В действующем законодательстве в сфере защиты интеллектуальной собственности прямо предусмотрено, что изданные органами государственной власти в пределах их полномочий официальные документы политического, законодательного, административного характера (законы, указы, постановления, судебные решения, государственные стандарты и т.п.) и их официальные переводы не являются объектами права интеллектуальной собственности.
На международном уровне применяется аналогичный подход — в пункте 4 статьи 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижского акта от 24 июля 1971 года, измененного 2 октября 1979 года), которая ратифицирована Украиной 31 мая 1995 года, указано, что в законодательстве стран Союза сохраняется право определять охрану, которая будет предоставляться официальным текстам законодательного, административного и судебного характера и официальным переводам таких текстов. Относительно проектов упомянутых актов соответствующая оговорка не предусмотрена, но в то же время особенности статуса, к примеру, законопроектов как объектов авторского права не урегулированы. Правда, в определенных случаях они могут рассматриваться как научные произведения.
При этом отношения относительно авторских прав на законопроект лежат на стыке гражданского и конституционного права, частных и публичных интересов, что исключает распространение на них положений права интеллектуальной собственности «в чистом виде».
Реалии украинского парламента
В правоприменительной практике права автора на законопроект (среди которых, к примеру, исключительное право изменять произведение) сохраняются до принятия его в первом чтении — далее законопроект дорабатывается профильным комитетом парламента, а предложения и поправки к нему могут вносить все субъекты законодательной инициативы (причем, правки эти, по существу, анонимны и не пользуются правовой защитой как объекты авторского права). Да и регистрация законопроектов-клонов, идентичных по своему содержанию, свидетельствует о фактическом неприменении норм авторского права к законопроектам. Еще одной проблемой является внесение в парламент законопроекта, который ранее вносился другим инициатором.
Законодательная процедура предусматривает возможность внесения на рассмотрение парламента альтернативных законопроектов — с соответствующими ограничениями. Так, ограничивается срок подачи таких законопроектов — не более двух недель с момента регистрации основного законопроекта. Правда, в парламенте VI созыва можно было наблюдать новшества в виде регистрации законопроектов как «предложений» к законопроекту, который парламентом еще не рассматривался, а также регистрации фактически альтернативных законопроектов под новыми номерами. Кроме того, устанавливается запрет на рассмотрение альтернативных законопроектов, если один из них был принят за основу. Очевидно, что этот порядок не имеет ничего общего с вопросами реализации прав интеллектуальной собственности.
Кстати, на подзаконном уровне во всех вариантах Регламента (Временного регламента) Верховного Совета Украины четко разграничиваются «субъекты права законодательной инициативы», «инициаторы внесения законопроекта», «представители субъекта права законодательной инициативы», «авторы законопроекта». При этом инициаторами внесения законопроекта считаются лица, подписавшие законопроект, а авторами, разрабатывавшими законопроект — лица, сведения о которых указываются в сопроводительных документах к законопроекту. Очевидно, что эти субъекты могут различаться — перечень авторов фактически неограничен, а субъектами законодательной инициативы, согласно статье 93 Конституции Украины, могут быть только Президент Украины, народные депутаты Украины и Кабинет Министров Украины.
Предложения по усовершенствованию
На рассмотрении парламента ныне находится только один законопроект («О внесении изменений в статью 10 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (относительно произведений, которые не являются объектами авторского права)» № 3411, автор — народный депутат Украины Юрий Ключковский), направленный на регламентирование «авторских» правоотношений на законопроекты.
Положения этого законопроекта предлагают установить правовую охрану проектов актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, их официальных переводов и официальных переводов международных актов, а также проектов программ, уставов, положений политических партий, объединений граждан, учредительных документов предприятий, заведений, учреждений и организаций. Таким образом, конкретизируется перечень объектов, которые не охраняются авторским правом, что дает возможность их беспрепятственного использования в интересах общества. Право авторства на соответствующие проекты предлагается закрепить лицу, которое создало соответствующий проект (его разработчику). Разработчик проекта имеет право самостоятельно решать, передавать ли проект на рассмотрение соответствующему органу или уполномоченному лицу для подготовки принятия акта или другого официального документа; он имеет право использовать это произведение как проект и вне процесса его рассмотрения (при этом четко не определено, что следует понимать под «принятием законопроекта к рассмотрению» — его регистрацию в парламенте или принятие в первом чтении. Не ясна и судьба законопроекта, отклоненного парламентом). В то же время автор законопроекта не может иметь авторское право на принятый закон (или другой официальный документ), как и не может помешать вносить изменения в текст проекта в процессе его принятия уполномоченным органом или должностным лицом, или вносить изменения в установленном порядке в принятый акт (или другой официальный документ).
Предусматривается сохранение авторского права на законопроект за автором вне процесса его рассмотрения и принятия, что дает автору весь объем исключительных имущественных и неимущественных прав на такое произведение, и таким образом устраняются возможные препятствия со стороны автора проекта (с точки зрения авторского права) в процессе рассмотрения отмеченного проекта и принятия соответствующего закона парламентом.
Однако механизм охраны такого права представляется недостаточно урегулированным, а в законодательной практике украинского парламента, к сожалению, были случаи фактического плагиата законопроектов и их регистрации без упоминания фактических авторов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…