Обжалование в ходе избирательного процесса — один из базовых способов реагирования на нарушения. Надлежащее регулирование этого института выступает тем самым ключевой гарантией прозрачности и демократичности выборов. Новый Закон Украины «О местных выборах» (Закон) претендует на то, чтобы стать более совершенным по сравнению с законом о выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых председателей, городских голов. Какие новации предполагаются в сфере обжалования?
Ключевой раздел
Вопросы, связанные с обжалованием, в предыдущем законе регулировались в разделе XII «Обжалование решений, действий или бездействия, которые касаются местных выборов» (статьи 85–90). В новом же Законе данный вопрос регулируется разделом XIII «Обжалование решений, действий или бездействия, которые касаются местных выборов. Ответственность за нарушение законодательства о местных выборах» (статьи 94–100 Закона). Таким образом, раздел регулирует и вопрос привлечения к ответственности. Вскользь вопрос обжалования регулирует и раздел, посвященный информационному обеспечению выборов. Согласно статье 50 Закона, общее информационное обеспечение выборов включает информирование избирателей о праве на обжалование нарушений избирательных прав и способы осуществления этого права.
Круг лиц и органов, которые могут подавать жалобы, не изменился. Так, субъекты обращения с жалобой, указанные в части 1 статьи 94, могут с учетом требований настоящего Закона обжаловать в соответствующей избирательной комиссии решения, действия или бездействие, которые касаются избирательного процесса, следующих субъектов обжалования: избирательной комиссии, члена избирательной комиссии; местной организации партии, кандидаты от которой зарегистрированы на соответствующих местных выборах, кроме решения или действий, относящихся в соответствии с законом, ее уставом (положением) к внутренней организационной деятельности местной организации партии; кандидата; уполномоченных лиц, доверенных лиц, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса — только по жалобам, предусмотренным частью 6 статьи 97 настоящего Закона.
Компетентный орган
Решения, действия или бездействие участковой избирательной комиссии (УИК), ее члена могут быть обжалованы в территориальной избирательной комиссии (ТИК), которая образовала соответствующую участковую избирательную комиссию, или в суде. Добавлена норма о том, что в случае если УИК по местным выборам не образуются, а их полномочия в порядке, установленном частью 9 статьи 23 настоящего Закона, выполняют УИК на выборах Президента Украины, на выборах народных депутатов Украины или референдуме, решение, действия или бездействие участковой избирательной комиссии, ее члена, связанные с обеспечением подготовки и проведения выборов депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых председателей, городских голов, старост может быть обжаловано в суде (часть 4 статьи 94 Закона).
Решения или действия местной организации партии, кандидаты от которой зарегистрированы на соответствующих местных выборах, ее должностного лица или уполномоченного представителя, касающиеся избирательного процесса, кроме решений или действий, которые относятся к внутренней организационной деятельности партии, могут быть обжалованы в территориальной избирательной комиссии, зарегистрировавшей соответствующего кандидата, либо в суде (часть 8 статьи 94 Закона). Жалоба на действия или бездействие кандидата может быть подана в территориальную избирательную комиссию, которая зарегистрировала соответствующего кандидата, или в суд.
В участковой избирательной комиссии или в суде обжалуются нарушения, имевшие место во время голосования, допущенные уполномоченными лицами, доверенными лицами, официальными наблюдателями от субъектов избирательного процесса (часть 10 статьи 94 Закона).
Содержательные требования
Требования к форме и содержанию жалобы существенно не изменились. Уточняется, что субъект обращения должен назвать лиц, которых, как он считает, необходимо привлечь к рассмотрению жалобы, или же указать в жалобе об отсутствии таких лиц.
Согласно части 2 статьи 96 Закона, жалоба может быть скреплена печатью вышестоящего партийного органа: «Жалоба, подаваемая от имени местной организации партии — субъекта избирательного процесса, подписывается ее руководителем или другим уполномоченным лицом с удостоверением подписи печатью местной организации партии или соответствующей организации политической партии высшего уровня».
Надлежащим образом оформленная жалоба рассматривается соответствующей территориальной избирательной комиссией на заседании в течение двух дней со дня ее получения, а Центральной избирательной комиссией — в течение трех дней со дня ее получения (часть 4 статьи 97 Закона).
К жалобе прилагается оригинал или заверенная в соответствии с требованиями законодательства копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего ее. Руководитель местной организации политической партии действует как представитель соответствующей местной организации политической партии без дополнительного полномочия.
Регулирование порядка рассмотрения жалоб, исследуемых доказательств и решений, принимаемых избирательной комиссией по результатам рассмотрения жалобы, с принятием нового Закона не изменилось.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…