Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Ярко светит, но нагреет

Производитель в погоне за яркой упаковкой не должен забывать четко указывать на товаре информацию, которая влияет на выбор потребителя, иначе его ждут неприятные последствия и убытки

Каков рецепт ус­пешного вывода продукта на рынок? Естественно, хороший продукт, а также привлекательная упаковка для потребителя. Что касается упаковки, то здесь юристы, конечно, скажут, что не стоит забывать и о проверке тождественных и схожих обозначений, регистрации торговой марки, патентовании внешнего вида упаковки в качестве промышленного образца, получении имущественных прав на дизайн, лицензии на использование персонажей. На первый взгляд кажется, что чек-лист юридической чистоты внешнего вида продукции для вывода на рынок готов. И многие производители именно на нем и останавливаются. Но как следствие вместо прибыли (или вместе с прибылью) от продажи продукции могут получить обвинение в нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Не единичны случаи, когда, несмотря на наличие прав на всю интеллектуальную собственность, использованную в упаковке продукции, на точность маркировки и указание всех составляющих продукции, соответствующие органы все же находят основания для привлечения производителей к ответственности за недобросовестную конкуренцию. В большинстве таких случаев речь идет о введении потребителя в заблуждение.

 

Заблуждение потребителя

Например, не так давно Верховный Суд (ВС) поставил точку в деле по обжалованию одним из производителей витаминов решения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) (постановление ВС от 17 апреля 2018 года по делу № 904/6505/17). Производитель витаминов вывел на рынок два вида драже, на лицевой стороне упаковки одного была изображена клубника, другого — виноград, а также соответствующие надписи «Клубника» и «Виноград». На обратной стороне упаковок мелким шрифтом черного цвета указано «драже с сорбитом со вкусом и ароматом клубники + витамин С», «драже с сорбитом со вкусом и ароматом винограда + виноградная кислота». В состав продукции, помимо витамина С и некоторых других ингредиентов, входил концентрат сока клубники сухой (2 %), ароматизатор пищевой, идентичный натуральному, «Клубника». В состав драже с виноградом — концентрат сока винограда сухой (2 %), регулятор кислотности — виноградная кислота, ароматизатор пищевой, идентичный натуральному, «Виноград».

30 марта 2017 года АМКУ вынес решение № 9/01-14/05-17, согласно которому производитель совершил нарушение, предусмотренное статьей 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». По мнению АМКУ, поскольку в составе продукта содержится ароматизатор фруктов, а не сами фрукты, их изображения на этикетках драже (без указания «со вкусом…», «с ароматом…») предоставляют потребителю неточные данные относительно потребительских свойств продукта (наличия в составе соответствующих фруктов и/или их ароматизаторов) и могут ввести его в заблуждение.

Производитель не согласился с мнением АМКУ и подал иск о признании недействительным вышеуказанного решения. Среди аргументов производителя были следующие:

— он использует натуральную клубнику и виноград при изготовлении драже, и фрукты, изображенные на этикетке, не были имитированы, поэтому он имеет право наносить их без надписей «со вкусом» или «с ароматом»;

— он указал все характеристики пищевого продукта при маркировке и выполнил все требования путем указания на обратной стороне упаковки информации, что данное драже с ароматом клубники и винограда.

АМКУ, напротив, в своем решении ссылался на положения ГСТУ 4518-2008, Технического регламента относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 28 октября 2010 года № 487, и пришел к выводу, что распространение информации на лицевой стороне упаковок продукции с изображением ягод клубники и винограда и надписей «Клубника», «Виноград» без указания «со вкусом клубники», «с ароматом клубники», «со вкусом винограда», «с ароматом винограда», в то время как в состав товара входят как ароматизаторы, так и концентраты сока клубники и винограда, может ввести потребителей в заблуждение.

Суды всех инстанций не нашли оснований для признания решения АМКУ недействительным. Как видим, использование ароматизатора, идентичного натуральному, наряду с использованием натурального сока не дает оснований для изображения соответствующего фрукта без специального указания о «вкусе» или «аромате». Таким образом, производитель должен внимательно относиться к каждой формулировке на упаковках своей продукции, чтобы однажды АМКУ не счел его деятельность недобросовестной.

 

Иностранная практика

Стоит отметить, что не только в Украине изображения ингредиентов продукции на упаковке товара могут привести к таким последствиям, но и в других странах, хотя там производители все же точнее информируют своих потребителей.

Европейский суд справедливости рассматривал вопросы, связанные с чаем, упаковка которого содержала изображения малины и цветков ванили, указания «фруктовый чай с натуральными вкусами» и «фруктовый чай с натуральными вкусами — малина-ванильный вкус», а также штамп с указанием «только натуральные ингредиенты». На упаковке продукта также мелким шрифтом был указан перечень ингредиентов чая, в состав которого входили гибискус, яблоко, апельсин, натуральные ароматизаторы со вкусом ванили, малины, черники, голубики. В чае действительно присутствовали натуральные составляющие, ни малина, ни ваниль к ним не относились, поскольку использовался лишь их вкус, но на упаковке под штампом «только натуральные ингредиенты» были их четкие изображения.

Несмотря на перечень ингредиентов, суд постановил, что, учитывая статью 2 (1) (a) (i) Директивы 2000/13/ЕС по сближению законодательства государств-членов в отношении маркировки, внешнего вида и рекламы пищевых продуктов, потребитель должен иметь корректную, нейтральную и объективную информацию, которая не вводит его в заблуждение (следует отметить, что во время производства и продажи чая действовала Директива 2000/13/ЕС. На дату написания статьи действует Регламент № 1169/2011 от 25 октября 2011 года). В решении суда указывается, что перечень ингредиентов на упаковке сам по себе не исключает возможности введения в заблуждение потребителя в понимании статьи 2 (1) (a) (i) Директивы 2000/13/ЕС. В данном случае перечень ингредиентов, несмотря на то что является корректным и полным, может не повлиять на ошибочное впечатление потребителя относительно характеристик пищевого продукта, которые связаны с другими предметами.

Таким образом, согласно позиции Европейского суда, независимо от перечня ингредиентов внешний вид упаковки пищевых продуктов, равно как и графическое изображение определенных ингредиентов товара, не должен создавать ошибочного впечатления о наличии в продукте того или иного ингредиента, которого фактически в его составе нет.

 

Заключение

Указанные дела служат показательными примерами, что производитель в погоне за яркой упаковкой не должен забывать четко указывать на товаре информацию, которая влияет на выбор потребителя, в противном случае его ждут неприятные последствия и убытки.

 

ОРТИНСКАЯ Мария — директор компании IPStyle, патентный поверенный Украины, адвокат, г. Киев


Мнение

Работать с жалобами

Вероника МАМОНТОВА, юрист ЮФ «Боровик и Партнеры»

Практика нарушения производителями товаров законодательства путем введения потребителей в заблуждение очень распространена. Производители идут на такие риски с целью популяризации своих товаров.

Заслуживает внимание следующая практика АМКУ:

— решением № 95-р от 21 марта 2017 года признано нарушение маркировки растворимого напитка «Горячий шоколад классический» ООО «Фаворит Фудз»;

— 28 сентября 2017 года решением № 32-рш установлено, что надпись «домашнее» на масле производства ООО «Терра Фуд» вводит в заблуждение потребителя;

— в апреле 2018 года было рекомендовано удалить надпись на молочной продукции «з чистих Карпат» производства ООО «Молочная компания «Галичина».

Решения АМКУ носят негативный характер для производителей, поскольку к ним применяются штрафные санкции либо им предоставляются рекомендации по изменению упаковки (этикетки), что тоже влечет за собой убытки.

Во избежание привлечения к ответственности нужно придерживаться правил маркировки товара, указывать всю обязательную информацию на упаковках (этикетках), а также своевременно реагировать на жалобы потребителей.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Акцент

Цель событий

В фокусе: спортивное право

Положения вне игры

Государство и юристы

Управление со многими неизвестными

Отборное устройство

Блок нот

Книжная полка

Схемный анализ

Конспект

Налоговая докладная

Международная практика

Римское право

Новости законотворчества

Отрасли практики

Возобновление деятельности военных судов на территории Украины

Урегулируется порядок определения размера морального вреда

Изменения относительно оснований для открытия кассационного производства

Новости из Евросуда

Судебная практика

Государство, принимавшее участие в секретной программе ЦРУ, в рамках которой допускались пытки и другие нарушения прав человека, несет ответственность за них

ВС не отменил представление ВККС об увольнении судьи

Обвиняемый по статье 118 УК добился отмены приговора

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» проконсультировала ливанский P&I Клуб

АО Barristers и ЮФ Evris подписали меморандум о сотрудничестве

Юристы ЮФ Aequo защитили интересы британской авиакомпании в судебном споре с Госавиаслужбой

AVELLUM консультировала украинскую инвестиционную компанию по созданию совместного предприятия в области возобновляемой энергетики

Отрасли практики

Медленная редакция

Комфортность судов

Хозвопросы

Ярко светит, но нагреет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

По сети дела

Конкуренц зал

Сила прения

Болевые точки

Самое важное

Корпусный отбор

Е-ордер

Судебная практика

Подписные истины

Предметный подход

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах защиты чести, достоинства и деловой репутации публичного лица

Судебная практика

Рынок земли

Тема номера

Берег правый

Рецепты теста

Патентный уверенный

Частная практика

Попасть в финал

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: