За несвоевременную или не в полном объеме уплату единого взноса на общеобязательное социальное страхование (ЕСВ) предусмотрено применение к плательщику финансовых санкций, а также возможность привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ. В то же время, если плательщиком была допущена ошибка и денежные средства были перечислены не на тот счет, но в итоге в полном объеме поступили в государственный бюджет, то к плательщику ЕСВ не подлежат применению предусмотренные законодательством штрафные санкции за просрочку платежа и начисление пени. Это следует из вывода Кассационного административного суда в составе Верховного Суда (ВС), сделанного в постановлении от 10 апреля 2020 года по делу № 821/844/17.
Согласно обстоятельствам дела, в июне 2017 года государственное учреждение «Исправительная колония» обратилось в суд иском к Главному управлению Государственной фискальной службы в Херсонской области (управление ГФС), в котором просило отменить решение налогового органа о применении штрафных санкций и начислении пени.
Свои требования истец обосновывал тем, что управлением ГФС приняло противоправное решение, поскольку единый взнос на общеобязательное социальное страхование вольнонаемных работников был перечислен государственным учреждением в государственный бюджет своевременно и в полном объеме. По утверждению истца, допущенная при перечислении ЕСВ техническая ошибка, которая привела к направлению средств на расчетный счет налогового органа для аттестованных сотрудников, а не на счет, предусмотренный для перечисления ЕСВ на страхование вольнонаемных работников, не может быть основанием для применения штрафных санкций и начисления пени, поскольку средства были перечислены в полном объеме и поступили в государственный бюджет.
Херсонский окружной административный суд постановлением от 15 августа 2017 года, которое было оставлено без изменений определением Одесского апелляционного административного суда от 3 октября 2017 года, исковые требования колонии удовлетворил в полном объеме — признал противоправным и отменил решение управления ГФС о применении к истцу штрафных санкций и начислении пени за несвоевременную уплату ЕСВ за период с 21 сентября по 9 декабря 2016 года.
В частности, суды установили, что во время уплаты ЕСВ за август 2015 года, срок уплаты которого заканчивался 20 сентября 2016 года, указанные средства были ошибочно перечислены на расчетный счет для уплаты ЕСВ за аттестованных сотрудников государственного учреждения, а не на счет для ЕСВ за вольнонаемных работников. Это в итоге привело к возникновению у колонии задолженности по ЕСВ за вольнонаемных работников и переплате ЕСВ за аттестованных сотрудников.
В дальнейшем истец, обнаружив допущенную ошибку, исправил ее, но на правильные счета средства поступили лишь 9 декабря 2016 года, что и послужило основанием для принятия оспоренного решения налогового органа.
Суды, принимая решения о противоправности и отмене решения управления ГФС, исходили из того, что в итоге общая сумма ЕСВ уплачена в полном объеме и поступила в государственный бюджет.
На указанные решения фискальным органом подана кассационная жалоба, в которой кассатор указал на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и просил их отменить, а по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом управление ГФС считает правомерным принятое им и оспоренное истцом решение и обращает внимание на то, что сумма ЕСВ, не начисленная и/или не уплаченная в установленные законодательством сроки, является недоимкой и подлежит взысканию с соответствующим начислением пени и применением штрафных санкций.
Рассмотрев кассационную жалобу, коллегия судей Кассационного административного суда в составе ВС пришла к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В частности, суд кассационной инстанции обратил внимание, что в соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 45 Бюджетного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) налоги и сборы и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующих уплату поступлений бюджета. Указанные платежи признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.
Пункт 2 части 1 статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) определяет, что ЕСВ — это консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.
В случае перечисления ЕСВ со счета плательщика на соответствующие счета органа доходов и сборов, согласно положениям пункта 1 части 10 статьи 9 указанного закона, днем уплаты ЕСВ считается день списания банком или центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет органа доходов и сборов.
Коллегия судей Кассационного административного суда в составе ВС обратила внимание, что налоговый орган не предоставил надлежащих доказательств в подтверждение наличия правовых оснований для применения в отношении государственного учреждения «Исправительная колония» штрафных санкций за несвоевременную уплату (перечисление) ЕСВ и начисления пени, в то время как судами установлена и подтверждена надлежащими доказательствами уплата ЕСВ истцом вовремя и в полном объеме.
ВС признал, что суды предыдущих инстанций обоснованно отклонили доводы контролирующего органа о том, что колония несвоевременно осуществила перечисление ЕСВ, поскольку допущенная ею техническая ошибка, вследствие которой средства были перечислены на расчетный счет налогового органа для уплаты ЕСВ за аттестованных сотрудников, а не на счет для уплаты ЕСВ за вольнонаемных работников, была выявлена и самостоятельно исправлена истцом путем зачисления соответствующих сумм на правильный счет.
Также ВС указал, что штрафные санкции применяются в случае неуплаты (неперечисления) или несвоевременной уплаты (перечисления) ЕСВ, а не в случае ошибочно уплаченных сумм ЕСВ на несоответствующий счет.
«Совершение ошибки во время перечисления согласованной сумы денежного обязательства в государственный бюджет должно квалифицироваться как действие, хоть и ошибочное. А действия, не содержащие признаков бездействия налогоплательщика при уплате согласованной суммы денежного обязательства, не могут быть основанием для применения штрафов», — подчеркнул Верховный Суд.
Также следует отметить, что аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ВС от 14 августа 2018 года по делу № 821/1897/17.
Комичность ситуации по этому делу в том, что ЕСВ уплачивался государственным учреждением, финансируемым за счет государственного бюджета, и по сути, средства из госбюджета перечислялись на другой счет государственного бюджета, но за допущенную техническую ошибку контролирующий орган применил штрафные санкции и начислил пеню, уплата которых также осуществлялась бы за счет средств государственного бюджета.
Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ
«Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…