Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №49 (989) » Путь готов

Путь готов

«Украина уже сейчас активно внедряет перспективные технологии будущего», — партнеры ЮФ Aequo Анна Бабич и Александр Мамуня проанализировали тенденции развития сферы ТМТ
«Ожидается увеличение проникновения IT-технологий в социальные сферы», — прогнозируют Анна БАБИЧ и Александр МАМУНЯ

Сфера TMT (Technology. Media. Tele­communications) сегодня обоснованно называется в числе флагманов мировой экономики. Активно развивается она и в нашей стране — согласно статистике, IT-услуги заняли третье место в структуре украинского экспорта. О тенденциях в сфере TMT, перспективах ее развития, законодательных изменениях, а также о причинах, вынуждающих бизнес обращаться к юристам, «Юридической практике» рассказали Анна Бабич и Александр Мамуня, партнеры ЮФ Aequo.

 

— Готова ли Украина к широкому внедрению информационных услуг будущего?

Анна Бабич (А.Б.): Сегод­ня Украина не просто готова, но уже активно внедряет перспективные технологии будущего. В интенсивной стадии находится проект e-government в части развития технологии big data, украинские мобильные операторы предоставляют услуги на основе технологии M2M.

Как показывает опыт зарубежных стран, переход к e-government позволяет существенно оптимизировать все процессы, повысить эффективность, качество и скорость предоставления услуг, сократить коррупцию и обеспечить доступ граждан к государственным услугам без очередей и бумажной волокиты.

После принятия Закона Украины «О доступе к публичной информации» у нас активно внедряется технология big data, позволяющая гражданам получать доступ к документам, отчетам, статистической информации о работе государственных органов. Стоит отметить, что за последние годы ситуация с диджитализацией ряда административных государственных услуг существенно улучшилась.

Что касается технологий M2M и интернета вещей, то, согласно статистическим данным, количество абонентов мобильной связи на Украине в среднем на 20 млн превышает население страны. Причиной тому послужило не только использование многими клиентами более одной сим-карты, но и то, что значительная часть карт подключена к машинам (в их числе — банкоматы, транспорт, датчики в сфере услуг и производства). Согласно прогнозам экспертов, количество таких клиентов мобильных операторов в дальнейшем будет только расти.

Украинские мобильные операторы предлагают множество услуг M2M в таких направлениях, как сельское хозяйство, логистика, сфера услуг, производство, торговля (в том числе online-торговля), которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы, операционные расходы, повысить качество предоставляемых услуг. С каждым годом интернет-проникновение на Украине растет, чему в значительной степени способствовал запуск технологии 3G всеми мобильными операторами. Дальнейшее проникновение интернета будет способствовать повышению спроса на M2M не только в таких сферах, как производство и услуги, но и среди обычных пользователей (технологии «умный дом», смарт-часы, различные устройства по сбору и анализу данных о состоянии здоровья и т.д.).

 

— Какие факторы позволили IT-сектору выйти в топ украинского экспорта? Соответствует ли существующее правовое регулирование уровню развития отрасли?

А.Б.: Действительно, экспорт IT-услуг Украины занимает третье место по объему экспорта в денежном эквиваленте после агропромышленного сектора и металлургии.

Основной причиной такого роста является ориентация украинских IT-компаний на внешний аутсорсинг, а не на внутренний украинский рынок, что вызвано высоким спросом иностранных клиентов на услуги украинских IT-компаний.

На данный момент можно констатировать, что украинский IT-сектор системно ориентирован на экспорт. Девальвация гривны и обязательная продажа валюты также послужили причиной роста доли экспортной составляющей от предоставления IT-услуг.

Что касается правового регулирования, то ключевые вопросы в данной сфере — это система налогообложения доходов, которая требует оптимизации, создание индустриальных парков с льготным режимом налогообложения, установление других преференций для того, чтобы IT-отрасль начала работать на внутренний рынок.

 

— Чем этот год в сфере ТМТ запомнился с точки зрения спроса на юридические услуги?

А.Б.: Наибольшим спросом со стороны иностранных инвесторов пользовались услуги по сопровождению приобретений стартапов и оформлению договорных отношений между ними, вопросы оптимизации налогообложения и правильного структурирования и оформления таких отношений для минимизации налоговых рисков.

Александр Мамуня (А.М.): Также в этом году приобрел развитие целый ряд споров вокруг интеллектуальной собственности крупных иностранных компаний в сфере медиа и телекоммуникаций. В основном эти дела связаны с попытками местных бизнесменов извлечь коммерческую выгоду из использования чужих торговых марок на территории Украины. Причем в одном из случаев специально созданная украинская фирма крайне настойчиво пытается ставить палки в колеса одной из крупнейших в стране телекоммуникационных компаний, методично оспаривая действительность основных нематериальных активов последней — регистраций известных торговых марок. Дело в том, что эта малоизвестная фирма заранее хорошо подготовилась к «войне» за крайне ценные «интеллектуальные» активы и заблаговременно, пользуясь различными недобросовестными, а порой и просто незаконными инструментами, зарегистрировала на себя очень похожие или же тождественные торговые марки. Это было сделано с целью склонить известного игрока телекоммуникационного рынка к приобретению таких активов у мошенников в случае, если его собственные регистрации торговых марок будут признаны недействительными в судебном порядке.

В медиасфере также есть значимые споры за право пользования общеизвестными торговыми марками и телеформатами как самостоятельными объектами защиты в рамках авторского права. К слову, борьба за телеформат с помощью права интеллектуальной собственности — новое веяние для украинского бизнеса и юриспруденции, которое давно требовало правовой определенности. Примечательно, что многие споры в сфере ТМТ в отношении торговых марок включают в себя доменный спор за право использования доменного имени, обычно совпадающего со спорным знаком, в сети Интернет. Поскольку в доменной зоне .UA до сих пор не работают альтернативные судебным процедуры разрешения споров, все доменные споры приходится рассматривать в суде.

К тому же этот год многим запомнится немалым количеством «атак» IT-компаний со стороны правоохранительных органов с применением широкого арсенала процессуальных инструментов: обысков, изъятий и т.д., что часто вызывало у бизнеса необходимость прибегать к услугам юристов.

В этом году, впрочем, как и в предыдущие, обладатели прав на контент, распространяемый в интернете, вели отчаянную борьбу с незаконным использованием своего продукта на интернет-платформах, предоставляющих несанкционированный доступ пользователям в том числе к их видео- и аудиоконтенту. Такая борьба могла бы перейти на качественно новый и более эффективный уровень, если бы вступил в силу Закон Украины «О государственной поддержке кинематографии на Украине».

 

— Есть ли прогресс в борьбе с киберпиратством? Закрытие ряда популярных ресурсов снимает вопросы к Украине со стороны крупнейших правообладателей?

А.М.: Прогресс в борьбе с пиратством в сети Интернет наметился в этом году, когда парламент принял Закон Украины «О государственной поддержке кинематографии на Украине», который предусматривает, между прочим, внедрение в нашей стране процедуры notice-and-takedown, предполагающей немедленное снятие нарушающего авторские права контента по заявлению правообладателя или же как минимум эффективную идентификацию предполагаемого нарушителя (что в данное время сделать крайне сложно). Такая процедура действует в странах Европы, США и еще в целом ряде продвинутых юрисдикций. Положения закона в целом позволяют системно (а не точечно) и, что самое главное, более эффективно противостоять нарушениям права интеллектуальной собственности в сети Интернет. Однако, к сожалению, данный закон так и не вступил в силу и был возвращен президентом в парламент. Причем несогласие Президента, судя по всему, связано не с вопросами защиты авторских прав в интернете, а скорее с вопросами финансирования кинематографии.

Сейчас в парламенте находится еще один, поданный в свое время Кабинетом Министров, законопроект, который схожим образом регулирует данную тематику и посвящен исключительно ей. Однако пока упомянутый проект не прошел ни одного чтения, и перспективы его принятия туманны.

Прекращение работы популярных ресурсов fs.to и eх.ua имеет два аспекта: с одной стороны, это демонстрация эффективной борьбы с пиратством, а с другой — закрытие украинского доступного и удобного сервиса, который мог бы приносить деньги в бюджет, как это происходит в других странах. Вопрос в том, как сделать так, чтобы и файлообменники с онлайн-кинотеатрами существовали, и страна первых мест в рейтингах по пиратству не занимала.

Долгое время зарубежные партнеры критиковали Украину за бездействие в отношении пиратских сайтов в доменной зоне .UA и на технических средствах, которые находятся на территории нашей страны. Закрытие подобных ресурсов — шаг к европейскому сообществу, к которому мы стремимся и с которым связываем свое будущее. Конечно, совершенно очевидно, что подобные ресурсы не исчезнут полностью и украинские зрители найдут путь к бесплатному контенту. Однако важно, что Украина дала позитивный сигнал международному сообществу, индикатор того, что в нашей стране начались позитивные изменения в вопросе защиты права интеллектуальной собственности.

Проблема в том, что закрытие нескольких популярных ресурсов не является системным решением пиратства в сети интернет. Вероятно, системности такому решению могут придать соответствующие изменения в законодательство, а также диалог государства, правообладателей и собственников популярных интернет-ресурсов и платформ.

Файлообменный ресурс — это по сути медиасупермаркет, где в одном месте пользователь может найти много разнообразного контента. По общему ­правилу контент только тогда считается незаконно использованным, когда правообладатель потребовал его удаления, а владелец ресурса не выполнил требование о его снятии или о предоставлении платы. При этом правообладатели в силу разных причин далеко не всегда обращаются с требованием о снятии контента.

Особенность крупных файлообменников в том, что они делают доступным контент, на который человек самостоятельно не обратил бы внимания. То есть производители контента заинтересованы быть в этом супермаркете, и он вправе брать с них плату за то, что агрегирует контент в одном месте, делая его доступным. Это может быть прибыльным легальным бизнесом. И государство должно быть заинтересовано в том, чтобы этот бизнес развивался. Однако на данный момент при низком уровне жизни на Украине такое развитие возможно только в случае, если крупные правообладатели, продюсеры и украинские онлайн-площадки договорятся, например, о предоставлении им контента временно на льготных условиях. Вероятно, в таких переговорах украинскому бизнесу могло бы помочь государство.

 

— Как развивается ситуация с «Укртелекомом»? Стоит ли ждать реприватизации?

А.Б.: Продажа 92,791 % акций ПАО «Укртелеком» в пользу ООО «ЕСУ» была одной из самых резонансных сделок в 2011 году.

На дату сделки как покупатель, так и группа компаний EPIC, которой был подконтролен покупатель, были мало кому известны, а источник происхождения средств на приобретение данного актива вызывал вопросы. В последующем контроль над ООО «ЕСУ» получила группа СКМ, подконтрольная Ринату Ахметову.

Ближе с 5-й годовщине договора купли-продажи акций ПАО «Укртелеком» (11 марта 2016 года) внимание к приватизации «Укртелекома» со стороны государственных органов активизировалось. Специальная контрольная комиссия Верховного Совета Украины по вопросам приватизации (Комиссия) констатировала, что приватизация «Укртелекома» состоялась на неконкурентных условиях: были созданы условия для ограничения круга потенциальных участников приватизации, из перечня потенциальных покупателей исключены стратегические иностранные инвесторы, приватизационные условия прописаны под одного участника.

Одним из аргументов, приводимых против сделки по приватизации «Укртелекома», является то, что расчеты за пакет акций «Укртелекома» были произведены за счет средств, полученных покупателем от размещенных облигаций. Покупателями облигаций на сумму 4 млрд гривен выступили государственные банки ПАО «Укрэксимбанк» и ПАО «Ощадбанк», то есть фактически сделку по покупке «Укртелекома» авансировало государство.

Расследованием законности приватизации «Укртелекома» в настоящее время занимается созданная Кабинетом Министром Украины межведомственная рабочая группа по вопросам исполнения договора купли-продажи пакета акций ПАО «Укртелеком», в которую вошли представители ФГИУ, Генеральной прокуратуры Украины, СБУ, МВД, Госспецсвязи. Согласно предварительной оценке, убытки государства от неконкурентной приватизации составили от 18 млрд гривен до 10 млрд долларов США.

С юридической точки зрения, в случае принятия решения о возврате «Укртелекома» в государственную собственность у ФГИУ есть несколько вариантов: 1) признание недействительными условий конкурса по приватизации ПАО «Укртелеком» (по аналогии с реприватизацией «Криворожстали»), 2) признание недействительным договора купли-продажи акций ПАО «Укртелеком» в связи с невыполнением покупателем приватизационных условий, 3) национализация стратегического объекта в интересах государства.

Реализация первого и второго вариантов возможна исключительно в судебном порядке.

 

— А каков ваш прогноз для всей фиксированной связи на Украине?

А.Б.: Стремительное развитие ІТ-технологий оставляет мало шансов традиционным услугам голосовой фиксированной связи, которые все больше вытесняются такими услугами, как интернет, передача данных, что позволяет существенно оптимизировать расходы на связь.

На фоне снижающихся расходов на мобильную связь, когда даже дальние расстояния существенно не определяют стоимость звонка, шансы фиксированной связи увеличить или хотя бы удержать долю на рынке малы.

Вместе с тем очевидно, что фиксированная связь будет обслуживать государственный сектор, труднодоступные населенные пункты.

 

— Какими сделками может похвастаться Украина в IT-секторе? Являются ли украинские стартапы привлекательными для иностранных инвесторов?

А.Б.: Согласно данным inventure.com.ua, в 2016 году на Украине количество венчурных сделок в сфере ІТ составило 27, их стоимость варьировалась от 150 тыс. долларов США до нескольких миллионов долларов США.

Значительное количество сделок совершены с участием иностранного капитала (США, ЕС), при этом ІТ-продукты, выступающие предметом указанных сделок, самые разнообразные: мобильные приложения по оптимизации энергопотребления, организации путешествий с учетом предложенных бюджетов, услуги big data, сервисы, позволяющие повысить эффективность сельскохозяйственного производства и т.д.

Однако 2016 год не может похвастаться такими знаковыми сделками в сфере ТМТ, как 2015 год, в котором имели место покупка инвестиционным фондом Horizon Capital крупнейшей на Украине платформы по онлайн-продажам товаров rozetka.ua, покупка Фондом Сороса пакета акций Ciklum. Самой успешной сделкой 2015 года считается приобретение приложения по обработке изображений Looksery компанией Snapchat за 150 млн долларов США.

 

— Недавно было заявлено о либерализации экспорта услуг, в том числе IT-аутсорсинга: это действительно так или мы имеем дело с очередной бутафорией?

А.Б.: Ни для кого не секрет, что регулирование внешнеэкономической деятельности, порядка проведения расчетов по внешнеэкономическим контрактам излишне бюрократичны.

Если для импорта товаров и услуг существующие механизмы контроля могут быть оправданы и объясняются необходимостью контроля за оттоком валютной выручки с Украины, то в части экспорта услуг и притока валюты на Украину такие требования представляются, как минимум, нелогичными.

Согласно данным статистики, темп роста экспорта IT-услуг за последние годы замедлился: если в 2012 году этот показатель был равен 27 %, в 2013 году — 27 %, то уже в 2015 году составил только 7%. Не последнюю роль в этой негативной динамике сыграли именно излишняя законодательная зарегулированность экспорта услуг и наличие альтернативных способов проведения расчетов с использованием альтернативных платежных систем.

До недавнего времени украинские обслуживающие банки требовали от экспортера для зачисления валютной выручки предоставить оригинал внешнеэкономического договора, скрепленного подписью и печатями сторон, акт выполненных работ, перевод указанных документов на украинский язык.

Последние изменения в нормативных актах, регулирующих вопросы экспорта услуг, существенно упростили указанные процедуры, а именно: отменили необходимость предоставления договора и акта выполненных работ, перевода документов, изложенных на английском языке, на украинский язык. Для зачисления валютной выручки теперь достаточно предоставить счет на услуги, подписанный исполнителем.

Указанная либерализация позволит оптимизировать временные и финансовые расходы экспортеров и будет способствовать легализации таких расчетов.

 

— Как обстоят дела еще с одной законодательной инициативой — раскрытием информации о конечных собственниках медиабизнеса? Насколько эффективно реализуется этот закон?

А.Б.: В октябре 2015 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» от 21 декабря 1993 года № 3759-XII, касающиеся обязательного раскрытия субъектами информационной деятельности своих конечных бенефициарных собственников, связанных лиц и структуры собственности в целом.

Указанные изменения были направлены на обеспечение прозрачности собственности СМИ.

Изменения предусматривали обязанность субъектов информационной деятельности раскрывать информацию о реальной структуре собственности до конечного бенефициарного собственника (контроллера), а также механизмы контроля достоверности предоставляемых сведений со стороны Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (Национальный совет). Вместе с тем, по прошествии года с момента вступления в силу указанных процедур можно констатировать, что Закон Украины «О телевидении и радиовещании» нуждается в совершенствовании в части установления ответственности за несоблюдение указанного требования. Например, эффективной санкцией за непредоставление указанной информации или предоставление недостоверной информации может быть отказ в пролонгации срока действия лицензии на вещание, штраф.

В настоящее время Закон пока не предусматривает эффективных механизмов понуждения субъектов информационной деятельности к раскрытию своей структуры собственности.

 

— Что будет происходить в сфере ТМТ в ближайшем будущем, по вашему мнению?

А.Б.: С учетом динамики роста отрасли ТМТ за последние несколько лет можно прогнозировать, что она будет так же динамично развиваться и в 2017-м как в объемах, так и в денежном эквиваленте.

Также с каждым годом со стороны компаний в США и Европы растет интерес к стартапам на Украине. Сейчас в нашей стране около 2,5 тыс. стартапов, и, согласно прогнозам экспертов, их количество увеличится.

Последние тенденции к диджитализации сферы государственных услуг, реализации стратегии e-government подтверждают, что спрос на IT-специалистов на Украине будет только расти.

Вместе с тем среди факторов, негативно влияющих на развитие отрасли ТМТ, следует отметить конкуренцию на данном рынке со стороны IT-специалистов из стран ближнего зарубежья (РФ, Беларуси), миграцию IT-специалистов с высокой квалификацией, что привлекательно для иностранных компаний с точки зрения их релокации в другие страны.

В сфере телекоммуникаций ожидается, что мобильные операторы предложат пользователям новые продукты и услуги, поскольку на фоне стремительного развития интернета они рискуют потерять доходность за счет предоставления услуг голосовой связи и превратиться в хаб по передаче данных.

Что касается мировых тенденций развития ТМТ, то ожидаются увеличение проникновения IT-технологий в социальные сферы (электронное правительство, здравоохранение), дальнейшее вытеснение стационарного программного обеспечения интернет-сервисами.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Акцент

Дороги сведут

В фокусе: PLS

Скорость продвижения

Государство и юристы

Культ наличности

Книжная полка

Тактика применения

Неделя права

Публичный порядок

Неделя права

Новости из-за рубежа

О судебном приговоре

Неделя права

Суть для дела

Интеллектуальный прием

Новости законотворчества

Судебная практика

Р. Князевич подал законопроект о присяжных

Предлагается ввести штраф за некачественные услуги в сфере ЖКХ

Условия ввоза авто на территорию Украины могут изменить

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник ПАО «Ощадбанк» в связи с предоставлением линии торгового финансирования от ЕБРР

Dentons консультирует Adecco Group по вопросам продажи ее украинской дочерней компании холдингу Lugera

Interlegal пресекла неправомерное удержание груза

АК «Правочин» защитила интересы компании «Ферреро Украина»

ЮК Prove Group защитила интересы ВБО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД»

Юристы ЮФ Trusted Advisors помогли вернуть Сквер Небесной Сотни Киеву

Отрасли практики

Частая практика

Заработать на камеру

Путь готов

Расширенный происк

Спорно-двигательный аппарат

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal TMT Forum

Репортаж

Восстановление доверия

Второстепенные тролли

Первый энергоблок

Самое важное

Макросхема

Приостановка по требованию

Неправомерность приказа

Судебная практика

Вернуть землю ЖСК

Личным не будет

Тема номера

Превращение производства

Программное обеспечение

Мгновенный арест

Стучите, просто стучите

Очень спешно

Возместительная история

Источники в целях ТЦО

Расширение со знанием

Ширма гарантирует

Частная практика

Преимущественное положение

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: