В последние несколько месяцев органы Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) усилили активность в работе с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Работа эта по большей части заключается в том, что работники государственной налоговой инспекции (ГНИ) звонят по телефону таким плательщикам или сообщают им в любой другой форме о наличии у них задолженности. Возникновение указанной задолженности они объясняют начислением пени за несвоевременную уплату единого налога. Насколько правомерны подобные действия работников ГНИ?
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо перечисляет сумму единого налога ежемесячно не позже 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины.
Данный Указ Президента не определяет размер пени или любую другую форму ответственности за несвоевременную уплату единого налога. Зато работники ГНИ утверждают, что в данном случае должен применяться Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года (Закон).
Подпункт 5.4.1 Закона устанавливает, что согласованная сумма налогового обязательства, не оплаченная налогоплательщиком в сроки, определенные данной статьей, признается суммой его налогового долга.
Налоговое обязательство согласовывается путем:
— самостоятельного его определения налогоплательщиком в налоговой декларации и считается согласованным со дня представления такой налоговой декларации (пункт 5.1 Закона);
— начисления контролирующим органом в соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 статьи 4 Закона и считается согласованным в день получения налогоплательщиком налогового уведомления (пункт 5.2 Закона), за исключением случаев, определенных подпунктом 5.2.2 (согласование в административном или судебном порядке).
Но, во-первых, плательщик единого налога не обязан подавать какие-либо налоговые декларации. Согласно пункту 9 приказа ГНАУ «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи» № 599 от 29 октября 1999 года, «плательщик единого налога в течение 5 дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, то есть не позже 5 апреля, 5 июля, 5 октября и 5 января, подает отчет в соответствии с дополнением 3 к Порядку № 599». Но этот отчет не является налоговой декларацией.
Во-вторых, законодательством не предусмотрено обязательство налогового органа определять размер налогового обязательства для плательщика единого налога, соответственно и согласовывать его. Зато размер ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности (абзац 2 пункта 2 Указа Президента) и платится авансом (в соответствии с вышеуказанным приказом ГНАУ № 599).
Поэтому можно однозначно утверждать, что согласование налогового обязательства как основание возникновения налогового долга при уплате единого налога не происходит.
Работники ГНИ при начислении пени руководствуются подпунктом 17.1.7 Закона, в соответствии с которым «в случае, когда налогоплательщик не платит согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных данным Законом, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф».
Однако, как уже отмечалось выше, при уплате единого налога не происходит согласование налогового обязательства, следовательно, нет оснований для применения подпункта 17.1.7 Закона.
Вопросы, затронутые в этой статье, уже были объектом рассмотрения Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Так, в своем письме № 4735 от 30 июня 2006 года Госкомпредпринимательства отметил, что «санкции за неуплату налогового обязательства, предусмотренные Законом, не могут быть применены к физическим лицам — плательщикам единого налога».
Также следует отметить, что это уже не первая попытка налоговиков применить к плательщикам единого налога штрафные санкции, предусмотренные данным Законом. Пример тому — письмо ГНАУ № 16658/7/24-1117 от 24 октября 2003 года. В указанном письме отмечено, что, подавая заявление о переходе на уплату единого налога, предприниматель, по мнению налоговиков, якобы соглашается на уплату единого налога в сумме, установленной местным советом, подтверждает предельные сроки уплаты и сумму единого налога, подлежащего ежемесячной уплате. Исходя из этих суждений налоговиков, сумма единого налога считается согласованной, а плательщик налога обязан заплатить сумму налогового обязательства в срок не позже 20 числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлялась предыдущая уплата единого налога.
Ввиду того, что плательщики единого налога не подают налоговую декларацию, налоговики считают, что вправе сами начислять налоговые обязательства относительно этого налога. Таким образом, согласно рекомендациям ГНАУ, в случае если налогоплательщик не платит согласованную сумму налогового обязательства в установленные сроки, налоговый орган направляет ему налоговые требования, формируемые относительно согласованных сумм налоговых обязательств, не оплаченных налогоплательщиком, в соответствии с Законом.
Однако вскоре после этого ГНАУ кардинально изменила свое мнение и издала новое письмо под № 19707/7/17-2317 от 18 декабря 2003 года, в котором рекомендовала воздержаться от направления плательщикам единого налога налоговых уведомлений, определенных в статье 6 Закона, о которых шла речь в письме № 16658.
Последние события свидетельствуют о том, что ГНАУ решила еще раз попробовать «притянуть за уши» нормы Закона в части применения санкций к плательщикам единого налога. Следует обратить внимание на то, что такие незаконные действия налоговиков опять осуществляются накануне сдачи заявлений на получение свидетельства об уплате единого налога на следующий год. При этом основным аргументом работников ГНИ является то, что плательщик единого налога, не оплативший начисленные ими штрафные санкции, не получит свидетельство об уплате единого налога на следующий год.
Впрочем, такое основание для отказа в выдаче свидетельства об уплате единого налога не предусмотрено в приказе ГНАУ № 599 от 29 октября 1999 года. Поэтому отказ в выдаче свидетельства по указанным основаниям, как и другие упомянутые действия налоговиков, является незаконным и должен быть обжалован в административном, а если придется, то и в судебном порядке.
СЕНИВ Тарас — юрист адвокатского объединения «Адвокатская компания «Фавор», г. Львов
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…