1 февраля с.г. на Украине были впервые введены правила и порядок приобретения долей в финансовых учреждениях (собственно, этот порядок коснулся всех сделок купли-продажи, слияний и поглощений (M & A). Такая практика довольно широко распространена в большинстве развитых стран мира как один из действенных инструментов обеспечения стабильности финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг. Именно поэтому введение данного регуляторного акта представляется и нужным, и своевременным.
Порядок согласования приобретения или увеличения существенной доли в финансовом учреждении (кроме банков и профессиональных участников фондового рынка) утвержден распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, от 4 декабря 2012 года № 2531 (распоряжение № 2531).
За время действия распоряжения № 2531 сформировалась определенная правоприменительная практика, которая вызывает у покупателей долей в финансовых учреждениях много вопросов, а именно: относительно определения таких критериев, как соответствие требованиям безупречной деловой репутации, определения угрозы интересам вкладчиков и/или кредиторов финансового учреждения, а также об определении критериев и показателей, которые дали бы возможность подтвердить способность оказывать финансовую поддержку финансовому учреждению в будущем.
В силу того, что распоряжением № 2531 не установлены конкретные показатели, согласно которым аудитор может рассчитывать и подтверждать потенциальную способность покупателя существенной доли в финансовом учреждении в будущем оказывать ему финансовую помощь, в случае необходимости аудиторам приходится ориентироваться на соответствие другим финансовым показателям, в частности на обеспеченность будущего учредителя собственным капиталом.
Остается открытым вопрос необходимости получения предварительного заключения или соответствующего разрешения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на приобретение существенной доли в финансовом учреждении. Ведь указанные документы присутствуют в перечне документов, которые необходимо подать регулятору в случаях, предусмотренных законодательством, для приобретения существенного участия в финансовом учреждении.
Следует отметить, что получение разрешения АМКУ на концентрацию является обязательным, если совокупная стоимость активов у всех участников концентрации с учетом отношений контроля за последний финансовый год, в том числе за границей, превышает сумму, эквивалентную 12 млн евро, и при этом стоимость активов (в том числе за рубежом) не менее чем у двух участников концентрации превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро у каждого, а стоимость активов на Украине хотя бы одного участника превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро.
Стоит обратить внимание на то, что нормативами АМКУ установлены достаточно низкие (по сравнению с мировыми) предельные показатели, превышение которых является концентрацией. В связи с тем, что деятельность профессиональных участников рынков финансовых услуг напрямую связана с осуществлением операций с финансовыми активами, достичь предельного значения показателей, требующих обращения в АМКУ, достаточно легко.
При этом важно помнить о том, что независимо от совокупной стоимости активов участников получение разрешения на концентрацию является также обязательным, когда доля на определенном рынке с учетом отношений контроля превышает 35 % и концентрация происходит на этом или смежном с ним рынке. Стоит учитывать, что понятие рынка имеет достаточно широкое значение, особенно для узкоспециализированных рынков финансовых услуг, и даже при условии недостижения участниками концентрации порога предельных показателей это может быть достаточным основанием для обращения в АМКУ.
Следует отметить, что распоряжение № 2531 устанавливает процедуру и условия согласования в Нацкомфинуслуг порядка приобретения существенного участия в финансовом учреждении не только в случаях приобретения доли 10, 25, 50 и 75 % уставного капитала финансового учреждения, но и при получении права голоса приобретенных акций (долей) в органах управления финансового учреждения.
Если, к примеру, лицо приобретает право голоса на общем собрании участников финансового учреждения по поручению участника, то можно предположить, что такие действия рассматриваются как право голоса приобретенных акций (долей) в органах управления финансового учреждения и являются обязательными к согласованию получения существенного участия в финансовом учреждении.
Такого рода норма законодательства, с одной стороны, служит гарантией ограничения возможности приобретения доли в финансовом учреждении путем простой процедуры заключения договора поручения или по доверенности. Однако с другой стороны, эта норма ограничивает возможность принимать участие в управлении финансовым учреждением тем, кто по объективным причинам (болезнь, выезд за границу и т.д.) не может его осуществлять, ведь процедура согласования существенного участия является достаточно трудоемкой и длительной.
Так каков же выход? Может ли действующий учредитель финансового учреждения передать право голоса на общем собрании по доверенности?
К примеру, решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 13 марта 2012 года № 394, которым регулируется порядок согласования приобретения существенного участия в профессиональном участнике фондового рынка или его увеличения, предусмотрено, что не является опосредованным участием приобретение права голоса 10 % и более в уставном капитале профессионального участника фондового рынка в случае, когда по поручению такого участника лицу предоставляется право голоса, при этом такое лицо находится в трудовых отношениях с участником, или когда в доверенности определен перечень вопросов повестки дня общего собрания с четким указанием того, как и за какое (против какого) решение нужно проголосовать.
Соответственно, обязательным условием для безопасной передачи права голоса на общем собрании учредителей финансового учреждения является четкое определение в доверенности перечня вопросов повестки дня общего собрания с четким указанием как голосовать.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что получение согласования Нацкомфинуслуг на приобретение или увеличение существенного участия в финансовом учреждении является необходимой гарантией обеспечения стабильности финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг. Но порядок такого согласования должен быть прописан таким образом, чтобы участники рынка финансовых услуг четко его понимали и имели реальную возможность выполнить.
ЧЕПУР Анна — руководитель практики правового консалтинга Gryphon Investment Consulting Group, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…