КИК и блеск — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

КИК и блеск

Качественное сопровождение юристами и налоговыми консультантами поможет комфортно пройти переходный период и начать вести бизнес с контролируемыми иностранными компаниями по новым правилам

Одним из самых обсуждаемых в последнее время нормативно-правовых актов является Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» № 466-IX, который вступил в силу 23 мая 2020 года (Закон № 466).

Этот закон является инструментом, призванным имплементировать в украинское законодательство план действий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (план BEPS). Активное обсуждение данного вопроса началось после опубликования всем известного законопроекта № 1210.

С момента принятия Закона № 466 прошло достаточно времени, а это значит, что ознакомиться с его положениями успели многие. Как и все украинское законодательство, указанный закон имеет прогрессивный характер, то есть предусматривает внедрение определенных изменений. Совсем недавно Верховная Рада Украины в первом чтении приняла за основу законопроект № 4065 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения». Этот законопроект среди прочего откладывает налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК) с 2021-го на 2022 год.

Закон № 466 активно обсуждается юристами, налоговыми консультантами, аудиторами, собственниками и руководителями бизнеса. Существует огромное количество публикаций, в которых положения данного закона и проектов изменений к нему рассматриваются через призму различных отраслей бизнеса. Как не потеряться в обилии информации и выделить для себя главные моменты, на которые необходимо обратить первоочередное внимание уже сегодня?

IT-контроль

Итак, основным моментом Закона № 466, который заслуживает внимания украинского IT-бизнеса, является регулирование относительно КИК. Начать следует с понятного объяснения, что подразумевает под собой термин «контролируемая иностранная компания». Согласно Закону № 466 под данное определение подпадает любое иностранное юридическое лицо (либо организация без статуса юридического лица), которое контролируется физическим или юридическим лицом — резидентом Украины.

Под контролем имеется в виду владение долей более 50 % в иностранном юридическом лице; владение долей более 10 % в иностранном юридическом лице (при условии, что 50 % и более в нем также владеют резиденты Украины); осуществление фактического контроля над иностранным юридическим лицом (самостоятельно либо совместно с другими резидентами Украины).

Если относительно владения определенным процентом корпоративных прав не возникает особых вопросов, то наличие или отсутствие фактического контроля часто вызывает сомнения. Законом № 466 в Налоговый кодекс Украины внесено понимание фактического контроля, подразумевающее наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— предоставление обязующих указаний органам управления юридического лица (к примеру, инструкции директору компании на заключение определенной сделки);

— ведение переговоров касательно заключения сделок юридическим лицом и определения их основных условий (когда директор компании лишь формально ставит свою подпись на договоре);

— наличие доверенности на заключение существенных сделок на срок более одного года (когда предварительное согласие органа управления юридического лица не требуется);

— осуществление операций по банковским счетам или возможность их блокирования (то есть контроль над банковскими счетами юридического лица), а также предоставление прямых указаний акционером или бенефициарным собственником компании при открытии банковского счета.

Таким образом, при наличии какого-либо из вышеуказанных обстоятельств или при владении определенным процентом корпоративных прав в иностранном юридическом лице резидентом Украины такое юридическое лицо может быть признано КИК в понимании законодательства Украины. Что это означает? Признание иностранного юридического лица КИК подразумевает специальный порядок налогообложения его прибыли в Украине и подачу особой отчетности, а также уведомление о приобретении или прекращении участия в КИК.

Ставки сделаны

Налогообложению подлежит скорректированная прибыль КИК, то есть его финансовый результат с учетом корректировок, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, пропорционально доле, которой владеет резидент Украины. Основные ставки налогообложения следующие:

— 9 % налога на доходы физических лиц (НДФЛ) + 1,5 % военного сбора при распределении прибыли до окончания второго отчетного года (2022-го, а в случае внесения изменений в закон — 2023-го);

— 5 % НДФЛ + 1,5 % военного сбора при распределении дивидендов в пользу КИК;

— 18 % НДФЛ + 1,5 % военного сбора, если КИК ведет пассивную деятельность (что в основном применимо для IT) или зарегистрирована в низконалоговых юрисдикциях (Кипр, Мальта, Белиз, Панама, Ирландия и другие);

— 18 % налога на прибыль для контролирующих юридических лиц — резидентов Украины.

Отчеты о КИК подаются ежегодно вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах (или декларацией по налогу на прибыль) и должны соответствовать требованиям, предусмотренным Налоговым кодексом Украины в редакции Закона № 466.

Однако существуют определенные исключения, при которых возможно освобождение от налогообложения. К примеру, если между Украиной и юрисдикцией регистрации КИК подписано соглашение об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией, при этом КИК фактически оплачивает налог на прибыль по ставке не менее 13 % в своей налоговой юрисдикции (либо доля его пассивных доходов составляет менее 50 % от общей суммы дохода). Кроме того, от налогообложения освобождаются КИК, являющиеся благотворительными организациями либо же публичными компаниями, корпоративные права которых обращаются на признанных фондовых биржах. Также освобождение от налогообложения применимо в том случае, если совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица за отчетный период не превышает 2 млн евро.

Итак, начиная с 1 января 2021 года (либо в случае изменения норм, внедренных Законом № 466, — с 1 января 2022 года) при наличии критериев признания иностранного юридического лица КИК у контролирующих его лиц появляются два основных обязательства: платить налоги и подавать отчетность в Украине. Кроме того, украинские налоговые органы могут запросить отчетность по трансфертному ценообразованию, если у КИК есть операции внутри группы, превышающие 10 млн грн за год, а доход самой КИК превышает 150 млн грн. В условиях нынешнего экономического положения и ситуации с COVID-19 данная активность может стать значительным ударом по многим IT-компаниям.

Уйти в пассив

Как помочь своему бизнесу, если уже сейчас появляется понимание, что требования Закона № 466 нанесут ему серьезный ущерб? Основные варианты, существующие сегодня, — это ликвидация КИК в установленные сроки или смена налоговой резидентности КИК либо контролирующего ее лица.

Первый вариант — так называемая безналоговая ликвидация — подходит тем, чей бизнес не критично зависит от существования иностранного юридического лица. Однако действующей редакцией Закона № 466 для освобождения соответствующих доходов КИК от налогообложения предусмотрен предельный срок начала такой ликвидации — до 1 июля 2020 года. Следовательно, данный вариант может быть использован теми компаниями, которые уже приняли решение о своей ликвидации до указанной даты (либо же при внесении соответствующих изменений в нормы, внедренные Законом № 466).

Что касается смены налоговой резидентности, то здесь все зависит от существующих возможностей: может ли контролирующее КИК лицо стать налоговым резидентом регистрации КИК и насколько это для него целесообразно, возможно ли признать Украину местом эффективного управления КИК. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, а также спорные моменты, которые сложно прогнозировать по причине нестабильности налогового законодательства Украины.

Самым понятным и законодательно «безгрешным» является вариант структурирования бизнеса для минимизации пассивной деятельности КИК, создания реального присутствия компании и оплаты налогов на уровне 13 % в стране ее регистрации. Это позволит воспользоваться возможностью освободиться от налогообложения в Украине (при соблюдении всех ранее перечисленных условий), однако не избавит от обязательства подавать ежегодную отчетность.

Конец эры офшоров

Подводя итог, хочется сделать акцент на том, что подобные требования существуют не только в Украине, но и в других европейских странах, США, что говорит о следующем: мировое налоговое законодательство движется в одном направлении, хоть и разными темпами и в разных условиях. Это значит, что эра офшоров подходит к логическому завершению, нулевые или минимальные ставки налогов уходят в прошлое, как и сокрытие информации о доходах. Не стоит бояться изменений, ведь с грамотным подходом к ситуации и качественной поддержкой юристов и налоговых консультантов вполне возможно комфортно пройти переходный период и начать вести бизнес по новым правилам.

 

СТАДНИК Дарья — старший юрист, руководитель практики IT & E-commerce Pavlenko Legal Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA