Годсредства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (943) » Годсредства

Годсредства

Правительство сможет корректировать объем госдолга и исполнять ряд законов в силу финансовых возможностей (это касается и Закона о Нацполиции)

Закон «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (Закон) уже традиционно стал результатом экспериментов. Документ продолжает укоренившуюся практику управления расходами в «ручном» режиме, однако вместе с тем предусматривает новые направления расходов. Частично это связано с проведением реформ, а частично — указывает на отказ от политики экономии в ряде направлений (например, расходы на информационную поддержку).

Макроуровень

Несмотря на некоторое снижение налогов, доходы государственного бюджета Украины должны увеличиться: они составят 595,163 млрд грн, тогда как в госбюджете-2015 этот показатель был равен 516,98 млрд грн. Расходы составят 667 млрд грн против 581 млрд грн в прошлом году.

В законе о госбюджете-2015 предусматривалось разрешить Министерству финансов Украины вносить изменения в роспись госбюджета с целью отражения фактического поступления в 2015 году иностранных кредитов на основании решения правительства о перераспределении расходов бюджета по соответствующим бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя средств или между главными распорядителями средств. В новом же Законе (статья 4) перераспределение осуществляется в пределах общего объема привлечения внешних займов с корректировкой показателей финансирования, расходов и кредитования, установленных приложениями № 2, № 3, № 4 и № 7 к Закону и «предельного объема государственного долга».

В 2016 году государственные гарантии могут предоставляться в объеме до 28,2 млрд грн по решению правительства, согласованному с бюджетным комитетом парламента для обеспечения исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины по кредитам (займам), привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов и программ в сфере обороны и безопасности государства (в объеме до 6 млрд грн, а не 25 млрд грн, как в прошлом году). Для выделения средств требуется решение правительства, согласованное с бюджетным комитетом Верховного Совета (в прошлом году было достаточно решения КМУ).

Статья 8 Закона устанавливает в 2016 году минимальную зарплату в месячном размере на таком уровне: с 1 января — 1378 грн, с 1 мая — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн. Важно отметить, что закон о госбюджете-2015 предусматривал пересмотр «минималки» не два раза, а единожды — 1 сентября 2015 года.

В статье 14 указано, на какие цели будут расходоваться средства спецфонда госбюджета-2016. Не предусмотрены в статье финансирования программы и мероприятия по соцзащите инвалидов, компенсация местным органам власти разницы в тарифах. «Исчезают» и расходы на «восстановление объектов Донецкой и Луганской областей». Стоит отметить, что в прошлом году на эти цели должны были выделяться конфискованные средства и средства от реализации конфискованного имущества, которые были присвоены коррупционными методами. В этом году они будут потрачены на программу «реализации мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства» и др. Таким образом, перспектива восстановления жилья на разрушенных территориях остается неясной. Зато предусмотрены расходы спецфонда на «развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования».

Объем расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Мероприятия по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и сокращению количества контролирующих органов», распределяется Кабинетом Министров Украины по согласованию с бюджетным комитетом парламента (в 2015 году такое согласование не требовалось).

Примечательно, что в пункте 9 заключительных положений среди законов, нормы которых выполняются в силу финансовых возможностей государства, назван Закон Украины «О Национальной полиции».

Право и порядок

Анализируя расходы, следует обратить внимание на существенный рост финансирования системы правосудия. К примеру, Государственной судебной администрации Украины будет выделено 5,302 млрд грн (3,567 млрд по общему фонду) против 3,759 млрд грн (2,856 млрд грн — общий фонд) в прошлом году.

Новация, заметная невооруженным глазом, — появление новой бюджетной программы «Осуществление правосудия местными и апелляционными судами» (5,302 млрд грн). Ранее ресурсы были «разбиты» в зависимости от инстанций и специализации (например, «Осуществление правосудия апелляционными судами общей юрисдикции»).

Практически на 20 % увеличивается бюджет Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел — со 106 до 121 млн грн. Ощутимо увеличение финансирования будет и для Конституционного Суда Украины: если в 2015 году ему было выделено 59 млн грн, то в 2016 году — уже 99,6 млн грн. Последнее связано с выделением капитальных расходов (ремонт здания) и расширением полномочий (введение института конституционной жалобы).

Финансирование Генеральной прокуратуры Украины увеличилось на 300 млн грн и составит 3,29 млрд грн. При этом на обеспечение функций созданной Специализированной антикоррупционной прокуратуры будет выделено всего лишь 74 млн грн.

С 33,77 до 41 млрд грн возрастет финансирование Министерства внутренних дел Украины. Структура расходов МВД претерпела изменения в связи с созданием Национальной полиции Украины. Именно этому органу передаются функции по обеспечению прав и свобод граждан. Однако если МВД в прошлом году получило 14,6 млрд грн на эти цели, то Нацполиция — всего лишь 12,9 млн грн. Интересно, что именно Нацполиции будут выделены расходы «на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства» (1 млрд грн). Возникает новая статья расходов — строительство (приобретение) жилья для сотрудников ОВД (97,5 млн грн).

В связи с полноценным запуском работы созданных антикоррупционных органов выделяются существенные суммы. Так, примерно по 486 млн грн гривен получат два органа — Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по предотвращению коррупции. В 2015 году их финансирование составило 247 млн и 109 млн грн соответственно.

Потребность в информации

«Жесткой экономии» в текущем году не ощутит, в частности, Министерство торговли и экономического развития Украины. Его бюджет возрастет на 400 млн грн и составит 2,9 млрд грн. При этом привлекают внимание такие статьи расходов, как «информационное и организационное обеспечение участия Украины в международных форумах, конференциях, выставках». Расходы для этой программы многократно увеличились: с 4,6 млн грн до 39 млн грн. Всего лишь в 1 млн грн обойдется не предусмотренная ранее программа «Содействие взаимной торговле путем устранения технических барьеров в торговле между Украиной и Европейским Союзом».

«Имиджевые» расходы увеличиваются и у Министерства иностранных дел Украины, хотя и в другом масштабе. Так, обеспечение «позитивного имиджа Украины» обойдется в семь раз дороже, чем в прошлом году, и составит 7 млн грн (хотя даже эти ресурсы не сравнятся с новой цифрой в бюджете Министерства информполитики).

При этом необходимое увеличение расходов на юридическую поддержку Украины в «торговых войнах» (в том числе с использованием механизмов ВТО) в госбюджете-2016 не предусмотрено. Однако стоит отметить увеличение расходов Министерства юстиции Украины по ряду программ (совокупный бюджет — 6,418 млрд грн). На целых 100 млн грн будет увеличено обеспечение защиты прав и интересов Украины во время урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины (114,5 млн грн). На такую же сумму увеличится бюджет на исполнение решений, принятых против Украины (740 млн грн). Важно отметить, что на этом фоне бюджет бесплатной правовой помощи сократится на 50 млн (на обеспечение Координационного центра по предоставлению правовой помощи выделили только 218 млн грн).

Но все эти цифры довольно условны: правительство узаконило право перераспределять многие статьи расходов в зависимости от ряда экономических факторов. Масштабное внесение поправок к главному финансовому документу обещается уже в январе с.г.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Приговор дарения

Акцент

Привести Порядок

Государство и юристы

Обратная сила

Восстановлению подлежит

Служебная описка

Годсредства

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается ратифицировать Протокол о реестре выбросов

КМУ приводит законы в соответствие с новым законом об админуслугах

Уволиться с военной службы можно будет в связи с «нежеланием»?

Документы и аналитика

Получить преобразование

Эффект отсутствия

Виндикационный риск

Неделя права

Форменная регистрация

Моющие средства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Работодатель может проверять переписку сотрудников в определенных случаях

Неделя права

Инновационное видение

Бизнес-план

Новости из зала суда

Судебная практика

Обжалованы результаты конкурса на занятие руководящих должностей в местной прокуратуре г. Днепропетровска

Суд предоставил доступ Генпрокуратуре к информации Google

Новости юридических фирм

Частная практика

А. Вознюк стал партнером «Астерс»

И. Олехов переизбран сопредседателем Комитета по вопросам банков и финансовых услуг AmCham на 2016 год

Who’s Who Legal 2016 отмечает партнеров Integrites в трех практиках

К ЮФ «Антика» присоединился С. Корниенко

Кадровые назначения Sayenko Kharenko

АО «Нечаев и Партнеры» сопровождает реконструкцию торгового центра

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» расширяет управленческую команду

Отрасли практики

Факт независимости

Европейский зуд

Рабочий график

Дела дисциплинарные

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Электронное досье

Спецрежим для аграриев

Одни лишь оговорки

ВСЮ продолжается

Судебная практика

Тройка на проведение

Сроковая ошибка

Не вписывается в окружность

Спорная поставка

Судебная практика

Судебные решения

Договор аренды земли может быть прекращен в случае длительного неиспользования земельного участка арендатором

Судебная практика

Обещанного три месяца ждут

Стоп затягиванию

Судебная практика

Судебные решения

Кассационный суд не может пересматривать дело, если им уже принималось определение об отказе в открытии кассационного производства

В каком случае банк вправе изменить процентную ставку по кредитному договору в одностороннем порядке

Тема номера

Корпоративный штиль

Бизнес-кворум

Долевой порог

Инициативный ход

Ферма гарантирует

Частная практика

Практический учет

Інші новини

PRAVO.UA