Украинский бизнес серьезно готовится к выходу на мировые рынки. На прошлой неделе свои конкурентные преимущества определяли ритейлеры. Узнать, каким был опыт экспансии в другие страны и в какой атмосфере придется работать внутри страны, позволил IV Retail & Development Business Summit.
Худшее позади
Украина демонстрирует макроэкономическую стабилизацию. Этому способствует работа НБУ, заявил Томаш Фиала, генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital. Долгое время ситуация ухудшалась: из-за снижения зарплат уменьшилась покупательская способность, а из-за уменьшения внутреннего производства возник негативный платежный баланс. Но в этом году инфляция не превысит 12 %, а в следующем — 10 %. Реальная зарплата в 2016 году увеличилась на 6 %, а в 2017-м увеличится до 10 %.
Отмечается улучшение инвестиционных ожиданий. По-прежнему сдерживают инвесторов коррупция, недоверие к судам, война, финансовая нестабильность. Из 100 банков около 10–20 могут уйти с рынка, а «один крупный банк», по его словам, нуждается в рекапитализации. Он уточнил, что большая часть банков ушла с рынка из-за выдачи огромных кредитов связанным с акционерами лицам (до 80 % кредитного портфеля). Сотрудничество с МВФ должно активизироваться: транши должны выдаваться чаще, чем раз в год.
Наше мнение о том, что Украина привлекательна для инвестиций не совпадает с мнением иностранных инвесторов. Хотя в действительности власти реализуют немало реформ, улучшающих инвестклимат, подчеркивает Сергей Оберкович, старший партнер ЮФ GOLAW. Как следовало из его доклада, медиа играют значимую роль: на выбор инвесторов влияют зарубежные СМИ, в которых наше правительство не ведет нужной PR-политики. Поэтому заголовки об Украине носят крайне негативный характер (война, тотальная коррупция и т.д.). Сосредоточить информационные усилия необходимо на таких изменениях, как судебная реформа (построена трехзвенная система), частная исполнительная служба (решения судов станут реально исполнимыми), создание в 2014 году института бизнес-омбудсмена, офис сопровождения инвестиций, работа которого полноценно начнется с 2017 года.
Украинские товары готовы воспринимать как европейские, но это отнюдь не означает, что наши предприниматели должны сохранить существующие бизнес-схемы.
Подготовка к прыжку
«Одна из негативных тенденций в сфере розницы — широкое использование схем с физлицами-предпринимателями для уменьшения налогообложения», — отмечает Владимир Цой, президент группы компаний MTI. Такая практика уменьшает капитализацию компаний, поэтому от нее желательно отказаться в пользу прозрачных схем, если Украина хочет работать по мировым стандартам. «Когда макрориски уйдут, возникнет вопрос к микроуровню — к тактике», — заявил Владимир Тимочко, партнер частного инвестфонда Dragon Capital. Он подчеркнул, что «инвестировать в бизнес из сотни физлиц-предпринимателей никто не будет». Инвестфонды обращают внимание на конкурентоспособных ритейлеров. Инвестиции должны идти на развитие бизнеса, а не на его создание с нуля. Особо важным фактором является прозрачность, в том числе финансовая.
Собственные средства, инвестиции от фондов прямых инвестиций, а также заемные средства коммерческих банков — главные источники финансирования для украинских ритейлеров. Чаще всего используются собственные средства, а займы выгоднее привлекать в европейских банках, делится наблюдениями Ольга Буренко, вице-президент Dragon Capital. IPO ритейлерам недоступно: только пять-шесть крупнейших компаний могут позволить себе размещение на бирже. Долгосрочные кредиты в размере 20 млн долл. США украинские банки готовы предоставлять только постоянным клиентам. Об этом сообщила Ирина Скороходова, директор центра управления недвижимостью «Укрсоцбанк». Как подчеркивалось в ходе дальнейшей дискуссии, бизнес на Украине стоит рекордно дешево, что является негативом. Но такая ситуация позволяет провести модернизацию относительно недорого. Крупный западный капитал в ближайшие несколько лет все же придет в страну, но для этого нужно быть готовым к новым стандартам конкуренции. «Мы почиваем на лаврах. Мы еще не видели настоящей конкуренции, — отметил Евгений Рубан, совладелец сети ресторанов Salateira. — То, что у них must have, у нас считается инновациями».
Показательно, что в Великобритании большие игроки проигрывают дискаунтерам, замечает Сергей Евтушенко, совладелец сети «Червоний маркет», лектор компании Visotsky consulting. Маленькие игроки, помимо своей операционной ежедневной деятельности, уделяют внимание инновациям. Крупные ритейлеры могут минимизировать издержки, поэтому эффективным способом выживания мелких сетей в Европе стали «закупочные союзы»: такие объединения позволяют делиться технологиями и обучать работников.
Как отметил Виталий Ткаченко, маркетинг директор WOG, индикатором успеха инноваций является их копирование конкурентами. Качество обслуживания зависит от инвестиций в автоматизацию: применительно к заправочным станциям такой «фишкой» станут приложения для телефонов, позволяющие заправляться, не выходя из авто.
Инвестиции в персонал стали визиткой лучших работодателей. Хотя украинский бизнес, наоборот, длительное время считал плюсом минимальные издержки на оплату труда. К примеру, дешевизну рабочей силы вместе с нулевой ставкой за растаможивание сырья из ЕС считают преимуществом производители одежды. Этому подходу открыто оппонировал вице-президент МТІ Сергей Бадритдинов: «Низкие зарплаты — это зло. Они убивают всех нас». Он добавил, что низкие доходы влекут низкие продажи. Он сравнил ситуацию с Казахстаном, где ВВП намного ниже. Как отметил г-н Бадритдинов, украинский бизнес (в отличие от казахстанского) предпочитает непрозрачные схемы налоговой оптимизации, что и стимулирует коррупцию. Следует повышать эффективность управления бизнесом: она пока составляет 30 % от американской. Для того чтобы выйти на зарубежные рынки, отечественный бизнес должен изменить подходы, считает спикер.
Выходя на рынки ЕС через создание юрлица за рубежом, ритейлеры как минимум диверсифицируют риски (в том числе валютные и инфляционные), становятся ближе к своим потребителям и поставщикам и главное — получают доступ к финансовым инструментам стран, где они ведут работу. На это обратил внимание Ярослав Романчук, управляющий партнер МПЦ EUCON. Например, Польшу нельзя назвать налоговым раем, но это компенсируется дешевыми финансовыми ресурсами, а также стабильной и прогнозируемой экономикой.
В завершение отметим, что психология бизнеса меняется: повально сетовать на сложные обстоятельства — не в тренде, в моду приходит совместный поиск решений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…