Обыденный перерыв — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Обыденный перерыв

Приостановление досудебного расследования в связи с обращением за международной правовой помощью используется все чаще и стало почти обыденностью в уголовном производстве

При возникновении объективных обстоятельств, препятствующих полноценному досудебному расследованию, решение задач уголовного производства на неопределенный срок откладывается путем его приостановления. Правомерность такой паузы обусловливается наличием нормативно закрепленных оснований и условий в каждой конкретной ситуации в совокупности с надлежащей мотивировкой принятого решения. При этом процессуальное решение о приостановлении подлежит обжалованию в рамках судебного контроля, на него в порядке статьи 303 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины может быть подана жалоба следственному судье. Субъектный перечень участников, имеющих соответствующее право, достаточно широк: потерпевший, его представитель (законный представитель), подозреваемый (его защитник, законный представитель), представитель юридического лица, в отношении которого осуществляется производство. Рассмотрение следственным судьей жалоб на постановление следователя, прокурора о приостановлении досудебного расследования заключается в исследовании и оценке отдельных элементов, которые в комплексе позволяют сделать вывод о законности либо незаконности такого решения уполномоченного субъекта.

Условия приостановления  досудебного расследования

Хотя приостановление следствия в целом оказывает негативное влияние на уголовное производство, поскольку связано с невозможностью дальнейшего нормального хода расследования и фактически увеличивает его продолжительность на неопределенный срок, этот перерыв должен быть использован максимально эффективно и исключительно для достижения целей уголовного производства в целом. Обращение с запросом о выполнении процессуальных действий в рамках международного сотрудничества является одним из оснований для приостановления расследования (пункт 3 части 1 статьи 280 УПК Украины). В соответствии со статьей 542 УПК Украины международное сотрудничество заключается в осуществлении необходимых мер оказания международной правовой помощи путем (1) вручения документов; (2) выполнения отдельных процессуальных действий; (3) выдачи лиц, совершивших уголовное правонарушение; (4) временной передачи лиц; (5) перенятия уголовного преследования; (6) передачи осужденных лиц; (7) выполнения приговоров. Логично, что при досудебном расследовании могут быть актуальны не все указанные случаи. Хотя международным договором могут быть предусмотрены иные, чем в УПК Украины, формы сотрудничества в ходе уголовного производства, пункт 3 части 1 статьи 280 УПК Украины ограничивает возможность приостановления следствия только необходимостью выполнения отдельных процессуальных действий.

Предписания статьи 280 УПК Украины регламентируют сущностные и формальные условия приостановления досудебного расследования в связи с необходимостью выполнения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества, а именно:

— следствие может быть остановлено после сообщения лицу о подозрении;

— оно осуществляется на основании мотивированного постановления прокурора или следователя по согласованию с прокурором;

— до приостановления следствия следователь выполняет все следственные и иные процессуальные действия, проведение которых необходимо и возможно;

— сведения о приостановлении вносятся в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР);

— копия постановления направляется стороне защиты, потерпевшему, представителю юридического лица, в отношении которого осуществляется производство;

— приостановление носит временный характер. На основании пункта 3 части 1 статьи 280 УПК Украины существенно и часто на неопределенный срок откладывается судебное разбирательство, вследствие чего можно сказать, что это конфликтует с положениями части 5 статьи 28 УПК Украины (каждый имеет право, чтобы его обвинение в кратчайшие сроки стало предметом судебного разбирательства или чтобы соответствующее уголовное производство в отношении него было закрыто) и части 1 статьи 283 УПК Украины (лицо имеет право на рассмотрение обвинения против него в суде в кратчайшие сроки или на его прекращение путем закрытия производства). Ведь конкретный период перерыва в досудебном расследовании в связи с запросом о международной помощи может составлять от нескольких недель до нескольких лет;

— с такой неопределенностью связан запрет на проведение следственных действий после приостановления досудебного расследования, могут осуществляться только действия, направленные на установление местонахождения подозреваемого, если оно не известно.

Уведомление о подозрении как условие приостановления производства

Хотя предметом обжалования в ходе досудебного расследования является конкретное процессуальное решение — постановление следователя, прокурора о приостановлении следствия, — его невозможно рассматривать и оценивать в отрыве от обстоятельств, в которых оно принято.

Наличие в уголовном производстве лица с процессуальным статусом подозреваемого является обязательным. Таким образом, при оценке правомерность решения о приостановлении предварительного расследования установлению подлежит факт приобретения конкретным лицом данного процессуального статуса в соответствии с установленной законом процедурой. Если следственному судье предоставлено соответствующее уведомление о подозрении с подписью подозреваемого и защита не отрицает наличия такого статуса, этого достаточно для того, чтобы считать данное условие выполненным. Проблемы возникают тогда, когда речь идет о наделении статусом подозреваемого лица, в отношении которого составлено уведомление о подозрении, но оно не вручено из-за отсутствия сведений о его местонахождении. В таких случаях спектр обстоятельств для исследования и оценки расширяется, и следственный судья устанавливает факты и обстоятельства, которые, на первый взгляд, не касаются самого вопроса приостановления досудебного расследования: какие реальные меры приняты следователем для установления местонахождения лица; какой способ избран для вручения и можно ли в конкретной ситуации считать такой способ надлежащим и достаточным.

Поскольку постановление о приостановлении предварительного расследования зачастую оспаривается стороной защиты, защитники нередко указывают основанием для его отмены отсутствие у подзащитного статуса подозреваемого. Следует отметить, что в такой позиции отсутствует процессуальная логика, ведь сам статус защитника обусловлен наличием конкретного подозреваемого, защита которого осуществляется в уголовном производстве. Определенные исключения (особенности) могут иметь место в процессах in absentia, однако в данном случае рассматривается общий порядок уголовного производства. Когда же на такие моменты обращает внимание сам подозреваемый, к ним следует относиться менее критично.

Мотивированность постановления уполномоченного субъекта

Если возникает вопрос наличия статуса подозреваемого и оценка обстоятельств вручения уведомления о подозрении дает возможность сделать вывод о том, что лицо является подозреваемым, следующим шагом становится проверка обоснованности и мотивированности постановления. Эта точка в системе координат приостановления производства имеет решающее значение, поскольку к постановлению следователя (прокурора) предъявляются вполне логичные и определенные требования. Таким образом, установлению подлежит соответствие принятого решения требованиям закона в свете фактических обстоятельств конкретного уголовного производства.

Как известно, требования к структуре и содержанию постановления следователя, прокурора определены в части 5 статьи 110 УПК Украины. Постановление состоит из вступительной, мотивировочной и резолютивной частей. Причем мотивировочная часть должна содержать сведения об обстоятельствах, являющихся основаниями для вынесения постановления, о мотивах его принятия; включать обоснование и ссылки на положения УПК Украины. Поскольку постановление следователя (детектива) или прокурора является процессуальным решением в конкретном уголовном производстве, учитывая особенности приостановления производства на основании пункта 3 части 1 статьи 280 УПК Украины, оно должно непосредственно коррелироваться с этим производством. Так, в самом содержании решения должна просматриваться цель приостановления досудебного расследования — конкретный перечень процессуальных действий, на выполнение которых направляется запрос о международной помощи. Причем такие действия должны быть релевантны обстоятельствам уголовного правонарушения, изложенным в том числе в подозрении.

В практике часто встречаются решения без мотивации и обоснования необходимости выполнения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества, они состоят из двух абзацев с формальной ссылкой на такую необходимость. В этих случаях для установления конкретных процессуальных действий, которые надлежит произвести на территории других государств, можно обратиться к материалам запроса о международной правовой помощи. Очевидно, что при формальном отношении следователя к составлению постановления о приостановлении досудебного расследования это процессуальное решение не может является самодостаточным и отвечать критериям обоснованности.

Связь между обстоятельствами уголовного производства и процессуальными действиями, которые запрашиваются к проведению в другой юрисдикции, имеет важнейшее значение для определения обоснованности и правомерности перерыва в следствии. Учитывая, что его приостановление как таковое возможно лишь после выполнения всех процессуальных действий, проведение которых необходимо и возможно, логичным представляется направление запроса о международной помощи не на ранних стадиях. Речь идет о том, что на территории Украины должны быть предприняты все меры для установления обстоятельств правонарушения, имеющих значение для уголовного производства.

Тут приходится вновь обращаться к уведомлению о подозрении, однако уже не с целью установления процессуального статуса, а для определения содержания материалов досудебного расследования. В соответствии со статьей 277 УПК Украины уведомление о подозрении должно включать среди прочего содержание и краткое изложение фактических обстоятельств уголовного правонарушения, в совершении которого подозревается лицо (время, место его совершения и другие существенные обстоятельства, известные в момент вручения уведомления о подозрении). Общие положения уголовного производства обязывают следователя (детектива) проводить досудебное расследование в пределах предъявленного подозрения. Это, в частности, связано с тем, что пункт «а» части 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании выдвинутого против него подозрения. Четкие содержание и объем подозрения и процессуальные действия, направленные на установление обстоятельств, вытекающих именно из указанного содержания и объема, обеспечивают реализацию права на защиту с самого начала приобретения статуса подозреваемого и составляют основу справедливого судебного разбирательства в будущем.

Очевидно, что процессуальные действия, для выполнения которых подается запрос о международной помощи, должны быть направлены на получение определенных сведений. В ретроспективе эти сведения касаются инкриминируемого подозреваемому деяния, а в перспективе являются значимыми для данного уголовного производства. Такая значимость связывается, в первую очередь, с перечнем обстоятельств, подлежащих ­доказыванию (статья 91 УПК Украины). Следовательно, запрос о международной правовой помощи в целях приостановления досудебного расследования должен касаться тех обстоятельств, которые подлежат доказыванию в этом уголовном производстве.

Выполнение всех процессуальных действий до приостановления досудебного расследования

В первую очередь следует отметить, что осуществление всех необходимых и возможных следственных и других процессуальных действий не тождественно установлению всех обстоятельств правонарушения, как часто при обжаловании отмечает сторона защиты. Ведь установление обстоятельств преступления, в том числе события (времени, места, способа и других обстоятельств совершения уголовного правонарушения), вида и размера причиненного вреда осуществляется в течение всего расследования до момента его завершения, в том числе соответствующие сведения могут быть получены в ходе международной правовой помощи.

Необоснованными также часто представляются доводы о том, что следователь (детектив) не совершил всех процессуальных действий до момента приостановления следствия. С учетом того, что в порядке статьи 221 УПК Украины стороне защиты могут не предоставляться все материалы досудебного расследования, такие основания для отмены постановления не выглядят убедительными по причине усеченной осведомленности о спектре проведенных обвинением действий. Оценивая соответствующие доводы защиты, в первую очередь следует выяснить, когда и в каком объеме сторона защиты знакомилась с материалами предварительного следствия для того, чтобы утверждать о неосуществлении следователем (детективом) всех возможных и необходимых процессуальных действий.

Оценка следственным судьей произведенных процессуальных действий уполномоченного субъекта на предмет полноты и реализации всех возможностей является достаточно сложным процессом. Так, с одной стороны, следователь, осуществляя полномочия в соответствии с требованиями закона, является самостоятельным в своей процессуальной деятельности с одновременной обязанностью выполнять письменные поручения и указания прокурора. При этом следователь несет ответственность за законность и своевременность осуществления процессуальных действий. В то же время современные криминалистические концепции определяют методику и тактику расследования отдельных видов преступлений, от которых также зависит их спектр и последовательность. Таким образом, определение перечня, содержания и последовательности следственных (розыскных) действий по общему правилу является прерогативой следователя, хотя на этот процесс могут влиять прокурор своими письменными указаниями и сторона защиты, потерпевший путем инициирования следственных действий на основании статьи 220 УПК Украины. С другой стороны, именно следственный судья при рассмотрении жалоб на постановления о приостановлении досудебного расследования определяет, являются ли предпринятые следователем (детективом) действия возможными и необходимыми на определенном этапе следствия.

С учетом особенностей правонарушения, являющегося предметом предварительного расследования, объем проведенных следственных и иных процессуальных действий должен быть достаточным для того, чтобы сделать вывод о том, что другие «процессуальные активности» на определенном этапе дела провести невозможно до получения сведений по результатам выполнения процессуальных действий на территории другого государства. Таким образом, приостанавливая следствие, уполномоченный субъект отталкивается от того, что иного способа продолжения следствия по делу, чем осуществление процессуальных действий в рамках международного сотрудничества, не существует.

В условиях, когда из постановления о приостановлении предварительного расследования не усматривается полный перечень совершенных процессуальных действий, возможным и целесообразным является исследование следственным судьей материалов досудебного расследования, если такие материалы будут предоставлены стороной обвинения.

Формальные условия перерыва в досудебном расследовании

Иные условия приостановления следствия носят формальный сопроводительный характер. Они не влияют на суть перерыва в следствии и на содержание вынесенного следователем, прокурором процессуального решения. Вместе с тем такие формальности оцениваются как дополнительные критерии с точки зрения соблюдения уполномоченным субъектом надлежащей правовой процедуры. Невыполнение представителями стороны обвинения условий о внесении сведений в ЕРДР или направлении постановления стороне защиты, потерпевшему, представителю юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, проведение следственных действий после вынесения такого решения сами по себе не могут стать основанием для его отмены. Вместе с тем это может повлиять на дальнейшее движение уголовного производства. Например, при невнесении сведений в ЕРДР возникают вопросы, связанные со сроками досудебного расследования и с процессуальными возможностями в дальнейшем использовать сведения, полученные в результате запроса на проведение процессуальных действий в рамках международного сотрудничества. Невыполнение требования о направлении постановления определенным в законе заинтересованным субъектам не только нарушает их права, но и приводит к продлению установленного десятидневного срока для обжалования соответствующего процессуального решения. Если решение следователя или прокурора оформляется постановлением, срок подачи жалобы начинается со дня получения лицом его копии (часть 1 статьи 304 УПК Украины). Проведение следственных (розыскных) действий в приостановленном досудебном расследовании влечет нивелирование результатов этих действий и признание полученных сведений недопустимыми в качестве доказательств.

В отношении последнего, однако, надо уточнить, что запрет касается именно следственных (розыскных) действий. В остановленном уголовном производстве возможно совершение иных процессуальных действий, которые не являются следственными в понимании статьи 223 УПК Украины (направленными на получение (сбор) доказательств или проверку уже полученных доказательств в конкретном уголовном производстве). В частности, возможно выполнение процессуальных действий, связанных с обеспечением уголовного производства (например, ареста имущества), ознакомление с материалами досудебного расследования до его завершения в порядке статьи 221 УПК Украины. Причем закон не содержит четкости, а практика органов предварительного расследования — единства в вопросе, требует ли совершение таких процессуальных (но не следственных) действий возобновления и дальнейшего приостановления следствия сразу после их проведения.

Права заинтересованных субъектов и полнота досудебного расследования

Процессуальная функция следственного судьи заключается в осуществлении судебного контроля за соблюдением прав и интересов лиц в уголовном производстве. Поэтому отдельным блоком обстоятельств, исследуемых при рассмотрении жалобы на постановление о приостановлении предварительного расследования, становится влияние такого приостановления на права субъектов, участвующих в этом уголовном производстве. В первую очередь это влияние становится актуальным для других подозреваемых, если производство приостанавливается для проведения процессуальных действий в рамках международного сотрудничества относительно одного из соучастников без выделения материалов в отдельное производство.

Положения статьи 217 УПК Украины устанавливают достаточно условные ориентиры для выделения материалов. Так, материалы досудебного расследования могут быть выделены в отдельное производство, если одно лицо подозревается в совершении нескольких уголовных правонарушений либо два лица или более подозреваются в совершении одного или нескольких правонарушений. Решение о выделении материалов принимается прокурором. Материалы выделяются, как указано в статье 217 УПК Украины, в случае необходимости, т.е. критерием выступает субъективное оценочное отношение прокурора к тому, что является необходимостью.

Таким образом, в ситуации, когда следствие останавливается в целом, а запрос о международной правовой помощи касается не всех подозреваемых, следственный судья исследует влияние такого перерыва на права тех лиц, которых он непосредственно не охватывает, и с учетом этого — на полноту следствия в целом. Часть 4 статьи 217 УПК Украины не допускает выделения материалов досудебного расследования в отдельное производство, если это может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного разбирательства.

С учетом концептуальной модели современного уголовного производства обосновать реверсивную позицию о том, что приостановление досудебного расследования в отношении всех подозреваемых без выделения материалов в отдельное производство вредит следствию или правам и интересам лиц, должен участник, который об этом заявляет, т.е. жалобщик. Для следственного судьи такие аргументы могут стать дополнительным элементом процессуального алгоритма рассмотрения жалобы на решение следователя, прокурора о приостановлении досудебного расследования.

Еще одним важным критерием, который должен учитываться в процессе обжалования решения о приостановлении следствия, является его общая продолжительность. В случаях, когда следствие осуществлялось задолго до сообщения лицу о подозрении (а в практике нередки «живые» досудебные расследования, сведения о которых внесены в ЕРДР в 2014—2015 годах), к вопросу обоснованности и мотивированности приостановления следствия следует относиться более тщательно.

 

МИХАЙЛЕНКО Вера — судья Высшего антикоррупционного суда, к.ю.н., г. Киев

Вера МИХАЙЛЕНКО • Специально для «Юридической практики»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA