В рамках торговой войны между Украиной и Российской Федерацией активизировалось использование такого механизма, как антидемпинговые меры.
По нашему мнению, количество расследований и применяемых по их результатам мер будет только расти. Причин тому несколько. Как известно, Украина и РФ являются членами ВТО, следовательно, арсенал мер защиты внутреннего рынка существенно ограничен. К тому же с 1 января 2016 года заработает в полном объеме углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли между Украиной и ЕС, в ответ на что РФ неоднократно угрожала применить ряд ответных мер. Исходя из специфики защитных мер и сложности проведения и доказывания в рамках компенсационных расследований, можно предположить, что увеличится количество именно антидемпинговых расследований и мер.
В статье остановимся на различиях в подходах к проведению именно антидемпинговых расследований на Украине и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), поскольку РФ является его членом, а в соответствии с соглашениями ЕАЭС антидемпинговые расследования проводятся и меры применяются в целом для государств — членов организации.
Статистика
На данный момент на Украине против РФ инициированы два антидемпинговых расследования в отношении азотных удобрений и соды каустической, проводятся два пересмотра действующих антидемпинговых мер в отношении листового флоат-стекла и плит древесноволокнистых, применяются семь антидемпинговых мер в отношении плит древесноволокнистых, листов асбестоцементных гофрированных, нитрата аммония, стрелочных переводов, метанола, флоат-стекла, стеклотары медицинского назначения объемом до 0,15 л.
В свою очередь в ЕАЭС против Украины инициированы четыре антидемпинговых расследования в отношении нержавеющих труб, ферросиликомарганца, прутков и стальных цельноканатных колес, проводится пересмотр антидемпинговых мер в отношении некоторых видов стальных труб, применяются две антидемпинговые меры в отношении некоторых видов стальных труб и стальных кованых валков для прокатных станов.
Доступ к информации
Законодательство Украины предусматривает следующие варианты доступа компаний к информации, касающиеся расследования.
На сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (органа, ответственного за проведение расследований на Украине) есть доступ к уведомлениям об инициировании расследований, продлении их срока, а также о применении/неприменении мер. Такие уведомления размещены также в газете «Урядовый курьер». Однако этот механизм недостаточно удобен для компаний, поскольку указанные уведомления не систематизированы.
Все заинтересованные стороны расследования обязаны рассылать другим заинтересованным сторонам неконфиденциальные версии всех документов (комментариев, писем и т.д.), подаваемых в ходе расследования. Как показывает наш опыт, подготовка и рассылка документов — достаточно трудоемкий процесс. К тому же зачастую документы по разным причинам не доходят к заинтересованным сторонам.
Ознакомление с неконфиденциальными материалами расследования по месту нахождения министерства — тоже достаточно неудобный механизм, особенно для иностранных компаний.
В ЕАЭС доступ к информации и документам обеспечен участникам по-другому.
На сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в разделах, касающихся Департамента защиты внутреннего рынка (орган, ответственный за проведение расследований в ЕАЭС), размещается подробная информация о каждом антидемпинговом расследовании, а именно: сведения обо всех существенных сроках, уведомления об инициировании расследований, продлении их срока, проведении публичных слушаний, применении/неприменении мер, неконфиденциальные версии докладов о результатах проведения расследования (промежуточные и/или окончательные).
Раньше участники расследования могли ознакомиться с материалами расследования исключительно по месту нахождения Департамента. Теперь же им обеспечивается удаленный электронный доступ ко всем неконфиденциальным версиям документов, подаваемых в ходе расследований другими участниками. Этот механизм намного удобнее, поскольку существенно экономит финансовые и временные ресурсы компаний, а также обеспечивает доступ ко всем материалам расследования.
Объект расследования
На Украине расследования могут инициироваться в отношении достаточно широких категорий/видов товара с самыми разными характеристиками. Например, антидемпинговое расследование, связанное с импортом на Украину бытовых холодильников и морозильников было инициировано относительно холодильников и морозильников, однокамерных и двухкамерных, с малым и большим объемом. В данном расследовании рассчитывалась единая демпинговая маржа, применялась одна ставка антидемпинговой пошлины несмотря на то, что объектом расследования становились холодильники и морозильники разных ценовых сегментов, с существенно отличающимися характеристиками.
В ЕАЭС, даже если антидемпинговое расследование инициируется в отношении широкого круга товара, в обязательном порядке осуществляется специальная кодировка товара, позволяющая учесть все существенные характеристики товара и обеспечить справедливое (fair comparison) сравнение цен на внутреннем рынке Украины и экспортных цен. В последующем в вопросниках вся информация предоставляется именно в разрезе таких кодов, маржа рассчитывается для отдельных кодов, а потом рассчитывается единая средневзвешенная маржа.
Связанные компании
В вопросниках, заполняемых компаниями в рамках антидемпинговых расследований на Украине, запрашивается только частичная информация о связанных лицах, а именно: стоимость продаж на экспорт, объем продаж на экспорт, средние цены продажи на экспорт, расходы, связанные с продажей, перечень операций продаж на экспорт или на внутренний рынок Украины.
В ЕАЭС все связанные компании обязаны в полном объеме заполнять отдельные вопросники, в том числе предоставлять все подтверждающие документы. Такой подход обременителен для компаний, участвующих в расследовании (иногда приходится заполнять порядка восьми вопросников в рамках одного расследования). Кроме того, согласно требованиям ЕАЭС, связанные компании обязаны обеспечить сопоставимость предоставляемых ими данных. Но вместе с тем такой подход позволяет Департаменту в полной мере перепроверить достоверность информации, предоставляемой каждой связанной компанией, а также обеспечить справедливый расчет маржи.
Расчет маржи
На Украине по результатам расследования министерство направляет всем заинтересованным лицам неконфиденциальную версию материалов о его результатах, где излагаются основные обстоятельства, установленные в ходе расследования, в том числе расчет маржи. При этом в таких материалах заинтересованные стороны видят только финальный размер маржи и общие подходы к ее расчету. Вместе с тем в материалах отсутствуют цифры, позволяющие перепроверить расчет.
В ЕАЭС совершенно иной подход. Департамент публикует на сайте неконфиденциальную версию доклада по результатам расследования (в случае возможного применения предварительных мер — предварительный доклад), содержащего подробное описание расчета маржи. Параллельно всем заинтересованным сторонам направляется конфиденциальная версия расчета маржи вместе со всеми excel-файлами, на основании которых участники могут проверить правильность расчета маржи, предоставить контррасчет и контраргументы. В последующем Департамент предоставляет свои комментарии к таким контррасчетам и контраргументам, в том числе озвучивает их в неконфиденциальной версии доклада, доступной всем заинтересованным сторонам.
Проверка информации
Для подтверждения информации, предоставленной в вопроснике, на Украине запрашиваются все контракты, счета-фактуры и накладные за весь период расследования, причем на украинском языке. Как свидетельствует наш опыт, министерство не принимает даже разумную выборку документов. В связи с этим иногда приходилось подавать порядка 100 тысяч страниц подтверждающих документов. Министерство проводит выездную проверку национальных производителей, но не иностранных компаний. Возможно, именно с этим связана необходимость запрашивать все документы.
В ЕАЭС Департамент прямо в вопроснике запрашивает выборочный список подтверждающих документов, например, бухгалтерскую отчетность за три года, по три счета-фактуры независимым и связанным покупателям на рынке Украины и на экспорт и т.д. Вместе с тем Департамент в обязательном порядке тщательно проверяет иностранные компании, осуществляя как выездные проверки, так и проверки с помощью удаленного электронного доступа. При невозможности проведения проверки Департамент запрашивает очень широкий перечень нотариально удостоверенных документов с удостоверенным переводом на русский язык.
Таким образом, с учетом потенциального увеличения количества антидемпинговых расследований украинским компаниям следует знать вышеописанную специфику проведения данных процедур в ЕАЭС. Как говорят, предупрежден — значит вооружен.
МАХИНОВА Анжела — старший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…