367 кандидатов в судьи «зависло» на этапе квалификационного экзамена — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №18-19 (1167-1168) » 367 кандидатов в судьи «зависло» на этапе квалификационного экзамена

367 кандидатов в судьи «зависло» на этапе квалификационного экзамена

От законодательной ветви власти зависит, насколько быстро судебная система пополнится трема сотнями судей
Несмотря на то что с момента завершения специальной подготовки в НШС Украины прошел почти год, кандидаты в судьи убеждены, что полученные знания актуальности не утратят

Участникам судебного процесса легко представить, как появление всего одного нового судьи разгрузит чрезмерную работу действующих судей. Из самых очевидных преимуществ: рассмотрение судебных дел будет назначаться быстрее, а судебные решения станут качественнее. А как на работе судебной системы скажется появление более трех сотен
судей?

С ежедневным усугублением кадрового дефицита в судах вопрос кандидатов в судьи приобретает все большую и большую актуальность. В прошлом номере «ЮП» мы писали о 467 кандидатах в судьи, которые находятся на предпоследней конкурсной стадии — рассмотрения рекомендаций Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) о внесении ­представлений о назначении кандидатов на должности судей Высшим советом правосудия (ВСП), и этот процесс стартовал в конце апреля 2020 года. Тогда мы кратко затронули тему другой категории кандидатов так называемого четвертого отбора — их вопрос «завис» на этапе проверки письменных работ в рамках квалификационного экзамена. Таких кандидатов в судьи — 367. Главное отличите этой категории будущих судей от тех, чьи документы уже находятся на рассмотрении в Совете, — наличие трехлетнего стажа работы на должности помощника судьи.

Судьба 367 кандидатов в судьи и то, насколько быстро они смогут пополнить ряды судебной системы, всецело в руках законодательной ветви власти.

Двухмесячный срок

24 мая 2020 года исполнится год, как кандидаты в судьи, которые проходили этапы отбора по общим правилам, завершили девятимесячную специальную подготовку в Национальной школе судей (НШС) Украины. На специальную подготовку был зачислен 381 слушатель, успешно завершили обучение 370 кандидатов (причем двое кандидатов во время процесса были назначены судьями Высшего антикоррупционного суда и Верховного Суда). С 25 июля по 29 августа 2019 года кандидаты проходили квалификационный экзамен в ВККС: они сдали анонимное тестирование и написали практические работы. Эти работы члены ВККС проверить не успели, поскольку их полномочия были прекращены со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые другие законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» № 193-ІХ (Закон).

Усилиями инициативной группы кандидатов путем сотрудничества с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики в законопроект № 1008 удалось добавить норму о том, что ВККС в течение двух месяцев со дня формирования нового состава завершает процедуру отбора кандидатов на должность судьи местного суда, объявленного решением Комиссии от 3 апреля 2017 года № 28/зп-17 (пункт 2 раздела ІІ «Заключительные и переходные положения»). Однако, во-первых, предусмотренный Законом механизм формирования нового состава ВККС оказался провальным, во-вторых, 11 марта 2020 года этот Закон в части формирования Комиссии был «разгромлен» Конституционным Судом Украины (КСУ).

Законодатели работают над новым форматом наполнения ВККС и обещают скоро внести новый законопроект в парламент, но процесс принятия такого документа уж точно легким и быстрым не будет.

Является ли законодательная конструкция пункта 2 раздела ІІ Закона удачной? Стоит ли ее оставить в новом законопроекте неизменной? Способна ли она обеспечить право кандидатов в судьи на профессию? Эти вопросы мы адресовали непосредственно кандидатам.

«С момента внесения законопроекта № 1008, который вскоре стал Законом № 193-ІХ, инициативная группа из числа кандидатов на должность судьи так называемого четвертого отбора, которые не имели трехлетнего стажа работы на должности помощника судьи, постоянно пыталась находиться в тесном контакте с профильным Комитетом парламента относительно внесения подобного положения в соответствующий законопроект», — рассказывает предысторию кандидат на должность судьи Евгений Дряхлов. Этот контакт, по его словам, был обусловлен пониманием кандидатами острой нехватки судейских кадров (прежде всего в судах первой инстанции), а также невозможностью работы ВККС после принятия соответствующего Закона. Как уточняет г-н Дряхлов, кандидаты предоставляли различные по содержанию предложения, в том числе о необходимости работы «старого» состава ВККС до избрания нового состава именно по вопросам окончания отбора, проведения квалификационного оценивания действующих судей и др. «Как раз это и отметил КСУ в своем решении от 11 марта 2020 года — недопустимость нарушения принципа непрерывности власти. То есть кандидаты предоставляли различные предложения, однако Комитет остановился именно на этой редакции, и пока говорить о том, была ли эта конструкция удачной или нет, невозможно, поскольку она так и не сработала», — добавляет комментатор. Он также отмечает, что соответствующее положение — это прежде всего попытка ускорить окончание отбора и, как следствие, заполнение судейских вакансий, поскольку это сейчас является главной проблемой.

Евгений Дряхлов прогнозирует, что новый состав ВККС, когда он будет наконец сформирован, скорее всего не сможет завершить отбор в течение двух месяцев, поэтому, возможно, есть смысл соответствующее положение изменить, придав ему больше определенности, создав более удачную законодательную конструкцию.

Кандидат на должность судьи Сергей Кузьменко говорит, что успешность этой законодательной конструкции определит только время. «Если в кратчайшие сроки после формирования ВККС будет завершен четвертый отбор полностью, и наши 367 кандидатов получат доступ к профессии, благодаря чему нагрузка на работающих ныне судей будет уменьшена, а гражданам будет обеспечен надлежащий доступ к правосудию, — однозначно, эту норму права можно будет назвать удачной», — убежден г-н Кузьменко. Он отмечает, что эта норма силы не утратила, и он не видит предпосылок для ее изменения, поскольку наполнение местных судов на сегодня является главнейшей задачей государства.

Ольга Котельва считает необходимым оставить четко определенный двухмесячный срок завершения процедуры отбора кандидатов на должность судьи. В своем ответе она сослалась на практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который в решении по делу «Олссон против Швеции» (жалоба № 10465/83) указал, что норма национального закона не может рассматриваться как право, если она не сформулирована с достаточной точностью так, чтобы гражданин мог (если необходимо — с соответствующей профессиональной помощью) в определенной степени предвидеть последствия своего поведения. Кандидаты на должность судьи уже более трех лет находятся в процедуре отбора и, преодолев столько этапов, сдав квалификационный экзамен, имеют законные ожидания наконец-то стать судьями. В противном случае, по ее мнению, будет нарушен принцип правовой определенности. «При сохранении данной нормы в новом проекте будет обеспечено право кандидатов в судьи на профессию, иначе наши права будут нарушены, поскольку кандидаты имеют законные ожидания относительно завершения процедуры отбора в течение двух месяцев со дня формирования нового состава ВККС», — отмечает г-жа Котельва.

Солидарен с коллегами и кандидат на должность судьи Вадим Сапунцов. Он акцентирует внимание на том, что указанная законодательная конструкция — это попытка завершить начатый отбор и, как следствие, ускорить процесс заполнения судейских вакансий, поскольку главная проблема сейчас — обеспечение гражданам доступа к правосудию. «В новом проекте соответствующее положение должно сохраниться. По моему мнению, указание в документе конкретных сроков завершения процедуры отбора, начатого еще в 2017 году, — это определенность как для самих кандидатов, так и для общества», — комментирует г-н Сапунцов.

Работы в наследство

Но как распорядится новый состав Комиссии полученными в наследство письменными работами кандидатов? Не возникнет ли у них желания повторно подвергнуть кандидатов испытаниям уже под собственным присмотром?

На этот вопрос Евгений Дряхлов ответил, сославшись на часть 2 статьи 19 Конституции Украины, которая предусматривает, что органы государственной власти должны действовать исключительно на основании, способами и в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и Законами Украины. По его мнению, на данный момент действующая редакция Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» не предусматривает возможности ВККС объявлять новый квалификационный экзамен. «То есть ВККС обязана проверить те работы, которые написаны в пределах квалификационного экзамена, проведенного в августе 2019 года. Других вариантов ни Закон, ни здравый смысл не предусматривают», — безапелляционно заявляет г-н Дряхлов.

Ольга Котельва придерживается аналогичного мнения: «Необходимо завершить проверку имеющихся работ, новый квалификационный экзамен проводить неуместно. Во-первых, на проведение квалифэкзамена кроме времени тратится много материального и человеческого ресурса. Во-вторых, письменные работы сразу после проведения экзамена сканировались, хранились в базе ВККС, а также они дважды закодированы, что исключает риски определения автора работы при проверке».

Вадим Сапунцов тоже считает, что новый состав ВККС будет обязан проверить написанные кандидатами работы. Это логично и обеспечит завершение процедуры отбора законодательно установленным способом. А в случае необходимости при проверке проектов процессуальных решений обновленная Комиссия также может обратиться за помощью к НШС Украины, ведь именно Школа осуществляла проверку практических работ кандидатов в ходе обучения.

Несколько иного мнения придерживается Сергей Кузьменко. По его словам, новому составу ВККС необходимо в максимально сжатые сроки и максимально качественно выполнить поставленные перед ним задачи, в том числе и относительно улучшения состояния судебной системы путем заполнения вакансий в местных судах кандидатами, которые будут иметь общественное доверие. «Именно это должно быть главным при решении вопроса проверки наших работ или объявления нового квалификационного экзамена. Фактически мне это напоминает третью часть «трехсложного теста» из практики ЕСПЧ. Если общество не доверяет бывшему составу ВККС, и это будет вызывать сомнение в назначении меня на должность судьи — я готов повторно сдать очередной экзамен (сколько их уже было за эти три года?). Однако я уверен, что общество нуждается в быстрейшем назначении судей в местные суды, и у него отсутствуют какие-либо сомнения относительно процедуры проведения нашего отбора. Более того, повторный квалификационный экзамен для нашей части четвертого отбора может поставить под сомнение результаты квалификационного экзамена первой части отбора, по которым ВСП уже рассматривает вопрос внесения представлений о назначении», — обращает внимание кандидат в судьи.

Актуальности не утратит

Чем дольше парламент медлит с принятием нового алгоритма формирования состава ВККС, тем больше времени утечет с момента завершения кандидатами специальной подготовки. Однако будущие судьи единогласны в том, что их знания актуальности не утратят, даже несмотря на стремительно изменяющиеся законодательство и судебную практику.

«Кандидаты четвертого отбора, которые не имели трехлетнего стажа работы на должности помощника судьи, — это в подавляющем большинстве практикующие юристы, которые постоянно следят за изменениями законодательства и держат руку на пульсе современной судебной практики, — комментирует Вадим Сапунцов. — Специальное обучение было направлено на фундаментальные основы судейской профессии, понимание принципов судейской этики и профессиональную адаптацию. Программа обучения была обогащена практикой ЕСПЧ, который выступает гарантом эффективной защиты прав человека в рамках европейского правового пространства, обработкой правовых принципов и стандартов, выработанных на основе Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, в реальном внедрении и в правильности применения которых на сегодняшний день чрезвычайно нуждается правовая система и общество в целом».

«Во время подготовки в НШС Украины кандидаты получили глубокие знания и навыки для работы судьей. Что касается изменения судебной практики и законодательства, отмечу, что большинство из данной части четвертого отбора — это адвокаты и прокуроры, которые и сейчас ежедневно сталкиваются с юридической практикой и углубляют знания», — добавляет Ольга Котельва.

«В НШС Украины нас учили основным принципам работы судьи, ориентировали на необходимость соблюдения верховенства права. Эти принципы остаются нерушимыми независимо от изменений законодательства. Подготовка в Школе качественно повлияла на каждого из кандидатов», — уверен Сергей Кузьменко.

«Главной целью соответствующей специальной подготовки было не изучение судебной практики и законодательства, а прежде всего формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного выполнения обязанностей судьи, отношения к участникам судебного процесса с уважением, обеспечения гарантирования прав человека и основных свобод, соблюдения норм этики и осознания высокой значимости суда в демократическом обществе, обеспечения беспристрастности и справедливого публичного рассмотрения дела в разумные сроки», — вторит коллегам Евгений Дряхлов. Именно поэтому, по его словам, прохождение кандидатами на должность судьи девятимесячной специальной подготовки никогда не утратит своей актуальности, а судебная практика и действующее законодательство меняются регулярно, и каждый уважающий себя юрист должен следить за такими изменениями и внедрять их в свою деятельность.

В завершение хотелось бы выразить надежду на оперативное устранение законодательного коллапса в части формирования нового состава ВККС и поделиться впечатлениями наших комментаторов от длительного процесса отбора будущих судей.

 

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,

«Юридическая практика»

___________________________________________________________________

КОММЕНТАРИИ

Длительный путь

Сергей КУЗЬМЕНКО, кандидат на должность судьи

Уверен, что путь к профессии судьи каждый из кандидатов начал не с момента объявления отбора, а значительно раньше, с момента принятия кандидатом собственного решения, готов ли он быть судьей и принять на себя эту ответственность. Однозначно, на этом пути позитивным моментом является учеба в НШС Украины. Однако проведение других процедур уже четвертый год сложно назвать оправданным, тем более в нынешних условиях, когда последний раз «свежая кровь» вливалась в судебную систему в 2016 году. Неоднократно мы слышим о требованиях общества относительно обновления судебной системы, и при этом четвертый отбор продолжается уже четвертый год. И если часть нашего отбора, которая имеет опыт работы помощником судьи более трех лет, сейчас находится на предпоследней стадии отбора, то еще 376 профессиональных юристов, которые никогда не работали в судах (и это большая часть четвертого отбора), до сих пор ожидают создания ВККС, которая должна проверить работы, написанные нами в ходе квалификационного экзамена.

Если говорить о впечатлениях от процесса отбора в целом, лично для меня они положительные: получение новых знаний, знакомство с новыми людьми, личностное развитие. Единственным негативом является приостановление процесса отбора с августа прошлого года.

И все же я, как и мои коллеги, настроен позитивно и уверен, что мы уже в этом году придем к профессии судьи, что должно быть полезным не только для каждого из нас, но и для общества. Ведь отсутствие надлежащего количества судей негативно влияет на доступ каждого человека к суду и своевременность рассмотрения его дела. И назначение на протяжении мая — июля этого года части представителей нашего отбора, обучавшихся в НШС Украины по сокращенной программе и, соответственно, сдававших экзамены раньше, не решит проблемы дефицита судебных кадров в полном объеме.

 

_______________________________________________________________________________

Новые лица

Евгений ДРЯХЛОВ, кандидат на должность судьи

Законодательно установленный срок отбора составляет около двух лет (с учетом проведения первичного тестирования, тестирования у психологов, специальной проверки, специальной подготовки, квалификационного экзамена и конкурса). И именно такой строк был запланирован ВККС еще в 2017 году и опубликован в ориентировочном графике отбора. По этому графику мы должны были принимать участие в конкурсе на занятие вакантных должностей судей еще в июле 2019 года. И такой срок отбора я считаю оправданным и необходимым.

Что касается впечатлений, то они двоякие. С одной стороны, участие в отборе, объявленном ВККС 3 апреля 2017 года, — это огромнейший опыт, это качественные и основательные знания, полученные во время специальной подготовки, это новые друзья со всех уголков страны, это осознание причастности к очень важным процессам. С другой стороны — это разочарование. Разочарование неспособностью в нашем государстве доводить до завершения начатые реформы. Разочарование невозможностью внести свой вклад в развитие судейской профессии в сроки, анонсированные в начале отбора. Большинство из кандидатов за время отбора были вынуждены в корне изменить собственную жизнь, ведь девятимесячное стационарное обучение в НШС Украины было связано с необходимостью покинуть свою работу, приостановить адвокатскую деятельность и фактически жить в других городах без семей на мизерную стипендию, которой в условиях Киева не хватало даже на аренду жилья, не говоря уже про другие нужды не только кандидатов, но и их семей. Поэтому неопределенность, которая возникла сейчас, оптимизма не вселяет и фактически ежедневно нивелирует положительные достижения за время отбора.

И хотя другая сторона впечатлений связана с разочарованием определенными процессами, я больше склоняюсь к хорошим эмоциям и жду только позитивных изменений. Я, как и большинство кандидатов, с которыми общаюсь, надеюсь на скорейшее решение вопроса по формированию нового состава ВККС, завершение нашего отбора и, возможно, объявление следующего, поскольку исключительно за счет нашего отбора кадровый голод не преодолеть. Надеемся, что своими навыками и профессиональным отношением сможем укрепить судейское сообщество. Надеемся, что нехватка кадров, которая сейчас ощущается в судебной системе, будет устранена. Надеемся только на лучшее. И наше желание связать свою дальнейшую судьбу с судейской карьерой не исчезло, мы готовы. Мы — это новые лица правосудия.

 

__________________________________________________________________________

К правосудию готовы

Ольга КОТЕЛЬВА, кандидат на должность судьи

Считаю, что отбор продолжительностью три года (а так произошло, что у некоторых категорий кандидатов этот строк составляет и пять, и десять лет) с момента его объявления нельзя считать оправданным, это вообще противоречит здравому смыслу. Замечу, что путь к профессии судьи начался, вероятно, еще когда человек поступил на юридический факультет, а затем проработал минимум пять лет в юридической сфере, чтобы иметь возможность принять участие в отборе. Кроме того, для четвертого отбора был повышен возрастной ценз с 25 до 30 лет. Средний возраст среди кандидатов моей части отбора, которые обучались девять месяцев в НШС Украины, составил около 40 лет, а юридический стаж составлял в среднем 10–15 лет. Были кандидаты старше 50 и даже 60 лет. Нужно понимать, что эти люди давно уже прошли необходимый путь для того, чтобы качественно вершить правосудие, но не имеют возможности это сделать из-за таких невероятно растянутых во времени процедур.

Что касается самого процесса отбора, то нареканий, кроме длительности, нет. Все экзамены были проведены на самом высоком уровне, специальная подготовка в НШС Украины формировала новое понимание правоприменения, а самое главное — я познакомилась со многими невероятно интересными людьми из разных уголков Украины и теперь поддерживаю с ними дружеские отношения.

 

____________________________________________________________________________

Очередное испытание

Вадим САПУНЦОВ, кандидат на должность судьи

В апреле 2017 года для себя я принял решение. Это был непростой выбор. Я принял во внимание все трудности на этом пути. Законодательством для кандидатов были установлены определенные правила и требования. Со своей стороны я неуклонно соблюдал установленные правила и требования отбора, пройдя все круги специальных проверок, собеседований и тестирований. На девять месяцев я был вынужден оставить семью, работу, родной город Запорожье и посвятить себя исключительно обучению в Харьковском региональном отделении НШС Украины, но не считаю это время потраченным напрасно. Я значительно повысил свой профессиональный уровень и получил много знаний. Бесценным является практический опыт, которым поделились с нами действующие судьи различных специализаций как во время обучения, так и во время стажировки.

С другой стороны, ВККС был составлен и опубликован ориентировочный график отбора, который не удалось выполнить в связи с законодательными изменениями. По этому графику отбор должен был завершиться конкурсом на занятие вакантных должностей судей еще в июле 2019 года. Но этого не произошло. При этом больше огорчает не собственное положение, а когда ко мне обращаются с вопросами: «Как же так? В судах катастрофически не хватает судей, а вы, уже подготовленные кандидаты, не можете стать судьями?». На эти вопросы всегда отвечаю, что я и несколько сотен других кандидатов уже готовы быть судьями, дело только за нашей властью, в первую очередь законодательной. Возможно, такой длительный путь к профессии судьи является еще одним испытанием для кандидатов, но это неоправданно для общества. Надеюсь, что стремления кандидатов, их полученные знания и опыт будут востребованы в ближайшее время.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Послабление условий карантина в отдельных регионах незаконно и противоречит постановлению Кабмина

Государство и юристы

367 кандидатов в судьи «зависло» на этапе квалификационного экзамена

Эксперты проанализировали нюансы и недостатки нового Закона о финансовом мониторинге

Дайджест

Церковь на карантине

Зарубежная практика

Судебная реформа в Польше — Евросоюз защищает независимость польских судей

Новости

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Новости законотворчества

Новости ЕСПЧ

Карта событий

Отрасли практики

Некорректная отсылка

Закон «о фильтрах» нивелирует возможность безосновательно заявлять отвод суда

Судьба института представительства зависит от принятия закона об отмене адвокатской монополии

Самое важное

Представьте себя

Регуляторные планы

Остаться в «живых»

Социальная суть

Судебная практика

В состав общей совместной собственности не входит имущество, полученное одним из супругов бесплатно в порядке приватизации

ЕСВ: когда плательщику не может быть начислен штраф

Требование восстановить налоговый лимит по НДС не является спором о возмещении вреда

Судебные решения

Оставление иска без рассмотрения в подготовительном заседании противоречит процессуальному законодательству

За обжалование судебных решений, принятых по делам об административных правонарушениях, уплачивается судебный сбор

О признании налоговой отчетности поданной вовремя

О нюансах наложения дисциплинарного взыскания на работников налоговой милиции

Тема номера

ЕС оспаривает запрет экспорта из Украины лесо- и пиломатериалов

Суд ЕС считает, что право на налоговый кредит представляет собой неотъемлемую часть системы обложения НДС

Інші новини

PRAVO.UA