Европейский Союз начал проведение общей политики в сфере охраны окружающей среды с 1967 года — после принятия Директивы о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ. Первая программа действий в сфере окружающей среды была согласована в 1973 году. Такое решение базировалась на результатах первой Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 года, на которой рассматривались общественные и научные проблемы относительно «зон роста». Сегодня, спустя более 40 лет, при наличии значительного количества законодательных актов в сфере охраны окружающей среды в странах ЕС все еще существуют похожие или даже идентичные проблемы: возрастающее потребление и использование природных ресурсов превышает экологический технологический процесс. Продолжают свое существование, а порой и возрастают в масштабах хорошо известные экологические проблемы, связанные с увеличивающимся использованием природных ресурсов, сокращением биоразнообразия, разрушением природной среды обитания определенных видов животных и птиц, долгосрочным загрязнением окружающей среды и т.п.
С принятием Единого европейского акта в 1986 году вопрос охраны окружающей среды был включен в Договор о Европейском экономическом сообществе и также стал частью полномочий Европейского Сообщества (сейчас — Европейского Союза).
Начиная с 1970-х годов, было введено в действие немало источников права ЕС в сфере охраны окружающей среды, которые на сегодня образуют самый большой и объемный современный набор природоохранных стандартов в мире.
Источники права ЕС в сфере охраны окружающей среды также называют экологическими (природоохранными) acquis (acquis communitaire) и относят к наиболее важным отраслям права ЕС как предмету переговорного процесса при присоединении новых стран к ЕС.
Обязательства Украины
Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами — членами с другой стороны (Соглашение) открыло новые возможности и создало новые стандарты для Украины в разных сферах общественной жизни, включая и охрану окружающей среды.
Секторальные вопросы сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в Соглашении закреплены в главе 6 «Окружающая среда» раздела V «Экономическое и отраслевое сотрудничество».
В соответствии с пунктом «а» статьи 361 главы 6 «Окружающая среда» раздела V цель сотрудничества — в сохранении, защите общественного здоровья, благоразумном и рациональном использовании природных ресурсов и поощрении на международном уровне мероприятий, направленных на решение региональных и глобальных проблем окружающей среды, включая изменение климата.
Для Украины имплементация законодательства ЕС в сфере охраны окружающей среды охватывает восемь секторов:
— управление окружающей средой и интеграция экологической политики в иные отраслевые политики;
— качество атмосферного воздуха;
— управление отходами и ресурсами;
— качество воды и управление водными ресурсами, включая морскую среду;
— охрана природы;
— промышленное загрязнение и техногенные угрозы;
— изменение климата и защита озонового слоя;
— генетически модифицированные продукты.
В целом указанные восемь секторов включают 29 источников права (acquis communitaire) — директивы и регламенты ЕС, устанавливающие общие правила и стандарты, которые должны быть перенесены во внутреннее национальное законодательство.
В отличие от действующего законодательства Украины, которое зачастую носит декларативный характер, источники права ЕС определяют количественные и качественные результаты, которые необходимо достичь каждой стране на протяжении определенного периода и/или которые исчерпывающе определяют процедуры. Особенность директив ЕС состоит также и в том, что государства должны адаптировать свое внутреннее законодательство для достижения целей, указанных в Директивах, но при этом могут сами определить методы их достижения.
Во исполнение положений Соглашения об ассоциации Кабинет Министров Украины разработал план мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами — членами с другой стороны, который был утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 года № 847-р.
С целью обеспечения выполнения указанного плана мероприятий Министерство экологии и природных ресурсов (Минприроды) разработало детальные планы по имплементации отдельных директив и регламентов ЕС в области охраны окружающей среды, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2015 года № 371-р.
Кроме того, в Минприроды разработана Национальная стратегия приближения (аппроксимации) законодательства Украины к праву ЕС в сфере охраны окружающей среды (обновлена в феврале 2015 года).
Для работы по аппроксимации законодательства Украины к праву ЕС были созданы девять рабочих групп, в частности:
— по вопросам качества воды и управления водными ресурсами;
— по вопросам обращения с генетически модифицированными организмами;
— в сфере управления отходами и ресурсами;
— по имплементации Директивы 2011/92/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС об оценке воздействия отдельных государственных и частных проектов на окружающую среду (кодификация);
— по имплементации Директивы 2001/42/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 27 июня 2001 года об оценке воздействия отдельных планов и программ на окружающую природную среду;
— по охране природы;
— по имплементации Регламента (ЕС) 2037/2000 по веществам, разрушающим озоновый слой;
— по формированию государственной климатической политики;
— по вопросам имплементации Директивы 2008/50/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС о качестве атмосферного воздуха и чистом воздухе для Европы, Директивы 2004/407/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС о мышьяке, кадмии, ртути, никеле и полициклических ароматических углеводородах в атмосферном воздухе.
К работе в указанных рабочих группах привлечены представители общественности и бизнеса, эксперты и общественные деятели в сфере охраны окружающей среды.
На данный момент уже разработаны:
1) проект Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую природную среду». Данный документ разрабатывался во исполнение положений Орхусской конвенции и конвенции Эспо и направлен на имплементацию Директив 2011/92/ЕС и 2003/4/ЕС (законопроект прошел процедуру общественного обсуждения, направлен в Европейскую комиссию ЕС для проведения экспертной оценки на соответствие нормам права ЕС). Аналогичный законопроект подан группой народных депутатов, зарегистрирован в Верховном Совете Украины (№ 2009а) и находится на рассмотрении в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Цель законопроекта — установление правовых и организационных основ оценки воздействия на окружающую среду, предотвращение экологического ущерба и обеспечение исполнения международных обязательств Украиной относительно участия общественности в принятии экологически значимых решений из-за введения процедуры оценки воздействия на окружающую среду;
2) проект Закона Украины «О стратегической экологической оценке» по имплементации Директив 2001/42/ЕС и 2003/35/ЕС.
Цель законопроекта состоит в установлении сферы применения и порядка осуществления стратегической экологической оценки, механизма проведения трансграничных консультаций, информировании о принятом решении и мониторинге воздействия выполнения документа государственного планирования на окружающую среду;
3) проект Закона Украины «Об охране озонового слоя» разработан во исполнение обязательств по Монреальскому протоколу, а также Регламента (ЕС) № 2037/2000 о веществах, разрушающих озоновый слой;
4) проект Закона Украины «О внесении изменений в Водный кодекс Украины» (разработан совместно с Государственным агентством водных ресурсов Украины).
Следует отметить, что вышеперечисленные проекты актов уже отправлены на согласование в центральные органы исполнительной власти.
Климатическая политика
Подраздел «Изменение климата и защита озонового слоя» приложения XXX к Соглашению содержит положения, связанные с имплементацией в двухлетний срок с даты вступления в силу договора, Директивы № 2003/87/ЕС «Об установлении схемы торговли выбросами парниковых газов в рамках Сообщества и внесении изменений и дополнений в Директиву № 96/61/ЕС с изменениями и дополнениями, внесенными Директивой № 2004/101/ЕС». В частности, предусмотрены:
— принятие национального законодательства и определение уполномоченного органа (органов);
— установка системы определения соответствующих сооружений/установок и парниковых газов, которые будут регулироваться в рамках национальной системы торговли квотами;
— разработка национального плана распределения квот между заводами/комплексами;
— внедрение разрешительной системы на выбросы парниковых газов и установление квот, которые будут продаваться на национальном уровне заводам/промышленным комплексам на Украине;
— создание системы мониторинга, отчетности, осуществления проверок и контроля, а также процедуры консультаций с общественностью.
Все эти мероприятия требуют значительных финансовых ресурсов, проведения научных работ, развития институциональной способности, а также осуществления разъяснительной работы с общественностью и бизнесом.
В завершение следует отметить, что принятые в последнее время экологические политические инициативы ЕС, как и раньше, направлены на решение проблем изменения климата, сокращения биоразнообразия, неустойчивого использования природных ресурсов и негативного влияния экологических составляющих на здоровье человека. И хотя эти вопросы остаются очень важными, сейчас в большей степени учитывается их взаимосвязь с широким кругом иных общественных тенденций, в том числе в сфере сельского хозяйства, транспорта, энергетики, регионального развития и т.п. И Украина не может оставаться в стороне от данных процессов. Ее вовлеченность в общую экосистему Европы определяет и ее евроинтеграционный путь на политической арене.
ВРОНСКАЯ Анна — заместитель министра экологии и природных ресурсов Украины по вопросам европейской интеграции, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…