О том, что в ближайшее время будет поставлен вопрос о созыве съезда судей, было известно задолго до декабрьского заседания Совета судей Украины. Поводом для проведения внеочередного главного судейского форума стало печальное событие: 5 ноября с.г. умер судья Конституционного Суда Украины (КСУ) Олег Сергейчук, делегированный на эту должность судейским сообществом. Поэтому во исполнение положений статьи 8 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» съезд судей должен в течение трех месяцев с момента прекращения полномочий судьи КСУ (то есть до 5 февраля 2017 года) заполнить образовавшуюся вакансию.
Правда, выполнить данные предписания в нынешней ситуации не так просто. Представители судейского корпуса, что называется, оказались меж двух законодательных огней: с одной стороны — требования Закона «О Конституционном Суде Украины», а с другой — Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», переходными и заключительными положениями которого предписано, что съезд судей Украины должен избрать трех членов Высшего совета правосудия (эти вакансии, напомним, образовались в связи с прекращением полномочий Генпрокурора, министра юстиции и с увеличением количественного состава этого органа с 20 до 21 члена) не позднее трех месяцев после вступления в силу закона, регулирующего деятельность органа, в который должен трансформироваться нынешний Высший совет юстиции (ВСЮ).
Как известно, соответствующий проект закона (№ 5180) 3 ноября с.г. был принят парламентом в первом чтении. Им среди прочего предусмотрено усложнение кадровой задачи для съезда судей в части комплектации состава Высшего совета правосудия (ВСП). Пунктом 7 заключительных и переходных положений законопроекта о ВСП предусмотрено, что если в день вступления в силу конституционных изменений соответствующим субъектом не назначено количество членов ВСЮ, которых такой субъект должен был назначить в соответствии с законом, члена ВСП на соответствующую вакантную должность избирает съезд судей. На данный момент во ВСЮ не заполненными полностью остались квоты парламента и ученых-юристов, кроме того, освободилось одно место члена ВСЮ в связи с тем, что заместитель председателя этого органа Алексей Муравьев был уволен с должности судьи Высшего административного суда Украины по собственному желанию, что повлекло за собой потерю его членства во ВСЮ. Следовательно, судейскому сообществу предстоит делегировать в ВСП не троих своих представителей, а шестерых.
Кроме того, в вопросе созыва съезда судей существует и другая важная оговорка — новые конституционные предписания (положения статьи 148 Основного Закона) относительно отбора кандидатур на должность судьи КСУ на конкурсной основе в определенном законом порядке. Но такого порядка, как известно, пока что нет, поскольку направление по имплементации конституционных новаций в части деятельности КСУ законодатели также не успели освоить. Хотя нормотворческое видение по этому вопросу уже появилось, причем в ассортименте: на рассмотрении парламента находятся две законодательные инициативы — проект закона (№ 5336) о КСУ, поданный народным депутатом Юрием Одарченко, и альтернативный законопроект № 5336-1, разработанный Советом по вопросам судебной реформы. Примечательно, что альтернативный нормотворческий сценарий деятельности КСУ сейчас находится на рассмотрении Венецианской комиссии. Следовательно, в вопросе принятия нового закона о КСУ законодатели, как говорят, будут спешить медленно.
Учитывая законодательную недосказанность по указанным вопросам, Совет судей Украины не будет торопиться с принятием решения о созыве главного судейского форума. Несмотря на то что соответствующий вопрос первым значился в повестке дня заседания высшего органа судейского самоуправления, состоявшегося 2 декабря с.г., его обсуждение члены Совета судей Украины оставили «на закуску», рассмотрев вместе с организационной проблематикой, связанной с подготовкой к проведению XIV внеочередного съезда судей Украины.
При этом параллельно с предложением поставить на паузу вопрос о созыве внеочередного съезда судей члены Совета судей Украины обсуждали и альтернативные сопутствующие решения: например, принять резолюцию, в которой призвать парламент в кратчайшие сроки принять законы о ВСП и КСУ. Кроме того, предлагалось обратить внимание законодателей на проблемные моменты Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в части, которая касается избрания делегатов на съезд. Так, заместитель председателя Совета судей Украины, судья Житомирского апелляционного административного суда Богдан Монич акцентировал внимание на положениях статьи 131 нового профильного судейского закона, которыми, в частности, предусмотрено, что собрания судей высших специализированных судов избирают на съезд судей Украины по три делегата из числа судей этих судов, а Пленум Верховного Суда (ВС) — 12 делегатов из числа судей ВС. Поскольку, согласно философии нового законодательства о судоустройстве и статусе судей, речь идет о новых, пока что не созданных, судебных инстанциях — ВС, Высшем антикоррупционном суде и Высшем суде по вопросам интеллектуальной собственности, получается, что ныне действующие суды высшего звена не смогут делегировать на главный судейский форум своих представителей. Следует отметить, что принятым в первом чтении проектом о ВСП предусматриваются «переходные» особенности в механизме избрания делегатов на съезд. Прописывается, что до создания ВС в порядке и составе, которые определены новым профильным законом, избрание делегатов на главный судейский форум осуществляется таким образом: собрание судей Верховного Суда Украины избирает трех делегатов, а судейские коллективы Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины и Высшего административного суда Украины — по одному делегату от 20 судей, работающих в соответствующем суде.
В результате члены Совета судей Украины решили не апеллировать к законодателю, а просто предложили снять с рассмотрения вопрос о созыве внеочередного съезда судей.
Правда, отсутствие результативности в вопросе созыва съезда было с лихвой компенсировано другими принятыми на заседании Совета судей Украины решениями. В частности, представители высшего органа судейского самоуправления обсудили вопрос кадрового обеспечения в судебной системе, проанализировав актуальные данные (по состоянию на 23 ноября с.г.), предоставленные 675 судами Украины. Согласно полученной информации, штатное количество судей в указанных судах составляет 7968 лиц, из них фактически работают 6228 судей, а право осуществлять правосудие имеют только 4937 судей (62 % от штатной численности и 72 % от фактической численности судей). При этом 13 судей достигли предельного возраста пребывания в должности (65 лет), у 914 — закончился пятилетний срок полномочий, 26 — были отстранены от должностей, 205 — не приняли присягу судьи, 73 — были прикреплены к другим судам. Кроме того, согласно предоставленной информации, 525 судей уже задекларировали свое намерение покинуть судебную систему, подав заявления об увольнении в отставку или по собственному желанию.
По результатам обсуждения этого вопроса Совет судей Украины принял решение обратиться к Президенту Украины с просьбой как можно быстрее привести к присяге судей, которые были назначены на должности. Апеллировать высший орган судейского самоуправления будет и к органам, ответственным за формирование судейского корпуса — Высшей квалификационной комиссии судей Украины и ВСЮ — с тем, чтобы они приняли меры для оперативного заполнения вакантных должностей в судах.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…