Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 48 (1197) » В свободном доступе

В свободном доступе

Сегодня основным препятствием для доступа граждан к правосудию в Украине является банальная нехватка судей в судах
При всех своих недостатках, законопроект № 3711 наиболее близок к разрешению самых острых проблем судебной власти: кадрового голода и единства верховных судов

Высший совет правосудия (ВСП) инициировал масштабное обсуждение проблем судебной власти в формате национальной дискуссии. Стартовала она 23 ноября 2020 года с обсуждения «Доступ к правосудию: реалии и перспективы» частично в формате живого общения, но преимущественно через платформу Zоом.

Приглашая всех участников к диалогу, председатель ВСП Андрей Овсиенко отметил, что сегодня проблема доступа к правосудию в Украине — это проблема судейских кадров.

Несмотря на то что вследствие реформы было сокращено количество судейских должностей, вакантными остаются почти две тысячи из имеющихся, еще около полутора тысячи судей не имеют соответствующих полномочий. Так, сегодня в Украине реально осуществляют правосудие около 4800 судей, что составляет около 65 % от общего количества предусмотренных законодательством судей (7295 должностей). В дополнение к этому пандемия и карантинные ограничения практически не позволяют судьям рассматривать дела своевременно.

Однако, как отметил г-н Овсиенко, проблема возникла не сейчас, не с появлением коронавирусной болезни, а была заложена еще в 2019 году, когда законом были прекращены полномочия Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) и фактически на два года заблокирован процесс отбора новых судейских кадров. Это привело к глобальному дефициту, который уже составляет угрозу праву на справедливый суд в самом широком его понимании.

На кадровой проблеме как основной сегодня акцентировал внимание и заместитель Председателя Верховного Суда (ВС), председатель Кассационного хозяйственного суда в составе ВС Богдан Львов. Судья согласился, что многие проблемы — добропорядочности судей, качественного подбора членов органов судейского управления, повышения уровня доверия к судам и прочие — безусловно, важны. Их надо решать, комплексно и взвешенно. Вместе с тем, по его убеждению, решение этих проблем не будет иметь смысла, если судебная власть прекратит свое функционирование ввиду физического отсутствия судей. Поэтому первоочередной задачей, которую следует решить, по мнению Богдана Львова, является наполнение судов кадрами. «Значительно важнее набрать 2000 новых судей и заполнить вакансии, чем провести очередную переаттестацию и проверку добросовестности действующих», — отметил г-н Львов. В этой связи он предложил сейчас принять законы, которые помогут осуществить запуск ВККС и набрать кадры, законодательно решить проблемы ликвидации Верховного Суда Украины и высших специализированных судов, действовавших до 2018 года. Затем надо провести глубокий анализ ситуации, проверить эффективность реформ и подготовить глобальную стратегию развития судебной власти, в рамках которой и осуществить проверку добропорядочности, квалификационное оценивание и предусмотреть прочие инструменты повышения доверия к судебной власти.

Один из способов экстренного решения проблемы кадрового голода в судах предложила Лидия Изовитова, председатель Совета адвокатов Украины и глава Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ). Она напомнила, что в ходе последних судебных реформ судебная власть потеряла сотни квалифицированных кадров, которые при достижении минимального стажа, необходимого для отставки, воспользовались этим правом. Именно таких судей — опытных и уважаемых Лидия Изовитова предложила пригласить сегодня работать в суды, сохранив при этом для них высокий уровень вознаграждения.

Также г-жа Изовитова резко отозвалась об очередной инициативе создания дополнительных комиссий по подбору членов ВККС и ВСП и приглашения в их состав международных экспертов. Это, по ее мнению, может представлять угрозу суверенитету Украины: вначале международные эксперты допускаются к формированию состава ВСП — конституционного органа, затем этот опыт можно экстраполировать на выборы народных депутатов, Президента Украины. Также глава НААУ отметила, что опыт работы общественного совета добропорядочности при ВККС оказался провальным: представители общественности, по ее мнению, фактически подменили собой орган государственной власти — ВККС. В этой связи она предложила при дальнейшем реформировании органов судейского самоуправления отказаться от такого «совещательного» органа.

Сконцентрироваться на решении задачи преодоления кадрового голода призвал всех и председатель Совета судей Украины Богдан Монич. Он отметил, что такую проблему сегодня предлагает решить законопроект № 3711 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления», который был вынесен на обсуждение во время нынешнего этапа дискуссии. По словам судьи, этот проект далеко не идеален, однако наиболее приемлем в данных обстоятельствах, поскольку предлагает эффективное решение двух наиболее острых проблем: запуска работы ВККС и оперативного добора судей и устранения дуализма верховных судов.

В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что проект № 3711 наиболее близок к решению этих проблем. Он хоть и не идеален, но соответствует решению Конституционного Суда Украины № 4-p/2020 от 11 марта 2020 года относительно неконституционности отдельных положений Законов Украины «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете правосудия» в редакции Закона Украины № 193-IX от 16 октября 2019 года, а также созвучен с рекомендациями Венецианской комиссии.

Ирина ГОНЧАР • «Юридическая практика»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: