Многие годы практика авиационного права, отображая упадочное состояние отечественного рынка воздушных перевозок, была недооценена и не находила должного развития в специализации крупных юридических фирм. Это неизбежно отразилось на количестве профильных специалистов, имеющих состоявшийся опыт отраслевой работы и консультирования.
Перспективы и роль авиационного права как отдельного направления юридической практики, особенности отраслевой специализации и сложности, с которыми сталкиваются отечественные и международные авиаперевозчики, мы обсудили с партнером ЮФ «Астерс» Алексеем Демьяненко, недавно возглавившим авиационную группу организации WSG.
– Насколько оправдано выделение и развитие авиационного права как отдельного направления практики?
— Авиационное право достаточно сложное и требует узкопрофильных знаний, включая терминологию, что позволяет говорить с клиентом на одном языке, акцентируя внимание не на содержании проблемы, а на оптимальных путях, способах и методах ее решения. Юридический рынок передовых стран развивается путем нишевой специализации, что предполагает наличие специалистов, «заточенных» на решение конкретных задач и совершенствующих свой отраслевой навык и глубину экспертизы. Исходя из этих соображений, некоторые фирмы сужают авиационное право, выделяя в нем отдельные направления работы и набирая под каждое направление команду юристов, с целью предоставления более качественных профессиональных и предметных услуг, не идущих в ущерб срокам консультации.
– Какие услуги наиболее востребованы среди клиентов практики авиационного права?
— Задачи, пользующиеся спросом среди клиентов практики, отображают общие тенденции на юридическом рынке, связанные с уменьшением контрактной работы и ростом удельного веса услуг, касающихся разрешения споров в досудебном, судебном и арбитражном порядке. Бизнес, реагируя на сложности, конъюнктуру и проседание рынка, а также на резкое падение показателей прибыли и рентабельности, работает «на вчера», требуя от юридического консультанта, который претендует на прочное, доверительное и продуктивное сотрудничество, молниеносной реакции, не влияющей на стабильно безупречное качество консультации.
Стремительно увеличивается количество разбирательств за пределами Украины. Данное утверждение особенно справедливо для авиаперевозчиков, поскольку их бизнес связан с перелетами и коммерческими отношениями с аэропортами и компаниями, в том числе с подрядчиками, занимающимися техническим обслуживанием воздушных судов, в разных странах и частях мира.
Если говорить о договорных отношениях, таких как лизинг воздушных судов, важно наличие документов, включая юридические заключения, в виде шаблонов, приемлемых для финансирующих банков и лизингодателей. Должны быть учтены валютные ограничения — индивидуальное лицензирование и акт ценовой экспертизы, а также предоставлены и отображены заверения, предположения и оговорки относительно кодов авторизации и безотзывных полномочий на снятие с регистрации и экспорт воздушного судна (IDERA), выдаваемых на основании Кейптаунской конвенции. Кейптаунская конвенция, один из важнейших международных документов в сфере гражданской авиации, была ратифицирована Украиной в 2012 году, вместе с тем ее положения длительное время не подлежали применению в связи с отсутствием процедурного законодательства. Юристы «Астерс», учитывая потребности одной из сделок по лизингу воздушных судов в пользу украинского оператора, которая была приостановлена до внедрения положений конвенции, привлекая иностранных партнеров, а также используя опыт Федеральной авиационной службы США, оказали содействие Государственной авиационной администрации в разработке необходимых нормативно-правовых документов. Итог — первая на Украине IDERA и код авторизации, который в последующем был использован для регистрации имущественных прав на воздушное судно, переданное в лизинг, в международном реестре в Ирландии.
С учетом ситуации в стране и роли оборонной промышленности возможна интенсификация услуг, связанных с военной авиацией.
– Что повлияло на развитие практики авиационного права в «Астерс», какое место она занимает в структуре фирмы?
— Наша фирма с момента ее учреждения имела ряд авиационных клиентов, со временем накапливался опыт, расширялись знания отрасли. Проанализировав количество и интенсивность работы, партнерский состав принял решение о выделении авиационного права в самостоятельное направление практики. Понимая широкую географию и глобализацию интересов и запросов клиентов, мы присоединились к ассоциации L2B, международному объединению юридических фирм, специализирующихся в области авиации, для оказания высококачественных услуг в любой стране или странах мирах по принципу единого окна. Авиационное право, пройдя длительный путь развития внутри «Астерс», тесно связано с практиками трудового права, контрактной, налоговой и корпоративной работы, а также валютного регулирования и генерирует стабильный доход независимо от ситуации на рынке.
Несмотря на сложности отрасли, периодически поступают запросы от иностранных компаний, приценивающихся и готовых в том или ином виде работать на украинском рынке.
– Какие меры необходимо предпринять для активизации рынка воздушных перевозок?
—Рост авиационной промышленности напрямую связан с упразднением либо упрощением валютных ограничений и укреплением обменного курса гривны. Прибыль и рентабельность флота зависят от спроса пассажиров на перевозки, который определяется рядом факторов, прежде всего стоимостью перелета. Авиаперевозчики, имея большую долю расходов в иностранной валюте, подвержены девальвации гривны и болезненно связаны ограничениями Национального банка, включая обязательство по продаже валютной выручки.
Соглашение об открытом небе, если оно будет подписано в ближайшее время, способно дать толчок к развитию воздушного сообщения и объемов перевозок, увеличив количество перелетов и географию маршрутов.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…