С введением жестких карантинных мер в Украине и юристы, и неюристы наперебой стали подсчитывать, сколько прав и гарантий, закрепленных в Конституции Украины, нарушила власть. А давайте подсчитаем, сколько прав и гарантий нарушено в связи с игнорированием проблемы острого кадрового дефицита в местных судах. «Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия…» (статья 55 Основного Закона); «Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание» (статья 29); «Лицо считается невиновным в совершении преступления […] пока его виновность не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда» (статья 62); «Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии…» (статья 43). Права, гарантированные первыми тремя статьями, будет весьма проблематично реализовать в суде, где нет судей, не так ли? И все потому, что государство нарушает четвертую указанную нами статью, закрепляющую право кандидатов на труд.
«Никто не игнорировал!» — весьма резонно можете оппонировать вы. Однако факт остается фактом: отбор кандидатов на должности судей местных судов, стартовавший 3 апреля 2017 года, до сих пор не завершен. А в сложившихся условиях кадрового голода в судах пренебрежение этим мощным кадровым резервом выглядит несколько странно. Давайте проанализируем причины, почему же кандидаты в судьи более трех лет «ждут обещанного».
С 2010 года процесс отбора кандидатов в судьи напоминает увлекательную историю на фоне взлетов и падений различных политических сил и редакций профильного судейского закона. Но давайте сосредоточимся на новейшем этапе этой истории, стартовавшем в 2016 году с принятием Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» № 1402-VIII (Закон). Тогда сама процедура отбора не претерпела кардинальных изменений, а некоторым кандидатам второго и третьего отбора даже удалось отстоять свое право на профессию (речь идет о пресловутом пункте 29 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона).
По Закону кандидатов в судьи от заветной судейской должности отделяло всего-навсего 15 (!) стадий различной сложности. Осознавая длительность и трудность прохождения таких карьерных барьеров, законодатель пошел навстречу кандидатам из числа помощников судей (со стажем работы не менее трех лет) и отдал на откуп Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) право предусмотреть для них некие процедурные уступки с тем, чтобы за их счет побыстрее заполнить судейские вакансии. Эти уступки заключались в сокращенной (однако достаточно интенсивной) программе специальной подготовки в Национальной школе судей (НШС) Украины. Но мечтам о более быстром заполнении вакансий в судах не было суждено сбыться.
И если кандидаты из числа помощников судей или кандидаты ― «выходцы» из предыдущих отборов еще могут вскоре стать судьями, то будущее кандидатов отбора по общим правилам весьма туманно.
Кандидаты в судьи в одной из своих групп в социальной сети подсчитали, что за время их отбора ВККС успела провести два конкурса в Верховный Суд, конкурс в Высший антикоррупционный суд и его Апелляционную палату, проделать на 2/3 работу в рамках конкурса в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и его Апелляционную палату, провести квалификационное оценивание более трех тысяч судей (и это только вершина айсберга). Нельзя сказать, что Комиссия не занималась делами кандидатов в судьи, нет. Однако эти вопросы приоритетными не были.
Итак, отбор кандидатов в судьи с учетом 600 прогнозированных вакантных должностей в местных судах Комиссия объявила в апреле 2017 года. Для участия в отборе обратились 5 336 лиц, а в августе Комиссия объявила о старте процедуры допуска этих лиц к отбору. Первый «просеивающий» этап состоялся 31 октября 2017 года в Международном выставочном центре. ВККС допустила к участию в отборе 4 935 лиц; на анонимное тестирование с целью проверки уровня общих теоретических знаний в сфере права и владения государственным языком явились 4 128 кандидатов. Итоги отборочного экзамена не заставили себя долго ждать, и уже в середине ноября 700 кандидатов с лучшими результатами были допущены к тестированию личных морально-психологических качеств, с которым успешно справились 692 кандидата.
Зимой 2017―2018 годов новостей с «кандидатских полей» не было. Можно было бы предположить, что в это время Комиссия направляла запросы в антикоррупционные и другие органы для получения информации в рамках специальной проверки кандидатов. Исходя из открытых данных, результаты специальной проверки кандидатов из числа помощников судей определялись с 6 марта по 17 апреля 2018 года. В конце марта эта категория кандидатов пошла в школу: интенсивную 70-дневную программу специальной подготовки проходили 285 кандидатов «спецотбора». С 7 июня по 12 сентября 2018 года были определены результаты специальной проверки кандидатов «общего отбора»; параллельно (27 августа 2018 года) стартовала девятимесячная специальная подготовка 381 кандидата по общим правилам.
Также не стоит забывать о кандидатах в судьи, которые были допущены к отбору с учетом особенностей, определенных пунктом 29 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона: с 7 июня по 22 октября 2018 года были определены результаты их специальной проверки, после которой 591 кандидат продолжил участие в отборе.
29‒31 октября 2018 года ВККС провела квалификационный экзамен для 876 кандидатов из числа помощников судей, а также кандидатов второго и третьего отборов. Они сдавали анонимное тестирование и писали практические работы по трем специализациям: местные общие суды, местные административные и хозяйственные суды.
В конце весны 2019 года специальную подготовку завершили кандидаты общего отбора. В июне 2019-го Комиссия решила вопрос квалификационного экзамена для этих лиц: экзамен проводился с 25 июля по 29 августа 2019 года. И теперь самое интересное: кандидаты экзамены сдали. А в период, когда члены ВККС проверяли их практические работы, был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые другие законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» № 193-ІХ, которым полномочия членов ВККС были прекращены. Вот так вопрос почти 400 кандидатов в судьи повис в воздухе без перспективы его быстрого решения.
Но вернемся к кандидатам, которые успешно справились с квалификационным экзаменом 29‒31 октября 2018-го. В резерв на замещение вакантных должностей судей местных общих судов были зачислены 656 кандидатов, в резерв на замещение вакансий судей местных хозсудов — 272, в резерв на замещение вакансий судей местных админсудов — 328.
2 июля 2019 года Комиссией объявлен конкурс на занятие 505 вакантных должностей судей в местных судах, а 9 августа 2019 года ВККС направила Высшему совету правосудия (ВСП) рекомендации о назначении 467 кандидатов судьями 263 судов. В этом списке судов фигурируют также пять вакансий Подольского районного суда г. Киева. Почему мы выделили именно его? «Критическая ситуация в Подольском районном суде г. Киева!» — с таким заголовком 9 апреля 2020 года появилось в информационном поле открытое обращение судей этого суда, адресованное высшим должностным лицам государства, о том, что Подольский райсуд мало того, что имеет наименьший штат судей, но и наименьшее количество фактически работающих судей в сравнении со всеми районными судами города Киева. И это только самый свежий пример.
Для того чтобы провести стадии процесса отбора будущих судей с первой по тринадцатую (статья 70 Закона), ВККС понадобилось 28 месяцев. И вот уже более восьми (!) месяцев длится четырнадцатая стадия процесса — рассмотрение ВСП рекомендаций ВККС и принятие решения относительно кандидата на должность судьи (пятнадцатая стадия — издание указа Президента Украины о назначении на должность судьи).
Стоит сделать скидку на то, что отбор был заблокирован процессом судебного обжалования решения ВККС от 2 июля 2019 года об объявлении конкурса. Хотя заблокирован — это громко сказано, ведь суд не применял никаких обеспечительных мер, которые бы связывали руки Высшего совета правосудия. 29 января 2020 года Большая Палата Верховного Суда отказала истице в удовлетворении иска. «С самого начала этот иск судьи для многих юристов (не только кандидатов в судьи) выглядел бесперспективным, более того, он, по мнению некоторых коллег, «не мог быть удовлетворен никогда и ни при каких условиях», — комментирует адвокат Татьяна Ющенко, которая представляла в суде интересы большей части кандидатов в судьи. — Однако нужно признать, что нечеткость законодательной конструкции нормы Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» объективно существовала, в связи с чем разночтения, в том числе судьями Верховного Суда, исключать было нельзя. Следовательно, кандидаты, даже те, кто не специализируется на административном судебном процессе, были вынуждены еще более углубить свои знания судебной практики Европейского суда по правам человека, научной доктрины и правоприменительных позиций Верховного Суда, ища ответ на сложный правовой вопрос. Каждый день совместная работа над аргументацией позиции защиты объединяла кандидатов, превращая их из обычной группы юристов в самоуправляемое сообщество, где слышат и уважают мнение каждого». Именно поэтому Татьяна Ющенко считает, что инициированный судьей процесс сплотил будущих судей. «Хотя он оказал и негативный эффект, поскольку из-за манипулирования и искажения подробностей процесса в медийной плоскости часто можно было услышать о войне между судьями и кандидатами. На самом деле ни войны, ни каких-либо армий или генералов не было. Это был частный интерес частного лица, выяснение обстоятельств относительно которого едва не привело к нарушению прав почти 500 будущих высокопрофессиональных судей. Теперь в ожидании вызовов в ВСП можно смотреть на этот процесс по-философски, как на интересный жизненный опыт, и выносить из него уроки», — отмечает г-жа Ющенко.
В марте 2020 года, когда кандидаты в судьи томились в ожидании, а кадровый голод в судах с каждым днем усугублялся, мы поинтересовались у членов ВСП, на каком этапе находится вопрос рассмотрения рекомендаций ВККС, однако члены Совета, сославшись на занятость, отказались удовлетворять наши журналистские аппетиты. Полтора месяца ВСП решал, что будет рассматривать вопрос кандидатов в режиме видеоконференции. 16 апреля 2020 года стало известно, что этот процесс стартует 27 апреля.
«Довольно часто в жизни слышала тезис «Чем сложнее путь, тем ценнее победа». Руководствуясь этой логикой, кандидаты четвертого отбора хорошо осознают, насколько ценной является их победа. Но можно ли говорить о назначении на должность судьи как о конечной цели? — задает вопрос Татьяна Ющенко. — Как по мне, если сравнивать все перипетии отбора с рабочими буднями в судах общей юрисдикции, увидим, что настоящая борьба ожидает «молодых» судей еще впереди». История четырех отборов, по ее словам, свидетельствует о том, что на самом деле в Украине нет никаких гарантий относительно назначения на должность судьи. «Уровень знаний, добропорядочности, профессиональности, хорошие личные качества отходят на второй план, когда возникают непредвиденные ситуации, как вот судебный иск об обжаловании конкурса, или досочное прекращение полномочий ВККС, или вспышка болезни. Именно поэтому в случае объявления пятого отбора каждый желающий надеть судейскую мантию должен понимать, что его путь к заветной должности может быть достаточно длительным и очень сложным, но и будущая работа будет нелегкой. В судейской профессии есть место только смелым, сильным духом и настойчивым, способным принимать решения и «держать удар». Убеждена, что каждый из кандидатов, сравнивая то, каким он был, когда подавал заявление на участие в отборе, и каким стал сейчас, видит изменения, и этот опыт делает его сильнее», — утверждает адвокат.
Нам больше нечего добавить, кроме как поделиться очень эмоциональными комментариями кандидатов в судьи, которые испытали все процедуры отбора на себе.
Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»
____________________________________________________
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Жизненный путь
Наталия Алексашина, кандидат на должность судьи из числа помощников судей
Отбор на должность судьи призван обеспечить оперативное наполнение судебной ветви власти профессиональными судьями.
В начале апреля исполнилось три года со дня объявления ВККС четвертого отбора на должность судьи, однако до сих пор по результатам его проведения не назначен ни один новый судья местного суда.
Конечно, можно ссылаться на то, что процедура отбора на должность судьи местного суда является беспрецедентно сложной и насчитывает 15 стадий. Однако между этими стадиями всегда были неоправданно большие интервалы ожидания, которые в некоторых случаях длились по полгода. Очередная судебная реформа 2016 года, по сути, предусматривала амбициозные планы полной перезагрузки всей судебной системы, но на практике оказалось невозможным одновременное проведение в краткие сроки всех запланированных процедур. На этом фоне наполнение местных судов новыми судьями стали рассматривать как менее приоритетное задание.
Кроме того, на полгода затормозил процедуру отбора иск судьи, которая желала быть переведенной в другой суд и считала себя дискриминированной вследствие недопуска ее к участию в конкурсе вместе с кандидатами на должность судьи. Инициированный судебный процесс стал неожиданным дополнительным испытанием, в ходе которого кандидаты в судьи вынуждены были в судебном порядке отстаивать свое право на доступ к профессии.
На сегодня имеем парадоксальную ситуацию, когда в стране критически не хватает судей, но назначение новых не осуществляется. Работающие судьи и граждане, которые обращаются за защитой в суды, уже ощутили на себе негативные последствия кадрового голода в судебной системе. Часть судов в стране не осуществляет правосудия в связи с отсутствием судей, а в части судов количество фактически работающих судей составляет менее 50 % от штатной численности. Вследствие этого нарушается право граждан на обеспечение государством доступа к правосудию. Действующие судьи вынуждены работать в условиях повышенной нагрузки, что негативно сказывается на сроках и качестве рассмотренных дел. Со временем кадровый кризис будет только ухудшаться.
Для большинства кандидатов наиболее сложным испытанием в процедуре отбора стало непомерно длительное ожидание. Сложно ждать, не имея возможности повлиять на ситуацию. Досадно осознавать, что на ожидания расточаются силы и время, которые мы могли бы потратить на работу судьями. Сложно планировать свою жизнь в условиях неопределенности. Чувствуешь себя неловко, когда из года в год приходиться отвечать на вопросы друзей и знакомых: «Ну что, вы уже стали судьями? Нет? А когда же вас назначат?». Каждый раз все сложнее объяснять своим детям, почему мама или папа так долго проходит испытания. К сожалению, родители некоторых кандидатов уже никогда не смогут увидеть завершение отбора и вместе с нами порадоваться профессиональным достижениям своих детей. Это обратная сторона отбора, о которой знают только кандидаты и их семьи.
На данный момент часть кандидатов на должность судьи находиться на предпоследней стадии отбора — ожидает рассмотрения ВСП рекомендаций о назначении на должность судьи. Учитывая ограничения, введенные с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни COVID-19, личная явка кандидатов в Совет невозможна, поэтому рассмотрение рекомендаций состоится в режиме видеоконференций.
Стоит ли должность судьи таких испытаний, которые выпали на долю каждого кандидата? По моему мнению, этот вопрос целесообразно задать, когда нынешние кандидаты будут иметь солидный судейский стаж.
Многолетнее участие кандидатов на должность судьи в отборе доказывает, что решение стать судьей было принято ими взвешенно и осознанно. Профессия судьи рассматривается не просто как желаемая должность, а как избранный жизненный путь.
_____________________________________________
Ударная пятилетка
Владимир Котвицкий, кандидат на должность судьи
В среде кандидатов на должность судьи первой инстанции нас называют «динозаврами»: меня и еще почти четыреста повторно зачисленных в судебный резерв кандидатов, которые начинали свой путь к профессии судьи молодыми специалистами еще в «оранжевую» эпоху истории нашего молодого государства. Проходили обучение в НШС Украины и впервые сдавали конкурсные экзамены в эпоху «бело-голубую». Боролись за возможность продолжить путь и повторно доказывали квалификацию на экзамене в «красно-белый» период коренных изменений в судебной системе. А зеленый свет для завершения своего стайерского забега получили уже в «зеленые» времена нашей страны.
Почти пять лет назад комментировал на страницах «ЮП» статью о неутешительных для многих кандидатов результатах второго отбора. Вспомнил тогда крылатую цитату Фридриха Ницше в контексте того, что полученный опыт отбора сделал кандидатов более сильными, несмотря на его нерезультативное завершение. Но с учетом событий последней пятилетки (во всех смыслах — ударной) пришел к несколько иному выводу о практически абсолютной неуязвимости этих людей на пути к цели.
Из года в год увеличивая свои профессиональные компетенции, изучая и применяя на практике нормы права, юридические «динозавры» на своей задубевшей шкуре почувствовали печальную правоту закона Мерфи и других подобных «законов». В частности, на практике доказан второй закон Чизхолма: когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем. Действительно, всегда находилась причина, которая отдаляла кандидатов от поставленной перед собой цели: изменение властных команд и связанное с этим изменение концептов судебной реформы, осознанное игнорирование властью проблемы с кадровым наполнением судов первой инстанции, судебное обжалование процедуры проведенного конкурса, коронавирусная инфекция COVID-19 в конце концов. Однако, общаясь с коллегами внутри кандидатского сообщества во время самых сложных этапов отбора, ни разу не услышал от них слов сомнения в правильности сделанного выбора в направлении дальнейшего развития карьеры. Конечно, сомнения относительно практической реализации процедур отбора были, в частности, в разумности сроков его проведения, обоснованности причин длительности, в целесообразности проведения отдельных этапов и так далее. Но никто из кандидатов не жаловался на напрасно потраченное время.
С другой стороны, нельзя не вспомнить и позитивных моментов длительной процедуры отбора. А именно то, что к финишной прямой кандидаты подходят сплоченным, преодолевшим вместе препятствия коллективом единомышленников, отлично мотивированных долговременным пребыванием в резерве, максимально настроенных на тяжелый судейский труд (поскольку в своем большинстве это коллектив состоит из представителей судебной ветви власти), обладающих знаниями о реальной ситуации внутри судебной системы, без розовых очков легкомысленного оптимизма.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…