Превращение производства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (989) » Превращение производства

Превращение производства

Рубрика Тема номера

В популяризации уголовной практики на юридическом рынке не последнюю роль играют высокий градус резонансности уголовных производств, создание специальных органов и внедрение новых инструментов в уголовный процесс. Одним из таких инструментов является практика PR-обвинений. Сегодня многие уголовные преследования начинаются не со сбора достаточных доказательств для подтверждения причастности лица к совершению преступления, а с громких заявлений руководства правоохранительных органов в Facebook, на разных брифингах и пресс-конференциях о назначении лица преступником. Вопрос правомерности и наличия доказательств никого не интересует. На лицо вешается ярлык «преступник», и это незамедлительно тиражируется во всех СМИ.

При этом картинка эффективной работы прокуроров и следователей была бы идеальной, если бы не… адвокаты. Их активность и принципиальная правовая позиция часто не позволяет стороне обвинения выглядеть «народными героями». Поэтому активно распространилась тенденция «выбивания» адвокатов из дела, а точнее — превращения адвоката в обвиняемого.

 

«Опасные» категории дел

Можно выделить несколько категорий дел, предоставляя защиту по которым, адвокату нужно быть готовым к уголовному преследованию по отношению к нему. Не секрет, что в первую очередь это политически мотивированные и коррупционные дела. В нынешний период материалы по таким делам формируются молниеносно. И, естественно, при дальнейшем рассмотрении защита указывает на недостаточность доказательной базы. Соответственно, такие дела разваливаются, что совсем не выгодно для имиджа первых лиц силовых органов, которые уже всем представителям СМИ назвали «виновного» и указали срок, когда он окажется за решеткой. Также подобные ситуации могут быть и у адвокатов, занимающихся делами, связанными с перераспределением собственности или завладением чужой собственностью. Эти дела реже имеют резонансный характер, но могут сопровождаться недобросовестными действиями правоохранителей с целью получения собственной выгоды. Поэтому адвокат, добивающийся установления истины в таких делах, также может быть подвергнут уголовному преследованию.

И последняя категория дел касается больше внутреннего фактора — это работа с «несознательными» клиентами. Так называют клиентов, которые безосновательно не доверяют своему адвокату или принципиально не хотят понять предложенную стратегию защиты, руководствуясь советами внешних советников без юридического образования и понимания процесса. Это же касается клиентов, которые своими действиями, несмотря на советы адвоката, вредят защите и обесценивают уже достигнутые результаты, а в самом худшем случае неосознанно способствуют возможности искусственно привлечь адвоката к уголовной ответственности. От таких клиентов необходимо вовремя отказаться.

Такое повышенное внимание к адвокату может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, если существует преграда в виде активной деятельности адвоката для достижения поставленной по делу задачи (большой объем подготовленных и направленных адвокатом документов, попытки защитников вернуть процесс в законное русло, привлечение СМИ к процессу для объективности оценки общественности о виновности «главного героя» и пр.). Чем активнее адвокат добивается справедливости и соблюдения процессуальных процедур, тем больше он становится «лишним», следовательно, его нужно убрать из процесса.

Во-вторых, это владение адвокатом необходимой для следствия информацией о клиенте, которая с момента подписания договора является адвокатской тайной и охраняется законодательством об адвокатуре. Оппоненты считают, что если адвокат станет подозреваемым, то адвокатскую тайну можно будет получить в результате обыска или других следственных действий либо обменять на «поблажку» адвокату в его собственном деле.

И в-третьих, установление между адвокатом и клиентом партнерских отношений в совместном бизнесе, вследствие чего адвокат становится соучастником действий клиента, а не его юридическим советником.

Именно в таких адвокатах сразу видят преступников и «подбирают» для них более-менее подходящее преступление.

 

Популярные обвинения

Когда возникает вопрос, в чем обвинить адвоката, чаще всего проявляется именно креативность, а не профессионализм представителя правоохранительного органа. Например, прокурор может так трактовать осуществление адвокатской деятельности: «…адвокат был исполнителем в составе преступной организации… осуществлял юридическое сопровождение хозяйственной деятельности подконтрольных предприятий, оформлял документы… с целью прикрытия преступной деятельности, консультировал участников преступной организации по юридическим вопросам, представлял интересы подконтрольных предприятий в судах, органах государственной власти…».

Чаще всего адвокатов обвиняют в таких уголовных правонарушениях, как участие в преступной организации, мошенничество, подделка или использование заведомо подделанного документа, легализация имущества, полученного незаконным путем, и фиктивное предпринимательство. Инкриминируемые обвинения связаны с деятельностью именно клиента адвоката, несмотря на запрет отождествлять адвоката с клиентом в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 23 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Для незаконного привлечения к ответственности фальсифицируются доказательства, проводятся незаконные обыски и задержания. И только принципиальное противостояние правоохранительному беспределу — единственный способ заставить государство работать правовыми методами.

Увеличение количества обысков и задержаний адвокатов не имеет значительного влияния на общий имидж адвокатуры Украины, но может навредить имиджу самой Украины на международной арене, поскольку такие грубые нарушения прав человека недопустимы в европейских демократических странах, к стандартам которых пытается приблизиться наше государство.

 

Полезные советы

К сожалению, предусмотренные законодательством гарантии в ситуациях, когда адвокатов назначают виновными, не работают. В нашей практике был случай, когда на адвокатский запрос представители прокуратуры ответили, что не предоставят необходимую информацию, поскольку на них не распространяются нормы Законы Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Как правило, правоохранители и судьи убеждены, что их деятельность регулируется исключительно УПК Украины и ведомственными инструкциями. Поэтому необходимо дополнить УПК Украины гарантиями, которые закреплены статьей 23 Закона об адвокатуре. А до этого на уровне высших судов разъяснить следственным судьям, что необходимо отказывать в удовлетворении поданных с нарушением требований профильного закона ходатайств о следственных действиях в отношении адвокатов.

Также уместно было бы ввести нормы о недопустимости нарушения гарантий адвокатской деятельности во внутренние приказы и инструкции правоохранительных органов, чтобы за соответствующие нарушения правоохранителями неотвратимо наступала дисциплинарная ответственность.

Что же касается государства, то, наблюдая за реакцией чиновников на нарушения прав адвокатов, можно сделать вывод, что сильная и независимая адвокатура чиновников не интересует. Власти необходима лишь подконтрольная правоохранительная система, которая и в дальнейшем будет эффективно выполнять заказы против оппонентов.

Таким образом, чтобы не превратиться из адвоката в обвиняемого, советуем заручиться поддержкой коллег, работать с национальными и международными правозащитными институтами, обеспечить личную и офисную безопасность, вовремя отказаться от работы с «бессознательным» клиентом, не превращаться в политика, а также не бояться делать свою работу!

 

СЕРДЮК Виталий — адвокат, партнер АО AVER LEX, г. Киев,

ФЕДОРЕНКО Игорь — адвокат, партнер АО AVER LEX, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Дороги сведут

В фокусе: PLS

Скорость продвижения

Государство и юристы

Культ наличности

Книжная полка

Тактика применения

Неделя права

Публичный порядок

Неделя права

Новости из-за рубежа

О судебном приговоре

Неделя права

Суть для дела

Интеллектуальный прием

Новости законотворчества

Судебная практика

Р. Князевич подал законопроект о присяжных

Предлагается ввести штраф за некачественные услуги в сфере ЖКХ

Условия ввоза авто на территорию Украины могут изменить

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник ПАО «Ощадбанк» в связи с предоставлением линии торгового финансирования от ЕБРР

Dentons консультирует Adecco Group по вопросам продажи ее украинской дочерней компании холдингу Lugera

Interlegal пресекла неправомерное удержание груза

АК «Правочин» защитила интересы компании «Ферреро Украина»

ЮК Prove Group защитила интересы ВБО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД»

Юристы ЮФ Trusted Advisors помогли вернуть Сквер Небесной Сотни Киеву

Отрасли практики

Частая практика

Заработать на камеру

Путь готов

Расширенный происк

Спорно-двигательный аппарат

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal TMT Forum

Репортаж

Восстановление доверия

Второстепенные тролли

Первый энергоблок

Самое важное

Макросхема

Приостановка по требованию

Неправомерность приказа

Судебная практика

Вернуть землю ЖСК

Личным не будет

Тема номера

Превращение производства

Программное обеспечение

Мгновенный арест

Стучите, просто стучите

Очень спешно

Возместительная история

Источники в целях ТЦО

Расширение со знанием

Ширма гарантирует

Частная практика

Преимущественное положение

Інші новини

PRAVO.UA