Ценный перегруз — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (828) » Ценный перегруз

Ценный перегруз

Для большинства транспортников (перевозчиков, экспедиторов) мантра, состоящая из слов «принять у грузоотправителя», «загрузить», «довезти», «передать грузополучателю», является священной. Ведь качественно исполненный заказ напрямую влияет на степень «любви» клиента и его желание сотрудничать с конкретным перевозчиком в дальнейшем.

Как известно, гармония достигается за счет конструктивного взаимодействия двух противоположных стихий и явлений. Транспортники стремятся нести ответственность за потерю груза именно в том объеме, который существенно не влияет на их материальное положение и активы, но при этом сохраняются партнерские отношения с клиентом. Заказчик же понимает, что в украинских реалиях найти ответственного перевозчика, перевозящего товар за среднерыночную цену, имеющего достаточные материальные и кадровые ресурсы и отвечающего за потерю груза своими активами, достаточно сложно. Конфликт интересов, на наш взгляд, кроется именно в формировании цены услуги по перевозке. Перевозчик нацелен определять цену своих услуг с учетом величины риска и ответственности, которая зачастую связана со стоимостью и некоторыми иными свойствами груза. В то же время логика заказчика сводится к тому, что цена должна привязываться к расстоянию, стоимости топлива, оперативности транспортировки. В условиях конкуренции побеждает подход клиентов.

Граница ответственности

Положениями Гражданского (статья 924) и Хозяйственного (статья 314) кодексов, Уставом автомобильного транспорта (статья 133), а также Конвенцией о договоре ­международной автомобильной перевозки грузов (Конвенция) определено, что за вред, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает в случаях: утраты или недостачи груза — в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает; повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость; утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.

Перевозчик отвечает за потерю, недостачу принятых к перевозке грузов, если не докажет, что они возникли не по его вине.

Однако при международной автомобильной перевозке существуют свои нюансы.

Договор международной автомобильной перевозки подтверждается составлением грузовой накладной (CMR). Обязательные реквизиты CMR указаны в статье 6 Конвенции, однако также допускается внести дополнительные данные, в частности: заявление о том, что перегрузка запрещается; платежи, которые отправитель должен оплатить, сумма платежей, подлежащий оплате при доставке, задекларированная стоимость груза и сумма дополнительной ценности его для отправителя, перечень документов, переданных для перевозчика.

Если по национальному законодательству ответственность перевозчика во внутренних перевозках перед клиентом полная, то, исходя из пункта 3 статьи 23 Конвенции, размер возмещения по международной транспортировке не может превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования (приблизительно 101,54 грн) за один килограмм отсутствующего веса брутто. Кроме того, возмещению подлежат: плата за перевозку, пошлины, а также другие расходы, связанные с перевозкой грузов, полностью либо пропорционально нанесенному вреду; другой вред возмещению не подлежит (упущенная выгода, штрафные санкции третьих лиц по отношению к заказчику услуги, которые были предъявлены уже самим заказчиком к перевозчику).

Подобные ограничения не распространяются на случаи, когда действия перевозчика расцениваются как умышленное правонарушение.

Стоит отметить следующее: если получатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии перевозчика или самое позднее в момент принятия груза, когда речь идет о заметных потерях или повреждениях, или в течение семи дней со дня поставки груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, если потери или повреждения внешне незаметны, не сделал перевозчику оговорок, указывающих на общий характер потери или повреждений, поскольку не доказано обратное, считается, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. В случае визуально незаметных утрат или повреждений указанные выше оговорки должны быть сделаны в письменной форме.

Однако грузополучателю стоит иметь в виду, что если в таможенной декларации, иных сопроводительных документах на груз есть отметки о повреждениях, недостаче, то приемку товара необходимо принимать с особой тщательностью, поскольку при расчете вреда будет учитываться, по общему правилу, именно вес поврежденного, утерянного груза брутто.

Для того чтобы перевозчик нес ответственность при международной автомобильной перевозке в размере полной стоимости груза, необходимо выполнить некоторые условия.

Когда грузоотправитель оплатит согласованную надбавку за ценность, а также заявит в CMR стоимость груза, лимит ответственности перевозчика будет рассчитываться из стоимости заявленного груза (статьи 23, 24 Конвенции).

Экспедитор ответит за все

Исходя из положений законодательства, в частности статьи 8 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», перечень услуг, которые предоставляются экспедитором в рамках транспортного экспедирования, не предусматривает предоставления экспедитором непосредственно услуг по перевозке грузов, однако перевозчик может исполнять обязанности экспедитора (часть 2 статьи 929 Гражданского кодекса Украины), но это не изменяет его статус как перевозчика в услугах относительно непосредственного перемещения грузов (постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 28 августа 2012 года, дело № 23/100).

Права и обязанности перевозчика и экспедитора являются самостоятельными (постановление ВХСУ от 24 февраля 2010 года, дело № 11/237).

По делу ООО «РДЦ Эксмо-Украина» (клиент) против ООО «ТІР» (экспедитор) № 29/481-13/40 (постановление ВХСУ от 2 февраля 2010 года) о возмещении ущерба вследствие утраты груза перевозчиком, который был привлечен экспедитором, местными судами было правильно установлено отсутствие вины экспедитора в нанесении ущерба с учетом того, что экспедитор исполнил взятые на себя обязательства относительно организации доставки груза. К тому же положения Конвенции регулируют исключительно взаимоотношения между перевозчиком и клиентом экспедитора.

В другом споре ВХСУ по делу № 5019/637/11 от 20 декабря 2011 года указывал, что суды предыдущих инстанций не определили оснований, по которым они отождествили правоотношения, возникшие из CMR между отправителем и перевозчиком, и правоотношения, возникшие из заявки на перевозку, не установили, были ли выполнены сторонами те обязательства, которые возникли из заявки, и не учли требований статьи 316 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которым по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить либо организовать исполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

Таким образом, в зависимости от того, какой статус имеет исполнитель, будет зависеть объем ответственности перед клиентом, а также возможность применения положений Конвенции.

Цветочки и ягодки

Практика обслуживания складских и логистических операторов свидетельствует о жесткой конкуренции на данном рынке. Заказчики пытаются переложить максимум рисков и максимум ответственности на экспедиторов и перевозчиков. И делают это достаточно эффективно.

Заказчики методично добиваются минимальной цены перевозки. В их понимании транспортная составляющая воспринимается как издержки, которые нужно уменьшать любыми доступными способами. Логика понятна, меньше издержек — больше прибыль.

Каким образом перевозчику, экспедитору, логистическому оператору обеспечить минимальную стоимость? Практически добиться этого возможно лишь путем упрощения и унификации процедур, исключения любых дополнительных сервисов. В результате получаем минимально достаточную услугу за минимальную стоимость. Получил ли заказчик то, чего желал? Да, но при этом он не поступился ни единым условием, касающимся ответственности и рисков перевозчика.

В практике часто встречаются ситуации, когда условия заключенных договоров не отражают процедуры, не регламентируют процессы, не учитывают специфику товара.

До заключения договора необходимо провести определенную подготовительную работу, изучить все особенности транспортировки, маршруты, виды транспорта, количество перегрузок, ознакомиться с требованиями завода-изготовителя, в том числе касающимися упаковки и транспортировки, режима и условий хранения, уточнить, будет ли перевозка осуществлена по единому транспортному документу или же будут отдельные отрезки для международной перевозки и внутренней и т.д. Все это должно быть отражено в условиях договора и, что также немаловажно, отражено в цене. Каким бы требовательным и жестким ни был в переговорах ваш заказчик, как бы он не требовал от перевозчика снизить цену, дать отсрочку и т.д., будьте уверены — заказчик все-таки заинтересован получить свой груз. Вот именно на этой заинтересованности и должны строиться взаимоотношения сторон.

РАТУШНЯК Владимир — партнер ЮФ «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев,

ВЛАСОВ Евгений — юрист ЮФ «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Загнали в уголь

В фокусе: Здравоохранение

Здравые предложения

Государство и юристы

Обеспечение риска

Государство и юристы

Новости законотворчества

За неправдивые декларации будут налагать штраф

Судей, работающих с «особо важными» документами, поощрят

Парламент запретит злоупотреблять выбором подсудности

Государство и юристы

Судя по проступкам

Документы и аналитика

Факт проверки

Персональный поход

Международное установление

Претензионный непорядок

Книжная полка

Уголовное исследование

Неделя права

Аграрный тон

Юбиляры хозяйственной юстиции

Публичный отказ

На выборы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Безлимитные ограничения

Выборочные досмотры возвращаются

Неделя права

Сатириконь

Новости из зала суда

Судебная практика

Прокуратура оспорила оправдательный приговор суда присяжных

Суд удовлетворил заявление о применении меры обеспечения

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы АО Arzinger вернули американскому банку средства, похищенные со счетов клиентов

МЮФ Dentons укрепляет практику в сфере банковского и финансового права, реструктуризации и банкротства на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko открывает офис в Лондоне и новую практику по взаимодействию с госорганами

ЮФ «Антика» защитила интересы «Насосэнергомаш»

МЮГ AstapovLawyers успешно представила интересы Ассоциации экспортеров текстиля и сырья в Стамбуле

Отрасли практики

Ценный перегруз

Главное участие

Позитивный шаг

Полоса неведения

Шенгенная инженерия

Рабочий график

Корпоративная пора

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

НДС в составе цены товара

Не подтверждена регистрация

Участие отрицательного значения

Самое важное

ПриГОДность

Полномочный посыл

Возмещенью нет предела?

Взыскание налогового долга

Судебная практика

Досадное положение

Защита из прошлого

Неустоявшаяся практика

Торговля и таможенные процедуры — тема ноябрьского The UJBL

Судебная практика

Судебные решения

Заказчик обязан оплатить фактическую общую площадь объекта строительства, даже если она будет превышать проектную

Органы ГНС не вправе аннулировать регистрацию предприятия как плательщика НДС, если оно лишь приобретало товары или услуги

На филиал предприятия не распространяются льготы по начислению страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

Судебная практика

Под судебным пересмотром

Тема номера

Евроспор

Экологическое решение

Соглашение с результатом

Частная практика

Публично-правовой вектор

10 лет спустя

Юридический форум

Приход миссии

Інші новини

PRAVO.UA