного права в Юридической группе EUCON. Теперь же поставил перед собой новые вызовы и присоединился к руководящему составу органа, который реализует государственную политику среди прочего в сфере земельных отношений, в период, когда государство стоит на пороге исторического события — открытия рынка земли.

21 октября 2020 года распоряжением Кабинета Министров Украины № 1288-р Анатолий Мирошниченко назначен первым заместителем главы Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр).

Открытие рынка земли — одна из многих задач, которые стоят сегодня перед обновленным руководством Госгеокадастра. Что это за задачи? Как новая команда намерена их решать? И какие основные приоритеты в своей деятельности выделяет Анатолий Мирошниченко? Об этом и многом другом читайте в интервью для «ЮП».

— Анатолий Николаевич, вы были ученым, потом работали в органе судейского управления, затем в юридическом бизнесе, а теперь вернулись на государственную службу в своей «родной» отрасли — земельном праве. Чем было обусловлено ваше решение?

— Почему «был ученым»? Я продолжаю преподавать на кафедре земельного и аграрного права Института права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Без преподавания я не представлю своей жизни. А решение о «походе» в Госгеокадастр было обусловлено надеждами на то, что работа там поможет мне реализовать свои многочисленные наработки по усовершенствованию земельного законодательства. Я более 20 лет занимаюсь земельным правом как ученый и как практик. И мне сложно представить лучшую возможность для этого.

— Какими вопросами в Госгеокадастре вы занимаетесь? Есть ли стратегическая цель вашего пребывания на должности первого заместителя главы Госгеокадастра, достигнув которой, сочтете свою миссию на этой должности выполненной?

— В Госгеокадастре я занимаюсь вопросами разработки проектов нормативно-правовых актов. Также в моем непосредственном подчинении находится, на мой взгляд, ключевое на сегодняшний день подразделение службы — Департамент ведения Государственного земельного кадастра.

Стратегическая цель — достижение системных сдвигов в правовом регулировании земельных отношений в целом и работе Госгеокадастра в частности, чтобы от того, кто именно возглавляет эту службу, зависело очень мало и система функционировала независимо от персоналий. Я очень рад, что в этом смысле могу считать себя единомышленником Романа Лещенко, который недавно возглавил ведомство и к команде которого я присоединился.

Достичь данной стратегической цели можно в первую очередь путем радикальной дерегуляции земельных отношений, использования современных технологий, а также внедрения принципа прозрачности в деятельность Госгеокадастра. Не случайно «Дерегуляция. Диджитализация. Детенизация» — лозунг современного Госгеокадастра, который можно увидеть на его официальном сайте. Сделаю все от меня зависящее, чтобы он был воплощен в жизнь.

— Какие основные проблемы в работе Госгеокадастра можно выделить? Попав в эпицентр типичной бюрократической машины, не чувствуете некого диссонанса после работы в юридическом бизнесе?

— Сегодняшний Госгеокадастр — это громоздкая бюрократическая структура с более чем 10 000  штатных единиц которая характеризируется низкой эффективностью и наличием серьезных коррупционных проявлений. Конечно, это не может мне нравиться, и я не могу не чувствовать, как вы говорите, «диссонанса».

На мой взгляд, наиболее серьезные проблемы в деятельности Госгеокадастра связаны с функцией распоряжения землями государственной собственности. Именно эта функция считается (небезосновательно) глубоко пораженной коррупцией. Все граждане Украины могут претендовать на бесплатную государственную землю, но беда в том, что землю получают «свои» (непосредственно или на подставных лиц), «чужие» же часто получают отказы по надуманным причинам.

Крайне неудовлетворительной, по моему мнению, является ситуация с согласованием и государственной экспертизой землеустроительной документации — эти механизмы часто направлены сегодня на создание искусственных препятствий для субъектов хозяйствования путем высказывания формальных или, скажем прямо, надуманных замечаний. При этом эффективными предохранителями для разбазаривания государственных и коммунальных земель и для других негативных явлений ни экспертиза, ни согласования, к сожалению, не стали. И тут, на мой взгляд, решение также может быть только радикальным. Поэтому я полностью поддерживаю отказ от государственной экспертизы землеустроительной документации и от большинства согласований в проекте Закона № 2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений», который принят Верховной Радой Украины в первом чтении.

В целом же наиболее удручающее впечатление на меня производит распространенная в Госгеокадастре практика генерирования отписок. По моим наблюдениям, она «съедает» значительную часть временных и материальных ресурсов ведомства, многие работники занимаются деятельностью, которая не только не решает никаких общественно полезных задач, а наоборот, вызывает целую лавину новых и новых обращений, жалоб и т.д., приводит к разочарованию граждан в собственном государстве.

— А какие основные нововведения планируете внедрить? К чему готовиться гражданам и особенно юристам?

— Идентификация проблем, которым был посвящен ваш первый вопрос, — первый шаг для их решения.

Касательно проблемы коррупции в отношениях так называемой бесплатной приватизации земель моя позиция сформировалась очень давно и после прихода в Госгеокадастр не изменилась. Я считаю, что путем микроменеджмента ее решить невозможно. Частично положительные сдвиги будут достигнуты посредством передачи государственных земель в коммунальную собственность (все-таки советы — это коллегиальные органы, которые ближе к народу как носителю власти), но конечное решение проблемы, по моему убеждению, заключается в отказе от «бесплатной» приватизации земли в ее существующем виде, желательно — путем монетизации права на приватизацию. Основные положения соответствующего законопроекта уже наработаны.

Это отнюдь не означает, что с проблемой злоупотреблений при приватизации не стоит бороться «оперативным» методами. В частности, мною инициирована отмена ряда приказов о явно безосновательных отказах в предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков для их приватизации. Инициатива получила одобрение главы Госгеокадастра и, надеюсь, станет устоявшейся практикой. Отмена приказов станет «желтой карточкой» для соответствующих руководителей на местах, если нарушения будут повторяться, она будет превращаться в «красную».

Что касается государственной экспертизы землеустроительной документации, подготовлено обобщение соответствующей практики, в ближайшее время до всех подразделений будут доведены позиции главы Госгеокадастра Романа Лещенко, сформулированные в том числе в виде обязательных для исполнения поручений о недопустимости негативной оценки объектов экспертизы, их возвращения на доработку на чисто формальных основаниях, о необходимости соблюдения разумных сроков при поступлении документов относительно объектов экспертизы после доработки и т.п. Те, кто не будет готов воспринять эту позицию, будут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Что касается отписок, также стараюсь по мере возможностей менять эту практику. Определенные изменения уже, на мой взгляд, произошли — некоторые разновидности запросов на предоставление информации сегодня рассматриваются более «дружественно» по отношению к заявителю. Изменена практика рассмотрения запросов арбитражных управляющих — сейчас они получают запрашиваемую информацию, как и предусмотрено Кодексом Украины по процедурам банкротства, а не отписки.

— Судя по риторике, вы поддерживаете законопроект № 2194, который предусматривает передачу земель территориальным общинам. Как изменится парадигма взаимоотношений в связи с принятием этого документа?

— Безусловно, поддерживаю. Процветающая Украина невозможна без дееспособных общин, а дееспособная община не может существовать без передачи ей необходимых ресурсов, в первую очередь — земли. Но хотелось бы, чтобы передача земель гражданам сопровождалась и другим крайне необходимым шагом — монетизацией права на «бесплатную» приватизацию земельных участков. Приложу все усилия, чтобы это произошло.

Передача земель громадам — это не единственная новелла проекта № 2194, которая повлияет на взаимоотношения Госгеокадастра и общин. В частности, общины получат ряд контрольных полномочий в сфере использования и охраны земель. Впрочем, контрольные полномочия будут сохраняться и у Госгеокадастра. Надеюсь, что ведомству удастся настроить эффективное сотрудничество с общинами, в том числе в части обеспечения эффективного контроля в земельной сфере.

— Готовится ли Госгеокадастр к вероятному открытию рынка земли? С какими основными вызовами столкнется в таком случае государство? И как вы планируете их нивелировать в пределах своей компетенции?

— Открытие рынка земель сельскохозяйственного назначения — это, по моему убеждению, важнейшее событие в отечественной истории, которое ознаменует окончание длительного периода социальной несправедливости, позорного нарушения основополагающих прав более чем семи миллионов наших сограждан. И я также считаю, что если что-то и может вытянуть нашу страну из затяжных кризисов, сменяющих друг друга, то это именно цивилизованный рынок земель сельскохозяйственного назначения.

Безусловно, подготовку к введению рынка Госгеокадастр ведет. Вызовы, которые возникнут в связи с его открытием, — это необходимость создания цивилизованных механизмов эффективной консолидации земель на праве собственности (средний размер пая, 4 га, недостаточен для ведения эффективного сельского хозяйства по большинству направлений), механизмов мелиорации земель, сохранения полезащитных лесополос. Очень сильно заострится проблема так называемых накладок и других ошибок, допущенных в свое время при отображении земельных паев в Государственном земельном кадастре. Необходимо будет создать механизмы для их оперативного и дешевого устранения.

Владельцы земельных паев будут нуждаться в надежной информационной основе относительно функционирования рынка земель, в механизмах для удобной и дешевой продажи земельных участков по справедливой цене — и тут Госгеокадастр будет готов предоставить им соответствующие инструменты, прежде всего те, которые основываются на возможностях Государственного земельного кадастра.

— Одна из стратегических целей Госгеокадастра — диджитализация. Что в первую очередь попало под ее влияние?

— Первой сравнительно небольшой, но системной победой, которую я могу записать на свой счет, является выполнение требований закона относительно предоставления непосредственного доступа к данным Государственного земельного кадастра частным исполнителям и арбитражным управляющим. Это решение далось не очень просто, но оно уже принято.

Надеюсь, на момент публикации этого интервью уже будет внедрен и функционал электронной подачи землеустроительной документации на государственную экспертизу.

В ближайших планах — расширение сферы применения пилотного проекта по государственной регистрации земельных участков по принципу экстерриториальности на новые виды документации по землеустройству.

Мы прорабатываем возможности использования публичной кадастровой карты Украины для создания удобных сервисов по размещению объявлений о земельных участках, выставляемых на продажу, а также инструментов для борьбы с рейдерством и прочего. В перспективе также автоматизация государственного контроля за использованием и охраной земель путем машинной обработки данных Государственного земельного кадастра, материалов дистанционного зондирования земли на предмет выявления нарушений земельного законодательства и приоритизации выявленных нарушений.

Параллельно ведется работа по решению мелких, но ощутимых проблем, связанных с ведением Государственного земельного кадастра. Например, на данный момент мы прорабатываем вопрос отказа от бумажной формы извлечения из Государственного земельного кадастра (с печатью и подписью) и замены его исключительно электронным, когда каждое заинтересованное лицо может распечатать извлечение посредством QR-кода.

Безусловно, диджитализация — это один из ключевых приоритетов в деятельности Госгеокадастра. Ее значение с точки зрения возможностей для повышения эффективности работы ведомства сложно переоценить.

(Беседовала Кристина  ПОШЕЛЮЖНАЯ, «Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA