К числу органов, призванных бороться с коррупцией, планируют добавить еще один. Правительство внесло на рассмотрение парламента законопроект № 3040 «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений», который был разработан Министерством юстиции с участием Генеральной прокуратуры Украины в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по координации возврата на территорию Украины средств, полученных преступным путем, бывшими высокопоставленными лицами Украины. Необходимость создания такого законопроекта указана в Законе Украины «Об основах государственной антикоррупционной политики (Антикоррупционная стратегия)» на 2014–2017 годы, в Государственной программе по реализации основ государственной антикоррупционной политики на Украине (Антикоррупционной стратегии) на 2015—2017 годы. Кроме того, создание агентства по возврату активов является одним из основных критериев выполнения Украиной Плана действий относительно либерализации ЕС визового режима для Украины.
Стоит отметить, что на международном уровне вопросы розыска, ареста, управления активами, полученными преступным путем, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов, полученных от преступной деятельности и финансировании терроризма, решением Совета Европейского Союза о сотрудничестве между офисами по возврату активов в сфере розыска и выявления доходов от преступлений или иного имущества, связанного с преступлениями от 6 декабря 2007 года № 2007/845/JHA, Директивой ЕС «О замораживании и конфискации орудий преступлений и доходов, полученных преступным путем в Европейском Союзе» от 3 апреля 2014 года № 2014/42/EU.
Законопроектом № 3040 предлагается создать Национальное агентство в виде центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве, и/или управления активами, на которые наложен арест или которые конфискованы в уголовном производстве.
Что касается финансирования нового государственного органа, следует отметить, что предложение авторов законопроекта № 3040 раскритиковало Главное научно-экспертное управление парламента. Авторами законопроекта предполагается, что работа Нацагентства может быть поддержана за счет финансовой помощи со стороны Европейского Союза в рамках контракта для Украины по развитию государства (State Building Contract). А с началом своей деятельности Национальное агентство сможет получать финансовые поступления в бюджет за счет эффективного управления активами, на которые наложен арест. То есть Нацагентство будет напрямую заинтересовано в поиске и управлении преступными активами. Примечательно, что финансирование будет необходимо не только новосозданному Нацагентству и его территориальным органам, но и Межведомственной комиссии по вопросам реализации активов, Комиссии по внешнему контролю и Единому государственному реестру активов, на которые наложен арест в уголовном производстве.
Напомним, что в соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных Законом Украины о государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Говоря дальше о госбюджете, стоит обратить внимание и на законопроект № 3041, который тесно связан с вышеуказанным. В законопроекте путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины предлагается к главным распорядителям бюджетными средствами отнести Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
Авторы законопроекта № 3040 собираются создать небольшой по численности сотрудников госорган, по их задумке предельная численность не должна превышать 100 человек (включая работников территориальных подразделений в случае их создания). При этом определенное количество работников Национального агентства будут командированными из других госорганов, например, прокуратуры, Национального антикоррупционного бюро, Госфинмониторинга, МВД, Минфина.
Авторы законопроекта называют следующие гарантии независимости деятельности Нацагентства:
— назначение председателя Агентства из числа лучших кандидатов, избранных в ходе прозрачной, состязательной процедуры специальной конкурсной комиссией;
— четко определенный перечень оснований для увольнения с должности председателя Агентства;
— условия оплаты труда, которые должны обеспечить комплектование Агентства высококвалифицированными кадрами;
— широкие полномочия Агентства по получению информации об активах, доступ к информационным ресурсам, обеспеченные обязанностями органов власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предоставлению информации, а также механизмами принуждения в случае непредоставления информации;
— независимый профессиональный и общественный контроль деятельности Национального агентства, прозрачность и подотчетность его работы.
Основными задачами Национального агентства будут:
— осуществление мероприятий по выявлению, розыску, оценке активов, по обращению следователя, прокурора, суда (следственного судьи);
— организация мероприятий, связанных с оценкой, учетом и управлением активами;
— ведение Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве;
— участие в обеспечении представительства прав и интересов Украины в зарубежных юрисдикционных органах по делам, связанным с возвратом активов.
Сложно не согласиться с замечанием Главного научно-экспертного управления, что реализация положений этого законопроекта в случае несоблюдения строгой законности и необеспечения действительной прозрачности конкурсных процедур может привести к созданию механизмов «узаконенного рейдерства» арестованного имущества путем незаконного открытия уголовного производства в отношении определенного лица, наложения ареста на его имущество, передачи такого имущества в управление сначала Национальному агентству, а потом от Национального агентства другим заранее определенным субъектам, которые будут пользоваться таким имуществом, пока продолжается досудебное следствие и рассмотрение дела в суде.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…